Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 октября, печатный экземпляр отправим 6 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Литвинова, А. О. Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра / А. О. Литвинова, Ю. Н. Прямкова, Ю. И. Чеснокова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16636/ (дата обращения: 22.09.2021).

Препринт статьи



В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

Ключевые слова: ребенок, аутизм, когнитивный дефицит, сенсорная доминантность, социальное взаимодействие, РАС.

Проблема аутизма в современном обществе начинает приобретать свою остроту, так как с каждым годом число детей с диагнозом «аутизм» начинает расти.

Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации — процессе общения и передачи информации другим людям.

Когнитивные нарушения у детей с РАС наблюдаются у каждого второго ребенка. Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere — познавать. Познавательные способности присущи любому человеку, а степень их развития индивидуальна. В широком смысле «когниция» означает возможность усваивать и перерабатывать информацию и тесно связана с развитием головного мозга.

Когнитивные навыки нужны для того, чтобы понять, что мы видим или слышим, суметь прочитать или написать текст, сложить или вычесть, распланировать свой день, проанализировать ситуацию. Когнитивная сфера охватывает всю человеческую деятельность и начинает формироваться с первых месяцев жизни, поэтому когнитивные нарушения у детей очень важно выявить как можно раньше.

У детей с расстройством аутистического спектра ярко выраженно нарушение познавательного развития, которое рассматривается как когнитивный дизонтогенез. В зависимости от уровня когнитивного развития детей с РАС, выделяют следующие варианты [2]:

1) Искаженный — проявляется диссоциированным сочетанием нормативного и опережающего развития с элементами отставания;

2) Дефицитарный — проявляется отставанием от нормативного развития по некоторым сферам;

3) Регессивно-дефектирующий — проявляется с отставанием от нормативного по всем сферам.

Ф. Аппе в своих трудах классифицирует аутизм по трем признакам нарушений [1]:

  1. Социальное взаимодействие:

— проявляются трудности в регуляции и отслеживании внимания другого человека (дети с аутизмом не смотрят куда или на что показывает взрослый привлекая их внимание);

— трудности в подражании (дети с аутизмом не могут воспроизвести движения по образцу);

— затруднение в опознавании эмоционального состояния (дети с аутизмом не соотносят изображение эмоции и интонации).

  1. Коммуникация — у детей с аутизмом варьируются нарушения речи: полностью неговорящие дети, бегло говорящие, дети с эхолалией, дети использующие отдельные слова, но с отсутствием беглой речи. Чаще у детей с аутизмом наблюдаются такие речевые проблемы, как:

— Задержка или остановка речевого развития без какой-либо компенсации с помощью использования жестов;

— Отсутствие реакции на других людей;

— Стереотипное использование речи;

— Замена местоимений («ты» вместо «я»);

— Использование обычных слов в необычном значении, использование неологизмов;

— Неспособность начать и поддержать диалог;

— Нарушение просодики (тон, ударения, интонация);

— Трудности с пониманием и употреблением понятий;

— Нарушение невербальной коммуникации (жестикуляции, мимическая экспрессия).

  1. Способность к воображению — у детей с аутизмом полностью отсутствует «символическая» игра (использование предметов заместителей, которые отражают накопленный его реальный жизненный опыт). Символическая игра у детей с аутизмом заменяется на стереотипные, а в процессе навязчивые действия.

Дети с РАС имеют недостаточно развитые способности связывать различные элементы в единое целое, что приводит к ограниченному восприятию и понимаю окружающего мира, к трудностям в понимании мыслей, намерений и чувств других людей. На когнитивном уровне это проявляется по двум направлениям: первое — аутичный ребенок не понимает то, что он воспринимает; второе — не может адекватно реагировать и планировать свой ответ [4].

В зарубежной психологической литературе выделены два вида дефицита когнитивных функций у детей с аутизмом: когнитивный дефицит частного характера и когнитивный дефицит общего характера, связанный с нехваткой навыков переработки информации, планирования и концентрации внимания [6]. В соответствии с этим авторы выделяют два основных типа сенсорно-перцептивных нарушений у детей с аутизмом: сенсорная доминантность и чрезмерная избирательность при восприятии стимулов.

Для детей с аутизмом многие зрительные образы, звука, запахи, тактильные ощущения могут стать неприятными и даже болезненными. Сенсорный дефицит очень распространён среди детей, страдающих аутизмом. Это может быть гипер- и гипосензитивность к определенным стимулам, чрезмерно избирательное внимание и нарушение переключения внимания между различными сенсорными сигналами, расстройства, связанные с согласованием различных сенсорных модальностей.

Для детей с РАС характеры такие сенсорно-перцептивные нарушения как [7]:

— сенсорная доминантность — тенденция фокусировать внимание на стимулах определенного типа в ущерб восприятии. Других стимулов (предпочтение слуховых стимулом зрительных);

— чрезмерная избирательность при восприятии стимулов — тенденция фокусировать внимание на тех или иных характеристиках или окружающей обстановки, игнорируя другие не менее важные характеристики.

В следствии такой узкой направленности восприятия на отдельные детали окружения, создается впечатление что дети с РАС обладают туннельным зрением или слухом.

Теоретические исследования В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской [3] показали, что в рамках концепции искажение развития когнитивных функций — это следствие нарушений в аффективной сферу. R. Hobson рассматривает аутизм как аффективное расстройство с нарушением межличностных отношений [6].

У детей с РАС наблюдаются проблемы с пониманием специфики различных психических состояний (намерения, эмоции, желания) — как других людей, так и собственных. Развитие способности распознать собственные и чужие эмоции получило название ментализации. Основные проблемы у детей с аутизмом возникают в следствии дефицита процессов ментализации. Иными словами, дети с расстройствами аутистического спектра страдают «психической слепотой» — у них не развивается способность распознать естественным образом психические состояния других людей [5].

Таким образом, отсутствие или недоразвитие когнитивных способностей может создавать определенные трудности в формировании социального опыта у детей, страдающих аутизмом.

Литература:

  1. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф.Аппе. М.: Теревинф, 2006. 216 с.
  2. Коваль-Зайцев, А. А. Виды 4когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами: автореф. дис..канд. психол. наук/ А. А. Коваль-Зайцев. — СПб., 2010. -28с.
  3. Лебединский, В.В., Никольская, О.В., Баенская, Е. Р. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Электронный ресурс] https://docplayer.ru/74217891-Lebedinskiy-v-v-nikolskaya-o-s-baenskaya-e-r-libling-m-m-emocionalnye-narusheniya-v-detskom-vozraste-i-ih-korrekciya.html. Дата обращения 02.07.2021
  4. Садовская, Ю. Е. Аутизм и дисфункция сенсорной интеграции в детском возрасте / Ю. Е. Садовская, В. И. Родинова, М. Б. Блохин, А. Л. Битова // Журнал Психического здоровье, 2010. № 11. С.35–38.
  5. Baron-Coher S.1995 Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Cambridge, MA: MIT Press.
  6. Hobson R. P.1993. Autism and the development of mind. Hove, Sussex: Lawrence Erlbaum Associates.
  7. Klinger L. G., & G. Dawson. 1995. A fresh look at categorization abilities in persons with autism. In Leaming and Cognition in Autism, E. Schopler, and G. B. Mesibol, eds. New York: Plenum, pp. 119–136