В статье авторы раскрывают роль и значимость государственной гражданской службы в современном обществе.
Ключевые слова: служба , профессиональная служебная деятельность, государственная гражданская служба, военная служба, федеральная государственная гражданская служба, государственная гражданская служба иных видов.
Государственная гражданская служба. Государственная гражданская служба — это исполнение полномочий федеральных государственных органов, региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности на федеральном и региональном уровнях.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации [1].
Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:
- Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Законность.
- Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
- Равный доступ граждан к государственной службе.
- Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
- Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы.
- Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
- Профессионализм и компетентность государственных служащих.
- Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации [2].
Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.
Государственная гражданская служба — это институт, который объединяет несколько отдельных видов служебной деятельности. Она основана на ряде принципов, на которых строится ее работа.
Государственная служба иных видов — это вид профессиональной служебной деятельности, связанной с обеспечением безопасности, законности, правопорядка, а также деятельность по борьбе с преступностью и защите личности, общества, государства.
К органам, осуществляющим государственную службу иных видов, относятся:
1) Органы прокуратуры. Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» данную службу проходят прокурорские работники (генеральный прокурор, его помощники, заместители, советники и другие). К классным чинам, присваиваемым гражданам, проходящим службу в органах прокуратуры, относят младшего лейтенанта юстиции, лейтенанта юстиции, старшего лейтенанта юстиции и другие.
2) Следственный комитет Российской Федерации. Сюда следует отнести сотрудников Следственного комитета, которые имеют специальные звания, представленные в Федеральном законе от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».
3) Органы внутренних дел. Здесь государственную службу проходят сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, которые содержатся в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4) Органы таможенной службы. Три группы лиц двигаются по службе в рассматриваемых органах: сотрудники таможенной службы, федеральные гражданские служащие, а также работники по трудовому договору. Перечень званий содержится в Федеральном законе от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
5) Органы уголовно-исполнительной системы. Здесь ситуация аналогична предыдущей. Прохождение службы регулирует Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».
6) Органы противопожарной службы, осуществляющие деятельность согласно Федеральному закону от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 8 того же закона содержит перечень званий для проходящих противопожарную службу.
7) Войска национальной гвардии. В состав данных войск согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» входят органы управления, объединения, воинские части, подразделения, а также образовательные организации высшего образования и другие.
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Оно осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и других нормативно-правовых актов.
Что касается государственной службы других видов, то это понятие относится к любой государственной деятельности, которая не связана с гражданской или военной службой. То есть такая служба включает в себя широкий спектр государственных функций и видов деятельности, которые связаны с охраной прав и общественной безопасности, а также выполнением иных задач, установленных законодательством.
По нашему мнению, с первого дня своего создания гражданская служба активно вовлечена в процесс повышения профессионального уровня и совершенствования государственного управления. Она оказывает содействие и консультационную поддержку государственным службам, учреждениям и органам власти в стратегическом управлении человеческими ресурсами [6, с. 94].
Основная цель государственной гражданской службы заключается в обеспечении эффективного и качественного функционирования государственного аппарата, укреплении государственного аппарата и содействии модернизации государства. Профессионализм и независимость государственных гражданских служащих являются важными качествами для эффективного выполнения их обязанностей. Госслужащие проходят отбор и назначаются на должности через конкурсные процедуры, что способствует выбору наиболее подходящих кандидатов. Кроме того, государственные гражданские служащие проходят соответствующую подготовку, чтобы осуществлять свои функции с определенным уровнем знаний и навыков.
По данным Федеральной службы государственной статистики
Численность работников и служащих в России на конец июня 2021 г. была определена Росстатом на основе отчетности, предоставленной Социальным фондом России. В связи с тем, что все работники и служащие в государственных учреждениях имеют официальное оформление, информация, полученная от Росстата, является полностью достоверной. Общее число реально трудоустроенных людей составляет 3303,9 тыс. человек.
В сравнении с данными на конец июня 2020 г. имеется небольшое снижение численности чиновников в России (99,3 % от прошлогоднего уровня).
2018 |
2019 |
2020 |
|
В государственных органах, органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований России — всего |
2156,3 |
2158 |
660,5 |
На региональном уровне — всего |
2106,7 |
2107 |
621,3 |
На федеральном уровне — всего |
49,6 |
50,9 |
39,3 |
В органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований |
469,2 |
461,1 |
295,1 |
В марте 2019 г. первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, выступая на коллегии казначейства, сообщила о начале масштабной реформы государственной службы. По ее словам, в 2020 г. численность сотрудников территориальных органов власти сократится на 5 %, а в 2021-м — еще на 10 %. За этот же период под сокращение попадут 10 % служащих центрального аппарата [4].
Должности государственной гражданской службы . В государственных органах должности имеют точную структуру, определенную законодательством (федеральным и региональным), разделенную на категории и группы. В рамках государственной гражданской службы существуют установленные законодательством должностные категории и группы, которые определяют уровень ответственности и компетенции сотрудников. Это позволяет обеспечить определенную стандартизацию и согласованность должностей в различных подразделениях государственных органов.
Кроме того, в государственной гражданской службе нет специфических названий должностей, связанных с определенной сферой деятельности. В настоящее время существуют четыре основные категории должностей, которые в свою очередь подразделяются на 3–4 группы:
– руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов, структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также представительств государственных органов и их структурных подразделений:
- высшая группа;
- главная группа;
- ведущая группа.
– помощники (советники) — это должности, которые создаются для поддержки руководителей государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов:
- высшая группа;
- главная группа;
- ведущая группа.
– специалисты — это основная категория должностей, которая создана для обеспечения профессионального выполнения задач и функций государственными органами:
- высшая группа;
- главная группа;
- ведущая группа;
- старшая группа.
– обеспечивающие специалисты — это должности, которые создаются для организационной, информационной, документационной, финансово-экономической, хозяйственной и других видов поддержки деятельности государственных органов:
- главная группа;
- ведущая группа;
- старшая группа;
- младшая группа.
Таким образом, все должности распределены одновременно по категориям и группам. Точное наименование должностей устанавливается указом президента России в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». С учетом предусмотренных реестром должностей руководитель органа власти утверждает структуру ведомства и определяет штатное расписание для подразделений [5].
Классные чины
Классный чин гражданской службы — ранг государственного гражданского служащего, присваиваемый в соответствии с замещаемой должностью (если быть точнее — в соответствии с группой должностей), по результатам квалификационного экзамена. Является аналогом воинского звания. Соотношение воинских званий и классных чинов у гражданских служащих в России определяется указами президента. Важно понимать, что воинские звания и классные чины имеют разные уровни значимости. Таблица сопоставления служит исключительно для определения оклада и знаков различия, например: действительный государственный советник Российской Федерации I класса и генерал армии Российской Федерации не являются равнозначными, а лишь сопоставляются и имеют общие черты, связанные с похожестью погон и окладом по званию (чину).
Классный чин сохраняется за гражданским служащим пожизненно. При нахождении на государственной службе за классный чин выплачивается дополнительное вознаграждение в размере, установленном актами президента России [3].
Таким образом, роль государственной службы как фактора политической и социальной стабильности значительна. Государственная гражданская служба представляет собой элемент внутренней структуры органа государственного управления. Она определена штатным расписанием и осуществляется в соответствии с компетенцией органа государственного управления для выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Присутствие классных чинов позволяет ясно разграничить и установить сферу влияния того или иного чина на федеральном и региональном уровнях.
Литература
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О системе государственной службы Российской Федерации». Статья 5. Государственная гражданская служба. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/4dd5010b20037ed8c8139d2c504894e14876c397/ (дата обращения: 12.10.2023).
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О системе государственной службы Российской Федерации». Статья 4. Федеральная государственная служба. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/524d2a6736ee8b97ad871a0b1d98a53ee0063e3b/ (дата обращения: 12.10.2023).
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (извлечение). Статья 11. Классные чины гражданской службы. — Текст: электронный // Гарант: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/12136354/ (дата обращения: 12.10.2023).
- Трудовые ресурсы, занятость и безработица. — Текст: электронный // Росстат: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 12.10.2023).
- Госслужба (официальный сайт). — Текст: электронный // ФГИС ТП: [сайт]. — URL: https://fgis-tp.ru/fgis-federalnyj-portal-gosudarstvennoj-sluzhby-i-upravlencheskix-kadrov-eisuks/ (дата обращения: 12.10.2023).
- Козбаненко В. А. Иные виды государственной службы — правоохранительная служба: закон и доктрина ― Текст: электронный // Актуальные проблемы российского права. ― 2018. ― № 9 (94). ― URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inye-vidy-gosudarstvennoy-sluzhby-pravoohranitelnaya-sluzhba-zakon-i-doktrina (дата обращения: 12.10.2023).