Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту (подготовительная группа) / Е. Г. Потапочкина, Е. А. Лапко, О. В. Снигирёва [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84500/ (дата обращения: 18.04.2024).



Современный мир полон опасностей — стихийные бедствия, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность. Для детей очень важно осознать, что главной целью человека — ценить то, что тебя окружает, а также себя и своё собственное здоровье, которое нужно беречь и оберегать.

Двадцать первое столетие получило название «век научно-технического прогресса», это обусловлено быстрым развитием прикладной науки, которое привело к множествам достижений и внедрению новых технологий не только в процессе производства, но и в повседневной жизни. Современный ребёнок слишком «продвинутый»: уже с полутора лет может самостоятельно включить напольный вентилятор, переключить режим увлажнителя воздуха, «включить» стиральную машинку.

Такие авторы как Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, изучали научные труды А. Маслоу, который пришел к выводу о том, что потребность в безопасности является основной и доминирующей потребностью ребенка, ее депривация может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. Потребность в безопасности и стабильности существования, уверенности в завтрашнем дне занимает вторую ступень в пятиступенчатой классификации потребностей личности А. Маслоу и является потенциально значимой для среднестатистического индивида.

Наибольшее число травм происходит с детьми в возрасте от 4 до 7 лет — в этот период они становятся более самостоятельными. При этом мальчики получают травмы чаще девочек, что объясняется их большей подвижностью и некоторой бравадой, желанием казаться сверстникам более сильными и бесстрашными.

Процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности предполагает реализацию следующего механизма, включающего рациональный, эмоциональный и поведенческо-деятельностный компонент.

Говоря о компонентах названного механизма, необходимо отметить то, что первый рациональный компонент предполагает сферу сознания личности, так как отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях.

Второй эмоциональный компонент предполагает восприятие любого знания, действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира .

Третий поведенческо-деятельностный компонент предполагает то, что знания о мире, их эмоциональная оценка неизменно приводят к определённому типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий) .

Тем не менее психологи утверждают, что шалости такого рода — это не порок, а неотъемлемая часть детского периода жизни. Даже если соблюдать все установленные правила родителей и педагогов, избежать травм в дошкольном возрасте практически невозможно

Основные методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников:

  1. Словесные (рассказ, беседа, вопросы к детям и пр.), наглядные (показ, демонстрация и пр.);
  2. Практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.).

Следует подчеркнуть, что при взаимодействии педагога с детьми старшего дошкольного возраста используются преимущественно те же методы, что и при обучении младших дошкольников, но на материале, отражающем специфику возрастных возможностей детей.

Воспитателю необходимо избегать излишнего запугивания детей и заканчивать общение вселением уверенности в то, что в большей безопасности всегда тот, кто предупрежден, и если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать.

Так, рассказывая о явлении природного электричества — грозе, необходимо обязательно подчеркнуть, что люди научились спасаться от попадания молнии, используя специальные устройства- громоотводы, которые устанавливают на зданиях и сооружениях. Поэтому хотя гроза и страшное природное явление, но дети и взрослые в домах надежно защищены от неё.

Следует поддерживать заинтересованность детей совмещая упражнения с эмоциональными разминками и забавами. Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным. Лучший урок безопасного поведения для дошкольников — это пример окружающих ребёнка взрослых.

Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий — метод позволяющий вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме.

Просмотр обучающих мультфильмов — это метод наиболее привлекателен для детей. Педагогам можно использовать мультфильмы, направленные специально на формирование воспитания основ безопасного поведения детей в быту: «Аркадий Паровозов», «Уроки тётушки совы», «Фиксики и безопасность», «Лёлек и Болек», «Азбука безопасности», данные мультфильмы обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью.

Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий — современные разновидности наглядного метода. Для этого можно подготовить в непосредственной образовательной деятельности, занятие с использованием мультимедийной презентации на разные темы в области формирования безопасного поведения на разные темы «Азбука безопасности», «Опасные ситуации дома», «Огонь наш друг? Или враг», «Осторожно электроприборы!», «Почему на кухни игры плохи?», «Какие есть службы спасения», «Почему открытое окно может стать опасностью?». Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям — очень популярная у дошкольников форма наглядного метода.

