Вовлечение в социальную активность подростков группы риска: анализ проблемных зон и механизм их преодоления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 17.10.2023

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Голосова, М. С. Вовлечение в социальную активность подростков группы риска: анализ проблемных зон и механизм их преодоления / М. С. Голосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106782/ (дата обращения: 01.05.2024).



Актуальность выбранной темы обусловлена серьезной проблемой большого количества подростков, находящихся в сложных условиях развития и социализации. Поэтому обеспечение их прав на жизнь, развитие и защиту считается высшим приоритетом современной педагогики и государственной политики в отношении подрастающего поколения.

Ключевые слова: подростки, риск, активность, социализация, педагогика.

The relevance of the chosen topic is due to the serious problem of a large number of adolescents in difficult conditions of development and socialization. Therefore, ensuring their rights to life, development and protection is considered the highest priority of modern pedagogy and state policy towards the younger generation.

Keywords: adolescents, risk, activity, socialization, pedagogy.

Ухудшение социально-экономического положения в стране, изменение институтов семьи, искажение нравственных устоев и ухудшение здоровья населения наносят огромный ущерб, в основном молодому поколению, что приводит к увеличению численности подростков «группы риска».

На современном этапе развития растет число семей неблагополучно проживающих, семей, которые включают в воспитательный процесс методы деструктивного типа. Вышеизложенные положения противоречат нормальному процессу социализации ребенка, следствием этого становится отсутствие нормального развития личности, что объясняет попадание таких детей в «группу риска».

В педагогике и психологии есть большое количество исследований, посвященных данной проблеме, однако, на данный момент имеются противоречия между требованием государственной власти проводить эффективную воспитательную работу с подрастающей молодежью «группы риска» в бюджетных организациях образовательного характера и недостаточной разработанности программных механизмов по реализации деятельности воспитательного характера с подростками «группы риска».

В социально-нестабильных условиях требуется найти новые возможности социальной активности, потому как подростки и молодые люди нуждаются в социальном развитии, которые способствуют изменениям в обществе, росту уровня жизни населения, повышению развитости государства.

В любом обществе и на различных этапах жизни человек играет различные социальные роли, которые определяются присущими этому обществу и этапу ценностями и нормами.

В современном обществе возникает потребность в новых технологиях в деятельности всех социальных институтов, работающих с детьми, ведь необходимость подготовки к быстро меняющимся условиям жизни, развитию различных форм воспитания, роста жизненного и социального успеха сегодня очень актуальна [1, с. 232].

Подростки из «группы риска» — результат серьезной нестабильности российского общества. Для детей, живущих на грани закона и преступности, здоровья и болезни часто не существует установленных обществом норм, не существует источника ценностей и поведения, источника социального опыта, что толкает их на асоциальное поведение.

Существуют социальные механизмы реализации организационно-правовой базы участия подростков «группы риска» в общественной деятельности:

— разработка целостной системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, охватывающей основные сферы жизни;

— развитие форм социальной работы с молодежью, позволяющих улучшить положение различных групп молодежи;

— совершенствование мер государственной поддержки детей и молодежи, оставшихся без попечения родителей, в том числе по развитию всестороннего образования молодежи-инвалида;

— развитие форм государственной поддержки несовершеннолетних при профилактическом лечении в учреждениях лишения свободы (в том числе дополнительной социальной);

— улучшение условий стимулирования образовательного процесса в учреждениях высшего и профессионального образования, в том числе развитие системы стипендий и предоставление временного проживания в общежитиях;

— повышение осведомленности среди молодежи путем проведения «глубокого изучения» принципов равной оплаты труда и информирования молодых людей о важности страхового опыта и легальной занятости [2, с. 77].

Эти положения отражают не только высокую актуальность рассматриваемой нами проблемы — социализации подростков «группы риска», но и определяют основные направления, по которым необходимо двигаться при работе с данной категорией молодого поколения.

На сайте Российского движения школьников появился новый образовательный онлайн-курс «Взаимодействие регионального отделения РДШ с комиссией по делам несовершеннолетних. Работа с детьми «группы риска». Он предназначен для поддержки специалистов региональных отделений Российского движения школьников, работающих в комиссиях по делам несовершеннолетних, классных руководителей, педагогов, психологов и всех неравнодушных к судьбам трудных детей.

«Современному педагогу необходимо проявить не только свой талант для того, чтобы направить способности таких детей в нужное русло, а для этого нужны качественные знания об особенностях работы с таким типом детей. Онлайн-курс Корпоративного университета РДШ направлен именно на обогащение инструментария педагога. Я уверена, тем, кто пройдет это обучение, трудные дети откроются по-новому, а может быть, и вовсе станут их помощниками», — считает исполнительный директор РДШ Ирина Плещева.

В программе курса рассматриваются следующие темы: «Трудные дети и их семьи», «Детская агрессия», «Виды буллинга», «Работа с социальными сетями». Представлены техники взаимодействия с детьми и подростками, относящимися к «группе риска», даны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы о ненормативном поведении школьников и конкретные рекомендации для педагогов по профилактике и коррекции девиантного поведения.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости современного подхода, необходимости привлечения новейших педагогических технологий для решения задачи социализации девиантных категорий подрастающего поколения, а также раннего выявления и коррекции поведения подростков «группы риска». Из организационно-правового анализа видно, что тема «групп риска» актуальна и рассматривается на федеральном уровне, однако отсутствует связь между практикой в школах и образовательными программами по вовлечению подростков в социальную активность.

Профилактические мероприятия являются важной частью социально-педагогического процесса, целью которого является выявление несовершеннолетних с асоциальным поведением.

