Рассматривается случай применения мягкой мануальной техники (RESET) для расслабления жевательных мышц и улучшения работы височно-нижнечелюстного сустава у пациента с псевдобульбарной дизартрией, возникшей после черепно-мозговой травмы, с целью подготовки данного пациента к масштабному лечению и протезированию зубов.
Ключевые слова: псевдобульбарная дизартрия, реабилитация при патологии височно-нижнечелюстного сустава, RESET.
Введение. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, преимущественно проявляющееся в расстройстве артикуляции, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (параличом или парезом речевой мускулатуры).
Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
Псевдобульбарная форма дизартрии по этиопатогенетической классификации Маргулиса М. С. обусловлена параличом (парезом) речевых мышц, иннервируемых проводящими путями, которые идут (с перекрестом) из коры мозга и соединяют ее с ядрами черепных нервов, находящимися в продолговатом мозге [1].
Симптомы псевдобульбарной дизартрии, как правило, развиваются при наличии двусторонних параличей или парезов [1]. Механизм нарушения: двусторонние центральные парезы и параличи мышц языка, мягкого неба, гортани. В результате возникает ограничение объёма активных движений мышц мягкого нёба, глотки, гортани, языка, что проявляется нарушением фонации, артикуляции. Характерно выпадение произвольных движений (диспраксия), при этом ряд непроизвольных движений остаётся сохранным. Параличи всегда двусторонние, однако возможно их значительное преобладание с одной стороны [3].
Цель исследования. Изучение влияния техники RESET на улучшение функционирования височно-нижнечелюстного сустава у пациента со спастико-паретической дизартрией.
Техника RESET использовалась в работе с пациентом, перенесшем черепно-мозговую травму и имеющим псевдобульбарную дизартрию и нарушение функционирования височно-нижнечелюстного сустава, с целью расслабления жевательных мышц, улучшения подвижности височно-нижнечелюстного сустава для дальнейшего лечения и протезирования зубов.
Методы
С пациентом проводились индивидуальные логопедические занятия на базе отделения медицинской помощи на дому ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ».
В начале курса занятий у пациента наблюдались следующие клинические проявления: выраженная паретичность жевательных мышц (особенно правой половины лица), трудности пережевывания пищи и артикуляции, дистония мышц языка (повышенный тонус корня и спинки, пониженный кончика). Вследствие перечисленных симптомов пациенту было сложно открывать и закрывать рот, а также длительно удерживать рот в открытом положении. Помимо этого пациента беспокоили хруст и болевые ощущения в височно-нижнечелюстном суставе при открывании рта.
В речевом статусе у пациента отмечалась псевдобульбарная дизартрия грубой степени выраженности, что делало речь малопонятной для окружающих.
Помимо стандартных методов логопедической коррекции (логопедический массаж, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика и т. д.), с пациентом 1 раз в неделю проводились занятия в технике RESET.
Методика R. E. S.E.T. (РЕЗЕТ) расшифровывается как Rafferty Energy System of Easing Temporomandibular joint, что в переводе на русский означает «Система энергетической коррекции височно-нижнечелюстного сустава Филиппа Рафферти». [2].
Автором методики по балансировки височно-нижнечелюстного сустава является австралийский кинезиолог Филипп Рафферти [2]. Методика была разработана в начале 90-х годов ХХ века.
Признано, что занятия по методу RESET дают сильный и долговременный эффект, позволяющий восстановить работу сустава и улучшить общее самочувствие пациентов. [2].
Специалист легко прикасается к определенным точкам на уровне височно-нижнечелюстного сустава. Каждое движение прикосновения происходит в строгой последовательности. Работа над одной позицией происходит 1- 2–3 минуты. [2].
До сеанса и после сеанса необходимо выпить небольшое количество чистой воды.
Длительность процедуры — 45–50 минут, рекомендуется курс из 6–10 сеансов кратностью 1 раз в неделю.
С пациентом было проведено 6 занятий в рамках курса логопедической реабилитации. В результате курса пациент был выписан с улучшением речевой функции. Помимо улучшения подвижности мышц речевого и жевательного аппаратов, углубления речевого вдоха и удлинения речевого выдоха, совершенствования звукопроизношения, у пациента наблюдалась положительная динамика в виде снижения болевых ощущений в области височно-нижнечелюстного сустава при открывании рта, длительного удержания рта в открытом положении.
Спустя месяц пациент начал лечение и протезирование зубов. В общей сложности было вылечено и подверглось протезированию 15 зубов. Пациент во время стоматологических манипуляций мог длительно держать рот в открытом положении.
Выводы.
В результате комплексной логопедической работы с применением техники RESET, дополняющей использование стандартных логопедических методов, удалось значительно улучшить функцию височно-нижнечелюстного сустава и подготовить пациента к масштабному стоматологическому лечению и протезированию.
Литература:
- Визель Т. Г. «Основы нейропсихологии»: учебник для студентов и вузов/ Т. Г. Визель. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 201 с.
- РЕЗЕТ1 «Базовый учебник»
- https://arkhipovaef.ru/ Лекция1