Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 27.01.2017

Статья просмотрена: 657 раз

Библиографическое описание:

Мартынова О. Г., Валишин Э. Х. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 337-342. — URL https://moluch.ru/archive/138/38777/ (дата обращения: 23.04.2018).



В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средства, методы и принципы обучения которые необходимо применять на данных занятиях. Выявлены особенности поведения ребенка с РАС во время двигательной активности, и исходя из этого подобраны способы и формы преодоления моторных стереотипов аутистов.

Ключевые слова: аутизм, РАС, коррекция РАС, адаптивная физическая культура, моторные стереотипы

Аутизм — это постоянное состояние, требующие не лечения, а «развития возможностей в рамках отклоняющихся параметров психики».

Проблема аутизма становится все более актуальной для современной психопатологии, специальной педагогики. Количество детей, страдающих аутизмом, с каждым годом увеличивается (Рис 1). Актуальность проблемы детского аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом инвалидов детства.

В современных клинических классификациях аутизм включен в группу первазивных, т. е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в аномальном развитии всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи.

У детей с аутизмом, так же как и у всех детей с нарушениями психического развития, существуют проблемы формирования моторных функций — и в целом это отражается на формировании двигательных качеств ребенка. Существует большая разница в моторных возможностях аутичного ребенка при непроизвольном движении и при упражнении, когда необходимо сознательно управлять своим телом.

Рис. 1. Распространенность аутизма в мире

В случае раннего детского аутизма, формирования двигательной сферы должно основываться, в первую очередь на формирование способности ребенка к произвольной организации движений собственного тела [1].

Таким образом, в случае раннего детского аутизма основной целью занятии по моторному развитию становиться формирования способности ребенка к произвольной организации движений собственного тела, исходя из цели на занятиях адаптивной физической культурой с детьми с РАС решаются следующие задачи:

  1. Совершенствовать физическое состояние для ребенка с РАС средствами двигательную активность, физической культуры для преодоления моторных стереотипов поведения (инстинктивно повторяющиеся движение);
  2. Стабилизация психо — эмоциональной сферы ребенка аутиста;
  3. Создание благоприятные условия для социализации и коммуникации детей с РАС;
  4. Расширение кругозора и развитие жизненно необходимых социально — бытовых навыков. Для комплексной работы на занятиях адаптивной физической культуры необходимо понимать полный объем реабилитационный мероприятий при работе с детьми с РАС, которые мы представили в логико — смысловой модели (Рис.2).

D:\Documents\Edgar\Desktop\РЕФЕРАТЫ\ФОТО\анапа\ЛСМ 3.png

Рис. 2. Логико-смысловая модель реабилитации детей с РАС

Рекомендуется проводить занятие по адаптивной физической культурой с детьми с РАС на базе реабилитационных центров, образовательных учреждений укомплектованных персоналом для работы с детьми с аутистами, в его состав входят врач — психиатр, учитель — логопед, учитель — дефектолог, педагог дополнительного образования. Ведь перед началом занятий необходимо осуществить комплексную диагностику «особенного ребенка». Она включает консультация врача — психиатра, диагностика направленная на выявление уровня психологического развития у детей с РАС, их готовности к обучению, с целью определения формы и программы коррекционной работы; психомоторная диагностика с целью выявления особенностей управления локомоторными движениями, определения сенсомоторных и эмоционально — моторных реакций, определения готовности ребенка к овладению движениями и поиска компенсаторных путей; педагогическая диагностика с целью определения степени овладения двигательными умениями и навыками.

Такой комплексный системный подход к решению проблемы является объективным, помогает изучить ребенка с аутизмом всесторонне, выработать рекомендаций к составлению индивидуальных программ, осуществление индивидуального подхода правильно определить пути педагогического воздействия на развитие всех психических процессов, в том числе двигательной функции.

Изучив и проанализировав основные методы коррекции аутизма, можно прийти к выводу, что не один из них не может по воздействовать на все отклоняющиеся поведенческие характеристики аутиста, каждый из них частично применим. Исходя из этого, необходимо сочетать методы коррекции в проведения занятия по адаптивной физической культуре. Одним из этих методов, является АBA — терапии.

Использование отдельных приемов АBA — терапии допускается для выработки конкретных физических навыков. Отработка навыков важнейшая часть коррекционной работы с аутичным ребенком, но важно, чтобы эти отработанные навыки использовались не только в определенных и местах и ситуациях т. е. местная социализация, но и в последующий жизни, в непредвиденных ситуациях навык автоматизировано срабатывал, перенос его в другие условия. При этом уделяется внимание, бытовом и социальным навыкам. В первую очередь, это самообслуживания в раздевалки, а так же гигиена во время занятия.

Учеными выявлено что ребенок с РАС имеет чрезмерную одаренность в отдельных видах деятельности (спорт, математика, компьютерная техника и т. д.), т. е. дети с РАС является более талантливыми чем здоровый ребенок. Выявив эти особенности, педагог может использовать это как несомненный плюс при обучении, что приведет к эффективным результатам образовательной программы.

Моторный стереотип это проявления аутостимуляции «особенного» ребенка, его саморегуляция и самозащита. «Гасить» проявляемую аутостимуляцию простыми наставлениями и указаниями не эффективно, что может привести нарастанию состояния «аутистической отрешенности», т. е. углубления аутизма. Гораздо продуктивнее подключиться к аутостимуляции, придавая ей игровой смысл (конечно, к тем ее видам, которые можно обыграть) создавая ситуации игрового взаимодействия, в обозначенном нами методе коррекции аутизма, это подвижные игры. В начале игровых занятий присоединение к аутостимуляции — прекрасный способ наладить контакт с аутичным ребенком. Например, если аутичный ребенок без контролируемо потряхивает руками, раскачивает тела, кружиться (в форме проявления аутостимуляции), то педагогу по коррекционной работе, необходимо построить игру так, где дети в игровой форме будут имитировать эти движения.

Генеральный принцип обучения будет исходить от постулата «от частей к целому». То есть «подкрепляется» каждый освоенный ребенком блок цепочки, каждое отдельное действия из тех, что составляют определенный навык. Важно, чтобы блоки движений собирались в итоге в целостное упражнения.

Эффективней метод будет работать, если будет сопрягаться с естественными повторениями пройденного материала в русле домашнего воспитания, если родители прикладывают специальные усилия к тому, чтобы проговорить, прокомментировать для ребенка, проиграть и прорисовать вместе с ним житейские события, т. е. организовать общую жизнь, переживая и осмысливая ее вместе с ребенком. Конечно, подсказывая и общую логику, и специальные приемы организации такого режима родителям должны специалисты [2]. Для реализации вышеуказанных направлений, эффективно использовать упражнения из специально разработанной программы «Моторная азбука». Эта программа основывается на закономерностях формирования уровней построения движений, описанных Н. А. Бернштейном (1947), на методике обучения движениям детей дошкольного возраста С. В. Маланова (2001), на методах двигательной коррекции нарушений развития Е. В. Максимовой (2008) [3].

Рис. 3. Учебные способности детей с РАС

Для критерии оценки разработанной образовательной программы для детей с РАС целесообразно включить следующие категории — выполняет самостоятельно, нуждается в помощи, не может и не пытается выполнить. Необходимо оценивать детей с РАС по данным критерием через определённый период, для разработки плана на дальнейшее обучения.

Результаты исследования показали, что обучение в социуме, в группе индивидов является приемлемой формой обучения и воспитание социальных навыков. Сами же учебные способности аутичных детей проявляемые в образовательных учреждениях оцениваются большинством респондентов как низкие — 85 % (Рис. 3).