Для формирования личности подростка необходимо определить индивидуальные причины личности, усвоить задачи общения со сверстниками и взрослыми, развивать общественно-воспитательную деятельность. Как показывает педагогический опыт, эффективные формы и методы воспитательного процесса позволяют предупреждать и устранять отсталое поведение молодежи.

Эволюция всегда сложный, многослойный и опасный процесс. Одна из основных проблем заключается в том, что в развитии социального научения задействовано множество аспектов. Основным путем развития является обучение молодежи различным ценностям, моделям поведения и т. д. Из-за ограничений социальных знаний подростки часто теряются между различными вариантами выбора и типами поведения.

Современные методики по работе с молодежью «группы риска» направлены на социальный контроль. Стоит изменить вектор понимания с социального контроля на вовлечение в социум и позитивные действия подростков. Так, выявляя аномальное поведение для реабилитации и заменяя опасные аномальные формы особо полезными социальными формами, преподавателям создать условия для социальной поддержки.

После проведения диагностического исследования нам удалось выявить основополагающие аспекты, которые требуют внимания в рамках вовлечения подростков в социальную активность. Так, у подростков «группы риска» малое количество друзей, что связано с их утерянным доверием к людям, негативным опытом взаимоотношений с родителями, одноклассниками, преподавателями и службами ОПНД и полиции.

Большая часть детей осознает, что вела асоциальный образ жизни и старается изменить свое положение в обществе, однако из большинства жизненных ситуаций, в том числе из зависимостей (наркотической, алкогольной, табачной, гаджетозависимости) подростки не в силах найти самостоятельно выхода и им требуется квалифицированная помощь.

Таким образом, в ходе исследования нами было выявлено, что подросткам «группы риска» требуется квалифицированная помощь и разработка рекомендаций по организации мероприятий по социальному вовлечению. Не все дети в силах самостоятельно преодолеть достойно данный этап и начать работать над собой и своим образом жизни.

В коррекционной работе с подростками «группы риска» предусмотрены следующие виды совместной работы: организация общественно полезных работ (уборка территории, волонтерство, помощь пенсионерам и т. д.); организация встречи подростков «группы риска» с представителями различных профессий — пожарные, полицейские, врачи, бизнесмены и т. д.; организация на базе школы бесплатных кружков и секций, которых еще нет в школе, которые были бы актуальны для подростков; организация концертов и мероприятий с участием родителей подростков «группы риска».

Общественная и волонтерская деятельность, а также мероприятия, проводимые в школе на объединение их семей, сплочение коллектива, психолого-педагогические сессии — все это позволит подростку выйти из «группы риска».

Литература:

  1. Изотова И. Ю. Специфика психологических защит у лиц с химической зависимостью / И. Ю. Изотова // E-Scio. — 2020. — № 11(50). — С. 232–247
  2. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. М.: Академия, 2014. — 375 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, ребенок, социальная активность, асоциальное поведение, квалифицированная помощь, молодое поколение, подрастающее поколение, работа, развитие, развитие форм, Российское движение школьников, социальный контроль, том.


Похожие статьи

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного...

Управление процессом профилактики правонарушений...

Профилактическая работа с обучающимися — процесс сложный, продолжительный по времени. Проводимая работа направлена на формирование, основ защиты прав и интересов детей, профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Роль физической культуры и спорта в профилактике...

и другими социальными факторами, аддиктивное поведение искажает образ жизни ребенка. Делинквентное поведение — это повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки. Таким образом, психологу необходимо правильно провести работу с подростком.

Девиантное поведение подростков как одна из социальных...

Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков, роль социального контроля как важнейшего фактора воспрепятствования девиантному поведению, вопросы социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков, социальная работа с ними...

Детская организация как фактор социального становления...

Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной активности и выявления лидеров в школе через детские общественные организации.

Профилактика девиантного поведения подростков...

Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка. Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России.

Отечественный и зарубежный опыт профилактики безнадзорности...

Как отмечается в Указе, целью учреждения новой организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Анализ паттернов отклоняющегося поведения школьников и пути...

Статья посвящена анализу некоторых паттернов отклоняющегося поведения школьников, способствующих ухудшению их здоровья на современном этапе развития отечественной системы общего образования.

Похожие статьи

Развитие социальной активности подростков в школе

Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного...

Управление процессом профилактики правонарушений...

Профилактическая работа с обучающимися — процесс сложный, продолжительный по времени. Проводимая работа направлена на формирование, основ защиты прав и интересов детей, профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Роль физической культуры и спорта в профилактике...

и другими социальными факторами, аддиктивное поведение искажает образ жизни ребенка. Делинквентное поведение — это повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки. Таким образом, психологу необходимо правильно провести работу с подростком.

Девиантное поведение подростков как одна из социальных...

Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков, роль социального контроля как важнейшего фактора воспрепятствования девиантному поведению, вопросы социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков, социальная работа с ними...

Детская организация как фактор социального становления...

Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной активности и выявления лидеров в школе через детские общественные организации.

Профилактика девиантного поведения подростков...

Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка. Ключевые слова: девиантное поведение, профилактика, социальная работа, поведение подростков.

Специфика социальной работы с девиантными подростками...

В статье анализируются особенности социальной работа с подростками социального риска в США, Германии и России.

Отечественный и зарубежный опыт профилактики безнадзорности...

Как отмечается в Указе, целью учреждения новой организации является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Анализ паттернов отклоняющегося поведения школьников и пути...

Статья посвящена анализу некоторых паттернов отклоняющегося поведения школьников, способствующих ухудшению их здоровья на современном этапе развития отечественной системы общего образования.

Задать вопрос