Формирование безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.10.2023

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Сапронова, Е. А. Формирование безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Сапронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106508/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье идет речь об особенностях воспитания безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Автор обосновывает необходимость воспитания безопасного поведения в быту у старших дошкольников, а также анализирует педагогические условия, при которых воспитание безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным.

Ключевые слова: безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, воспитание, педагогические условия, навыки, педагог, ребенок.

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени формирование безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту является неотъемлемой частью воспитания, образования и социализации детей, что также подчеркивается и положениями ФГОС ДО в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Содержание данной образовательной области направлено, помимо прочего также и на то, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения в бытовых условиях, в условиях социума, на природе и т. д. Соответственно, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений и перед родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста ставятся следующие задачи в рамках воспитания безопасного поведения старших дошкольников в быту: формирование и последующее развитие положительного отношения дошкольника к себе и другим людям, а также к окружающему миру, равно как и воспитание социальной и коммуникативной компетенции детей.

Необходимо отметить, что к наиболее часто встречающимся бытовым травмам детей дошкольного возраста можно отнести следующие: ранения и ушибы, ожоги, отравления различными веществами, попадание в организм инородных тел, укусы и царапины домашних животных, удары электрическим током и др. В силу этого огромной важностью обладает создание таких условий в дошкольном образовательном учреждении и в семье, которые бы позволили детям старшего дошкольного возраста последовательно накапливать знания, умения и навыки безопасного поведения в быту, которыми они могли бы воспользоваться в реальных ситуациях [4, с. 990].

Современная педагогическая литература содержит множество трактовок понятия «безопасное поведение в быту». К примеру, Т. Г. Хромцова под безопасным поведением в быту понимает «знание основных правил поведения и мер предосторожности в повседневной жизни» [5, с. 12]. В свою очередь, в программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под «безопасным поведением в быту» понимается «усвоение детьми-дошкольниками определенных правил поведения в повседневной жизни» [1, с. 21]. Соответственно, сущность понятия «безопасное поведение в быту» может быть сведена к следующему определению: безопасное поведение в быту — это знание наиболее часто встречающихся источников опасности, а также правил поведения и мер предосторожности в обычной повседневной жизни.

Деятельность по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту должна быть последовательной и планомерной. Наиболее эффективной такая деятельность будет при соблюдении ряда педагогических условий, к основным из которых можно отнести следующие:

– постоянное обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста об особенностях безопасного поведения в различных бытовых ситуациях;

– максимально полное использование возможностей предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с точки зрения тренировки применения детьми усвоенным ими правил безопасного поведения в быту;

– взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями детей старшего дошкольного возраста.

Соблюдение первого условия предполагает, что представления детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении в быту будут непрерывно обогащаться. Наиболее значимое место в данном случае занимает обучение, которое представлено, главным образом, различными дидактическими играми, использованием средств наглядности и современных технологий (ИКТ, мультимедиа, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов и т. д.), равно как и чтением и обсуждением соответствующих отрывков из художественной литературы, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста.

Обучение детей старшего дошкольного возраста основам безопасного поведения в быту можно проводить на занятиях, во время режимных моментов, бесед и игр-путешествий, творческих игр, проблемных ситуаций и т. д., в которой дошкольники могут играть роли спасателей, врачей, полицейских, пожарных и т. д. Необходимо обратить внимание на то, что нередко тема не может быть вмещена в одно занятия, и в этом случае целесообразно проведение нескольких занятий по одной теме либо продление работы в различных вариантах деятельности дошкольников. Например, во время проведения игры «Опасно — не опасно» у детей старшего дошкольного возраста формируются знания об источниках опасности, мерах предосторожности и особенностях действий в различных опасных ситуациях; в рамках игры «Таня заболела» дети обучаются простейшим вариантам оказания первой помощи и т. д. [3, с. 69].

Эффективность образовательной деятельности по воспитанию безопасного поведения в быту не в последнюю очередь определяется средой, в рамках которой протекает процесс воспитания и образования старших дошкольников. Наличие такой среды выступает в качестве второго педагогического условия эффективности воспитания безопасного поведения в быту, а именно — использования возможностей предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении с точки зрения тренировки применения детьми усвоенным ими правил безопасного поведения в быту.

С. Л. Новоселова определяет предметно-пространственную среду как «систему материальных объектов деятельности ребенка, в рамках которой имеет место функциональное моделирование содержания духовного и физического развития ребенка. Вектор предметно-пространственной среды лежит в направлении реализации разнообразных образовательных программ с учетом национально-культурных, социально-экономических и иных условий, в рамках которых имеет место образовательная деятельность с учетом их возрастных особенностей» [2, с. 33].

