Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 15.08.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Кобяшева А. М. Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС // Молодой ученый. — 2019. — №33. — С. 117-118. — URL https://moluch.ru/archive/271/62022/ (дата обращения: 16.09.2019).



Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима дня, формирование коммуникативных средств общения, навыков самообслуживания.

Ключевые слова: ребенок, аутизм, мотивационная установка взрослых, ASD, последовательность событий, обращенная речь.

Расстройства аутистического спектра (англ. autism spectrum disorder, ASD, детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера) — нейроонтогенетическое расстройство общего и психического развития с наступлением в младенчестве или детстве. Данное расстройство характеризуется ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями, а также стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи. Главным проявлением представителей с РАС являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми. Основным признаком расстройства является дефицит в социальной коммуникации и взаимодействии [1].

В пакете социальных услуг предусмотрено, что каждый ребенок с нарушением развития должен получать образовательные услуги независимо от неврологического статуса и уровня социальных возможностей.

Ключевые направления работы с детьми с РАС: интегрированное психолого-педагогическое сопровождение, реализуемое в форме разных моделей: дробной и временной интеграции (на этапах адаптации); комплексной (полной) интеграции (на этапе коррекции/реабилитации); личностно-ориентированный подход к обучению, воспитанию и коррекции, применение методов эмоционально-образного взаимодействия: эстетопсихотерапия с элементами игровых терапевтических практик, музыкальной, театральной коррекции с использованием приемов и способов поведенческой терапии; вовлечение родителей в обеспечение реабилитационных мероприятий; организация адекватного медицинского сопровождения.

На основе многолетних наблюдений и анализа особенностей поведения детей с РАС нами были определены ключевые моменты, требующие особого внимания для успешной и эффективной коррекционной работы в домашних условиях: организация и визуализация временных понятий, речевой «регламент», режим занятий, мотивационные установки взрослых, организация окружающей обстановки.

Распорядок дня. Создание особого режима дня для ребенка с РАС — крайне необходимое условие его развития и коррекции. Очень часто остается несформированным понимание продолжительности, последовательности событий; ребенок не в состоянии планировать свое время. Для преодоления данных трудностей (с учетом резко ограниченного понимания обращенной речи, склонности к стереотипам, упорядочиванию) необходимо продемонстрировать последовательность событий с использованием различных видов визуальной поддержки (схемы, таблицы, карточки, обозначающие правильное поведение), поощрения (любимая еда, специальные игры, направленные на утоление сенсорного голода), физические упражнения) и т. п.

Речевой «регламент». Большая часть детей с расстройством аутистического спектра имеют выраженное отставание в речевом развитии по сравнению со своими сверстниками. В ряде случаев доступно ситуативное понимание отдельных высказываний, но чаще всего сохраняются довольно длительные (при тяжелых формах аутизма) трудности внеситуативной речи. Соблюдение речевого «регламента» важно учитывать при разработке дальнейших направлений работы: стабильно спокойная атмосфера; строгая ситуативность обращенной речи; краткость, емкость; фиксация визуального внимания ребенка на артикуляции взрослого; обязательны комментирования действий ребенка; дублирование вопроса на фоне отсутствия реакции и формирование ответа буквально «рука в руку»; предъявление простых (преимущественно одноступенчатых) инструкций.

Мотивационные установки взрослых. Решающее влияние на эффективность оказывают грамотные установки, стратегический анализ поведения родителей, и правильная тактика взаимодействия родственников, педагогов, сопровождающих семью с ребенком с РАС. Основные мотивационные установки: терпимость и доброжелательность по отношению к ребенку, целеустремленность и упорство, последовательность и системность в требованиях к ребенку, предвосхищение и недопущение попыток манипулирования поведением взрослого; внимательность и оптимистичность; учет интересов ребенка.

Окружающая обстановка. Для ребенка с РАС окружающее его привычное пространство требует упорядоченности, постоянства и умеренности по отношению к предметам домашнего обихода.

Таким образом, развитие ребенка с аутизмом в несравнимо большей степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его нравственном, личностном и физическом становлении, разнообразия воспитательных и коррекционно-реабилитационных мероприятий. Правильным представляется совместная со специалистами работа по поиску рациональных способов социальной интеграции детей с аутизмом (забота о воспитании, образовании, трудоустройстве), которая соответствовала бы особым возможностям молодых людей.

Литература:

  1. Балашова В. П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2018. — № 46 — С. 247–249.
  2. Коэн Ш. Жизнь с аутизмом / Перевод с англ. Игорь Костин / Ш. Коэн — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. — 240 с.
  3. Лебединский В. В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза / Психология аномального ребенка. Хрестоматия Т. 2/ В. В. Лебединский. — М: ЧеРо, 2002. — 493 с.
  4. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей / Л. Г. Нуриева — М.: Теревинф, 2003. — 160с.


Задать вопрос