Все перечисленные формы работы являются необходимыми педагогическими условиями формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Таким образом , для того чтобы дети в детском саду были здоровы, необходимо научить их основам безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем обстоятельствам, которые их ожидают.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома; опасности на дороге и улице; опасности на природе; опасности в общении с незнакомыми людьми. Именно от информированности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Главной целью дошкольного образовательного учреждения обучить подрастающее поколение правилам безопасного поведения, предотвратить возможные экстремальные ситуации и научить их осторожности.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, ребенок, безопасное поведение детей, дошкольный возраст, наглядный метод, окружающий мир, опасность.


Похожие статьи

безопасное поведение, старший дошкольный возраст, ребенок...

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, меры предосторожности, опасные ситуации. Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок. Разрешить это противоречие возможно путем формирования у дошкольников умения оценивать возникающие опасности, заранее предусмотреть меры

В наибольшей степени дети – это самая уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники нередко попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это дискутирует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста [4, c. 3]. У детей потребность в безопасности проявляется наиболее наглядно.

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников

Работа по развитию навыков безопасного поведения с дошкольниками связана с особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, со стремлением расширить познавательные горизонты, с психологической особенностью детей дошкольного возраста, их защитной реакции на обстановку. Главная цель воспитания безопасного поведения у детей — формирование навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка, умения правильно вести себя в опасных для жизни

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс. Методы ознакомления детей с основами безопасности. Метод сравнения. Дети могут сравнить: что плохо и что хорошо.

Знакомство детей дошкольного возраста с основами...

 Ключевые слова: безопасное поведение, опасность, профилактика. Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявления во всех сферах человеческой жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для

Поэтому мной, было принято решение начать углубленную работу по теме «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения на улице и дома с целью сохранения их здоровья». Трудами многих ученых созданы предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей, которые

Одним из факторов, обеспечивающим безопасное поведение человека является именно обученность и опыт, который в большей степени зависит от способности людей к безопасному существованию в окружающей среде. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об...

Разработанная программа «Формирование опыта безопасного поведения детей в быту, на улице и в природе» имеет три основных раздела. Рассчитана на 68 часов в год. Программа структурирована, построена на основе анализа теоретико-методологических и методических основ педагогики.

– на формирование представлений о безопасном поведении в быту, на улице и в природе положительно влияет реализация программы «Формирование опыта безопасного поведения детей в быту, на улице и в природе»; – эффективность реализации программы обеспечивается наличием и соблюдением следующих психолого-педагогических условий: формирование мотивации безопасного поведения в быту, на улице и в природе; формирование представлений об опасностях различного рода; воспитание культуры здоровья.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей. Актуальность: Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Содействовать формированию безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. вызывают множество проблем.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту...

Проблема формирования опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является актуальной, так как уделяется большое внимание со стороны общества и государства в формировании активного и защищенного человека, способного оценивать окружающую среду для полноценного и безопасного существования в ней.

Анализ специфики возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста показывает, что данный возрастной период является благоприятным для формирования опыта безопасного поведения, так как ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, способен осваивать элементарные правила поведения в быту, следовать социальным нормам и правилам в разных видах деятельности и во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Формирование у дошкольников представлений о безопасном...

У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. Основные термины (генерируются автоматически): родной край, безопасное поведение, старший дошкольный возраст, ребенок, процесс ознакомления, природа, живая природа, методический аспект формирования представлений, окружающая среда, животное.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

– Развитие у детей познавательных процессов необходимых для правильного и безопасного поведения. – Учить соблюдать правила поведения в детском саду и дома. – Привлечение родителей к формированию у детей раннего возраста навыков безопасного поведения.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста в большом количествеприменялись наглядные методы, что обусловлено особенностями восприятия и мышления. Наглядность (иллюстрации, картинки, наблюдение живых объектов, рассматривание предметов и т. д.) обеспечивает лучшее понимание и более прочное запоминание материала [5].

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится небезопасным для него. В детском саду безопасность обеспечивается администрацией и самими работниками учреждения, а задача родителей - знать и проконтролировать выполнение базовых требований техники безопасности в том заведении, в которое они собираются отдать или уже отдали ребенка.

Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Угрозой в данном случае могут рассматриваться как внешние (террористические, криминальные, неадекватное поведение взрослых), так и внутренние (технические состояние зданий и территории, наличие опасных участков и предметов).

Похожие статьи

безопасное поведение, старший дошкольный возраст, ребенок...

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасное поведение, дети старшего дошкольного возраста, меры предосторожности, опасные ситуации. Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок. Разрешить это противоречие возможно путем формирования у дошкольников умения оценивать возникающие опасности, заранее предусмотреть меры

В наибольшей степени дети – это самая уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники нередко попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это дискутирует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста [4, c. 3]. У детей потребность в безопасности проявляется наиболее наглядно.

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников

Работа по развитию навыков безопасного поведения с дошкольниками связана с особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, со стремлением расширить познавательные горизонты, с психологической особенностью детей дошкольного возраста, их защитной реакции на обстановку. Главная цель воспитания безопасного поведения у детей — формирование навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка, умения правильно вести себя в опасных для жизни

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс. Методы ознакомления детей с основами безопасности. Метод сравнения. Дети могут сравнить: что плохо и что хорошо.

Знакомство детей дошкольного возраста с основами...

 Ключевые слова: безопасное поведение, опасность, профилактика. Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявления во всех сферах человеческой жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для

Поэтому мной, было принято решение начать углубленную работу по теме «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения на улице и дома с целью сохранения их здоровья». Трудами многих ученых созданы предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей, которые

Одним из факторов, обеспечивающим безопасное поведение человека является именно обученность и опыт, который в большей степени зависит от способности людей к безопасному существованию в окружающей среде. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется...

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об...

Разработанная программа «Формирование опыта безопасного поведения детей в быту, на улице и в природе» имеет три основных раздела. Рассчитана на 68 часов в год. Программа структурирована, построена на основе анализа теоретико-методологических и методических основ педагогики.

– на формирование представлений о безопасном поведении в быту, на улице и в природе положительно влияет реализация программы «Формирование опыта безопасного поведения детей в быту, на улице и в природе»; – эффективность реализации программы обеспечивается наличием и соблюдением следующих психолого-педагогических условий: формирование мотивации безопасного поведения в быту, на улице и в природе; формирование представлений об опасностях различного рода; воспитание культуры здоровья.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей. Актуальность: Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Содействовать формированию безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. вызывают множество проблем.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту...

Проблема формирования опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста является актуальной, так как уделяется большое внимание со стороны общества и государства в формировании активного и защищенного человека, способного оценивать окружающую среду для полноценного и безопасного существования в ней.

Анализ специфики возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста показывает, что данный возрастной период является благоприятным для формирования опыта безопасного поведения, так как ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, способен осваивать элементарные правила поведения в быту, следовать социальным нормам и правилам в разных видах деятельности и во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Формирование у дошкольников представлений о безопасном...

У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. Основные термины (генерируются автоматически): родной край, безопасное поведение, старший дошкольный возраст, ребенок, процесс ознакомления, природа, живая природа, методический аспект формирования представлений, окружающая среда, животное.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

– Развитие у детей познавательных процессов необходимых для правильного и безопасного поведения. – Учить соблюдать правила поведения в детском саду и дома. – Привлечение родителей к формированию у детей раннего возраста навыков безопасного поведения.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста в большом количествеприменялись наглядные методы, что обусловлено особенностями восприятия и мышления. Наглядность (иллюстрации, картинки, наблюдение живых объектов, рассматривание предметов и т. д.) обеспечивает лучшее понимание и более прочное запоминание материала [5].

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится небезопасным для него. В детском саду безопасность обеспечивается администрацией и самими работниками учреждения, а задача родителей - знать и проконтролировать выполнение базовых требований техники безопасности в том заведении, в которое они собираются отдать или уже отдали ребенка.

Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Угрозой в данном случае могут рассматриваться как внешние (террористические, криминальные, неадекватное поведение взрослых), так и внутренние (технические состояние зданий и территории, наличие опасных участков и предметов).

Задать вопрос