В группе дошкольного образовательного учреждения должна быть создана такая развивающая предметно-пространственная среда, посредством которой могла бы обеспечиваться максимально полная и эффективная реализация образовательного потенциала пространства группы, а также возможность взаимодействия и совместной деятельности для дошкольников и воспитателей, равно как и двигательная активность воспитанников совместно с возможностью уединения. В качестве наиболее значимой задачи педагога дошкольного образовательного учреждения с точки зрения воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту выступает создание и последующее обогащение предметно-развивающей среды в этом направлении. Для этого в группе целесообразно организовать уголок безопасности, который необходимо обеспечить информационными, обучающими и наглядными материалами, способствующими формированию безопасного поведения в бытовых условиях.

Огромное значение с точки зрения формирования безопасного поведения в быту у старших дошкольников имеет также взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста. В рамках дошкольного образовательного учреждения целесообразно применять различными формы работы с родителями, причем как традиционные (родительские собрания), так и нетрадиционные (развлекательные программы, игры, квесты и т. д.). Целью такого рода взаимодействия с семьями детей старшего дошкольного возраста является обогащение родителей воспитанников педагогическими знаниями, направленными на воспитание безопасного поведения старших дошкольников в быту.

Подводя итог тому, что было изложено выше, можно сделать вывод о том, что воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту представляет собой одно из необходимых педагогических условий включения старших дошкольников в жизнь современного общества, а также становления и развития у детей старшего дошкольного возраста готовности к эффективным действиям в различных ситуациях и условиях, многие из которых могут быть непривычными или даже опасными.

Необходимо также акцентировать внимание на том, что организация воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту должна основываться на учете психологических аспектов воспитания и обучения старших дошкольников.

Что же касается содержания, методов, средств и приемов воспитания безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста, необходимо принимать во внимание, что одной из немаловажных характеристик старшего дошкольного возраста является постоянный рост двигательной активности детей и, соответственно, расширение физических возможностей ребенка, которые в сочетании с высоким уровнем любознательности и желанием попробовать все самостоятельно, могут привести к тому, что ребенок попадает в травмоопасные ситуации.

Соответственно, в процессе организации работы по воспитанию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в быту, необходимо принимать во внимание следующие значимые характеристики детей этого возраста: неумение быстро принимать решения в критических ситуациях, отсутствие умения соразмерять опасность ситуации со своими возможностями по выходу из такой ситуации, недостаточно сформированное умение предугадывать собственные действия. Помимо этого, нужно иметь в виду, что дети старшего дошкольного возраста нередко весьма импульсивны, что способствует непредсказуемости их поведения.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста». — М.: Академия, 2014. — 107 с.
  2. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. — М.: Центр «Дошкольное детства» им. А. В. Запорожца, 2001. — 64 с.
  3. Ситникова Н. В. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. — 2023. — № 30 (160). — С. 68–69.
  4. Федина Д. Н. Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста // Форум молодых ученых. — 2018. — № 7 (23). — С. 989–995.
  5. Хромцова Т. Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб., 2001. — 17 с.
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, безопасное поведение, быт, дошкольное образовательное учреждение, безопасное поведение детей, ребенок, воспитание, дошкольный возраст, предметно-развивающая среда, ситуация.


Похожие статьи

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного...

безопасное поведение, старший дошкольный возраст, ребенок... Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, меры предосторожности, опасные ситуации.

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей...

безопасное поведение, старший дошкольный возраст, ребенок, быт, мера предосторожности, экспериментальная группа, дошкольный возраст, достаточный уровень, домашний обиход, контрольная группа.

Роль развивающей предметно-пространственной среды...

 Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования.

Формирование культуры безопасности у дошкольников...

Формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный пример воспитателей и родителей!

Метод проектов как средство формирования основ безопасного...

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Организация работ по формированию у детей старшего...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, безопасное поведение детей, безопасное поведение дошкольников, дорожное движение, дошкольник, образ жизни, предмет, старший дошкольный возраст.

Предметно-пространственная среда средней группы...

Как компонент образовательной среды дошкольного образовательного учреждения предметно-пространственная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования...

Базой исследования стал МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края. В эмпирическом исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста.

Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников

Парциальная программа и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной разработаны на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования.

Похожие статьи

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного...

безопасное поведение, старший дошкольный возраст, ребенок... Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, меры предосторожности, опасные ситуации.

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей...

безопасное поведение, старший дошкольный возраст, ребенок, быт, мера предосторожности, экспериментальная группа, дошкольный возраст, достаточный уровень, домашний обиход, контрольная группа.

Роль развивающей предметно-пространственной среды...

 Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования.

Формирование культуры безопасности у дошкольников...

Формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный пример воспитателей и родителей!

Метод проектов как средство формирования основ безопасного...

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

Организация работ по формированию у детей старшего...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, безопасное поведение детей, безопасное поведение дошкольников, дорожное движение, дошкольник, образ жизни, предмет, старший дошкольный возраст.

Предметно-пространственная среда средней группы...

Как компонент образовательной среды дошкольного образовательного учреждения предметно-пространственная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования...

Базой исследования стал МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края. В эмпирическом исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста.

Историография безопасности жизнедеятельности у дошкольников

Парциальная программа и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной разработаны на основе проекта Государственного стандарта дошкольного образования.

Задать вопрос