Так же важную часть на занятиях адаптивной физической культуры с детьми с РАС занимает игровая деятельность. Аутичных детей характеризуют низкий уровень развития игровых и символических навыков. Игра для аутичных детей имеет огромное значения, она оказывает существенное влияние на поведения ребенка, которое становиться менее однообразным, стереотипичным и более гибким, игра позволяет развивать их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображение.

Специально организованная игровая деятельность, включающая подвижные игры по упрощенным правилам, игровые задания и игровые композиции относится к игровому методу. Целенаправленно подобранные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, точность, дифференцировку усилий, улучшает речевую деятельность, тем самым стимулируя развитие физических, психомоторных, интеллектуальных и коммуникационных способностей у детей с аутизмом.

Рекомендуется проводить следующие игры «Ровным кругом», «Шар», «Поезд», «Карусель», «Передай мяч», «Говорящий мяч» и другие. Игра — является один из элементов модели социально-педагогической адаптивности детей с РАС на занятиях адаптивной физической культурой, полную ее структуру можно увидеть в таблице 1.

Модель социально-педагогической работы представляет единство компонентов:

– Диагностического: изучение условий жизни учащихся, оформление дневника сопровождения, акта первичного обследования социально-бытовых условий, заключения по результатам обследования;

– Содержательного: терапевтическо-педагогическая работа, включающая в себя:

а) консультативную и профилактическую работу с семьями, специалистами;

б) пропаганду социально-адаптационной культуры в микросоциуме (специального образования и семейной микросреды воспитания);

в) индивидуальные занятия с детьми по формированию коммуникативных навыков и учебного поведения;

– Организующего: координация специалистов по развитию, воспитанию, обучению детей.

Модель деятельности, направленной на формирования социально-педагогической адаптивности детей сРАС на занятиях адаптивной физической культурой

Такая работа предполагается в следующих аспектах:

– Информационном;

– Организационном;

– Адресной бытовой помощи;

– Психологической поддержки.

Особое значение придается организации встреч родителей для передачи опыта и оптимизации восприятия ребенка, эмоциональной поддержки и стремления двигаться вперед вместе с ребенком.

Кроме отведенных занятий адаптивной физической культурой необходимо устраивать детям с РАС обязательные физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня обучающихся включаются: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минуты и физкультурные паузы на общеобразовательных уроках, физические упражнения и подвижные игры на динамических переменах, спортивный час в группах продленного дня, занятия лечебной физической культурой [4]. Необходимо сформировать привычку (выработать положительный стереотип в поведении) у детей с РАС, к занятием физической культурой и спортом, что приведет к снижению ритуального поведения и социализации аутистов в обществе.

Литература:

  1. Никольская О. С. и др. Аутичный ребенок. М.: Теревинф, 2002. — 342 с.
  2. Лимблинг М. М. Десять аргументов против АВА — терапии / М. М. Лимблинг // Дефектология. — 2014 — № 2–92 с.
  3. Плаксунова Э. В. Адаптивное физическое воспитание детей с аутизмом. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии // Дефектология. — 2011. — № 3. — 97 с.
  4. Плаксунова Э. В. Стимуляция и развитие движений у детей с расстройствами аутистического спектра. М., 2011. — 222 с.
Основные термины (генерируются автоматически): адаптивной физической, занятиях адаптивной физической, адаптивной физической культурой, адаптивной физической культуры, расстройствами аутистического спектра, занятий адаптивной физической, коррекции аутизма, коррекция РАС, методе коррекции аутизма, РАС средствами двигательную, детского аутизма, социально-педагогической адаптивности детей, РАС целесообразно, РАС обязательные физкультурно-оздоровительные, раннего детского аутизма, обоснование адаптивной физической, средствами адаптивной физической, преодоления моторных стереотипов, адаптивной физической культуре, движений собственного тела.

Ключевые слова

аутизм, РАС, коррекция РАС, адаптивная физическая культура, моторные стереотипы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос