Библиографическое описание:

Ткаченко Е. Р. Управление процессом профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1304-1306.



Невзирая на намеченные положительные стремления в развитии общества, мы живем в сложное время нашего государства, и именно подрастающее поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В большой степени разрушены прожитые устаревшие формы поведения и ценные традиции. Молодое поколение утрачивает смысл происходящего и не имеет определённого жизненного опыта, который бы сохранил свою особенность и сформировал здоровый результативный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь в стрессовых ситуациях, не готовы к их прохождению и страдают от вероятных негативных последствий. Это способствует поиску средств решения тяжелых жизненных ситуаций.

В таком положении на первое место вышла наркомания подростков, различные виды злоупотреблений психотропных препаратов и алкоголя, что способствует повышению количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности в обществе, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому. [1]

Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании подрастающего поколения, с целью развития потребности ведения здорового образа жизни, получения высокого уровня образования и поиска себя в будущем.

Профилактическая работа с обучающимися — процесс сложный, продолжительный по времени. Проводимая работа направлена на формирование, основ защиты прав и интересов детей, профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних. Для достижения положительных результатов в своей деятельности школы основываются на нормативно — правовой базе: Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы, положение об общественном управлении, положением о службе примирения и др. [4]

Основной задачей в работе является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.

В данной статье мы попытаемся проанализировать суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:

‒ меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы,

‒ меры специальной профилактики, помощь нуждающимся в особом педагогическом внимании и проведение работы с ними индивидуально.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформирования личности молодого поколения, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении являются следствием нарушений в обществе. Наиболее значимые дефекты межличност-ных отношений, с которыми ребенок сталкивается в школе.

Один из дефектов — это стрессовые способы проведения уроков и оценивания знаний учащихся. Например, проверка диктантов и сочинений всегда сопровождается исправлением и озвучиванием ошибок учащегося. Но, к сожалению, педагог относит сделанные в работе ошибки учащегося на личностные отношения. Отсюда формирование у детей неуверенности, незащищенности, появления чувства тревоги и небезопасности, приводящих к поиску иных способов обретения уверенности и снятия тревоги.

Следующий недостаток — это негативное отношение к определенным учащимся, склонным нарушать общепринятые правила и нормы.К таким подросткам складывается особое отношение, заключающееся в отождествлении неуспехов ученика, его поведении и его личности в обществе, сопровождающееся навешиванием ярлыков: «лентяя», «двоечника», «хулигана», «бездельника». Самостоятельного выхода из данной ситуации ребенок не видит, а педагоги не всегда понимают, что дети, растущие в неблагополучной семье, или которых неправильно воспитывают, не в состоянии хорошо учиться без посторонней помощи. У одних это проявляется уже в начальных классах, у большинства — в подростковом возрасте.

В процессе обучения и воспитания такие дети нуждаются в чуткости, внимании и индивидуальном подходе. В противном случае — у них складывается отрицательное отношение к обучению.

Большой вред наносит убежденность некоторых педагогов в умственной неполноценности таких учеников, что формирует у них чувство неуверенности, настраивает против педагогов и школы в целом.

Неправы и те педагоги, которые утверждают, что отдельных учеников «нельзя ничем заинтересовать» или что их «интересует только плохое».

Исследования показывают, что очень многих подростков с отклонениями в поведении привлекает техника, современная музыка, спорт, они положительно относятся к тем учебным предметам, где их не унижают, а поддерживают.

Еще один из дефектов — это непрофессионализм педагога.Бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания, их уроки неинтересны, и без рационального подхода к учащимся. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие — нарушение дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому педагогу.

К недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы.

Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточное трехстороннее взаимодействие с администрацией школы, атмосфера отношений в школьном педагогическом коллективе, отсутствие контроля ошибок педагога, ограничения ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность работе с неблагополучными семьями. [3]

Профилактика подсказывает необходимость создания в школе условий, не провоцирующих отклонения поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков.

Организация в школах курсов дополнительного образования, культурно-образовательных центров, осуществление досуговых программ, организация различных видов самодеятельности, детских объединений, проведение семейных мероприятий, — эффективный метод профилактики отклоняющегося поведения и повышения интереса к школе.

Такой же эффект имеет и развитие школьного самоуправления. Основой является поддержание корпоративного духа, увеличение возможностей учащегося. Возможность оказывать влияние на принимаемые решения и разделение ответственности обеспечивают причастность ребенка к формированию уклада школьной жизни, не провоцирует отклонения от норм поведения, установленных школьным сообществом.

В последние годы в школах появился новый метод работы с подростками, заключающийся в направленности на включение учащихся в творчестве, развитие их гражданской ответственности перед обществом.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Перед школами стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

В образовательных учреждениях должен быть разработан и осуществлен план мероприятий с целью обучения учащихся культуре правовых отношений в процессе обучения и воспитания.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

‒ создание уклада норм школьной жизни;

‒ оказание помощи учащимся в познании своих прав и обязанностей, умении их применять и отстаивать;

‒ оказание помощи подросткам понять взаимосвязь личной свободы и ответственности человека перед обществом;

‒ помощь учащимся осознать возможность решение споров правовыми методами;

‒ воспитание навыков правовой культуры.

Классным руководителям рекомендуется анализировать результаты профилактической работы с несовершеннолетними. Социальный педагог должен проводить внеклассные мероприятия на правовую тематику, принимать участие в выявлении неблагополучных жилищных условий для воспитания ребенка, изучать особенности, склонности, интересы учащихся, а в школе проводить контроль поведения детей, склонным к правонарушениям, обсуждать проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях.

Литература:

  1. Батышев С. Я., Новиков А. М. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009 г., — 456 с.
  2. http://veselajashkola.ru/shkola/profilaktika-prestupnosti-nesovershennoletnix-osnovnye-mery-i-programmy/
Основные термины (генерируются автоматически): профилактики правонарушений несовершеннолетних, отрицательное отношение, профилактике правонарушений школы, деятельности школы, повышению количества правонарушений, причины возникновения правонарушений, гарантиях прав ребенка, учащихся понятия «свобода, особом педагогическом внимании, запоздалое выявление учащихся, оценивания знаний учащихся, работе ошибки учащегося, процессе обучения, условиях общеобразовательной школы, предотвращении деформирования личности, озвучиванием ошибок учащегося, устаревшие формы поведения, школьной жизни, профилактической деятельности школы, целью обучения учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос