Правовое регулирование деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.10.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Семенкова, А. С. Правовое регулирование деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров / А. С. Семенкова, Я. И. Семёнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 266-269. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106484/ (дата обращения: 06.05.2024).



В настоящей статье рассматривается правовой статус центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров как специализированных организаций или структурных подразделений, которые объединяют экспертов и специалистов в определенной области знаний и навыков, которые транслируют соответствующие знания в профессиональное сообщество. Отмечается, что изначально они создавались в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В 2023 году их значение для развития малого и среднего предпринимательства было закреплено внесением изменений в специальный федеральный закон. Выявлено многообразие организационно-правовых форм, в которых создаются центры компетенций. Выделены отдельные предложения по совершенствованию деятельности центров компетенций, которые могут способствовать расширению предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, сельскохозяйственные кооперативы, государственная поддержка, центр компетенции.

This article examines the legal status of competence centers in the field of agricultural cooperation and support for farmers as specialized organizations or structural units that bring together experts and specialists in a certain field of knowledge and skills that transmit relevant knowledge to the professional community. It is noted that initially they were created within the framework of the national project «Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative». In 2023, their importance for the development of small and medium-sized businesses was consolidated by amendments to a special federal law. The variety of organizational and legal forms in which competence centers are created is revealed. Separate proposals for improving the activities of competence centers that can contribute to the expansion of entrepreneurship are highlighted.

Keywords: small business, agricultural cooperatives, state support, competence center.

В 2023 году Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» претерпел изменение в части расширения инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответствующие изменения связаны с принятием Федерального закона от 10 июля 2023 года № 291-ФЗ. Вносимые в статью 15 изменения предполагают включение в состав инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров.

Необходимо отметить, что указанное изменение стало результатом объективно складывающейся управленческой практики, когда с 2019 года на региональном уровне были сформированы центры компетенций, призванные обеспечивать консультационное и информационное содействие субъектам малого и среднего предпринимательства. Соответствующие центры компетенций создавались в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В рамках национального проекта одним из приоритетных федеральных проектов, утвержденных Указом Президента, является федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Данный проект как раз и предусматривает создание и финансирование деятельности центров компетенций.

Центр компетенций — это специализированная организация или структурное подразделение, которое объединяет экспертов и специалистов в определенной области знаний и навыков, и транслирует соответствующие знания в профессиональное сообщество. Центр компетенций имеет целью развивать и совершенствовать компетенции в своей области и обеспечивать их распространение. Основные функции и задачи центра компетенций включают разработку и совершенствование методологий управления, стандартов и подходов в определенной области компетенций, обучение и развитие специалистов в рамках своей области, проведение тренингов, семинаров и мастер-классов, поддержку и консультирование организаций и проектов по вопросам, связанным с конкретными компетенциями, участие в проведении анализа и исследования в области компетенций, сотрудничество с другими организациями для обмена опытом и знаниями в своей области компетенций. Центры компетенций могут быть созданы как в государственных организациях, так и в частных компаниях или вузах. Они играют важную роль в развитии квалификации и профессиональных навыков специалистов, повышении конкурентоспособности организаций и развитии инноваций в различных отраслях и областях деятельности.

Центры компетенций обеспечивают развитие технологических и управленческих навыков предпринимателей, при этом отличаются от привычного повышения квалификации точечным воздействием на востребованные знания, актуализируемым по запросу бизнеса [1]. Это формирует особую новую экосистему поддержки малого бизнеса [2].

Сегодня малый бизнес сталкивается с существенными проблемами, вызванными санкционным воздействием иностранных государств и компаний в условиях изменения геополитической обстановки [3]. Поэтому государство должно форсировать развитие предпринимательства, поскольку Конституцией России за Правительством закреплено полномочие по содействию развитию предпринимательства и частной инициативы (с учетом изменений Конституции в 2020 году). Только формирование комфортной среды позволит предпринимателям внести свой существенный вклад в развитие отечественной экономики и преодолеть техническое и технологической отставание, в том числе в сфере сельского хозяйства. Более того, формирование комфортной экосреды для бизнеса должно быть ориентировано на поддержку и вовлечение предпринимателей в законную деятельность и уход от исполнения только карательных функций [4].

Именно центры компетенций способны стать ядром для кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей [5]. Центр компетенции должен стать привлекателен для малого бизнеса, поскольку в соответствии со Стандартом деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров значительная доля предоставляемых услуг является безвозмездной или льготной. Это значимо для начинающих предпринимателей, поскольку они не всегда готовы оплатить достаточно дорогостоящие услуги консалтинговых фирм [6]. Более того, в рамках центров компетенций предприниматели могут получить доступ к знаниям, способным обеспечить цифровую трансформацию деятельности и снизить ряд затрат [7].

Сегодня центры компетенций создаются субъектами РФ в разных организационно-правовых формах. Распространенным является их образование в качестве государственных учреждений (например, в Республике Бурятия создано Государственное бюджетное учреждение «Информационно-методологический центр Республики Бурятия» на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 6 мая 2019 г. № 58). В Свердловской области на основании приказа Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия от 07.05.2019 г. № 174 центр компетенций определен в качестве структурного подразделения Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.

Центры компетенций осуществляют финансовую поддержку в виде займов, обеспечения льготного лизинга оборудования, участия в качестве поручителей в кредитных отношениях, осуществляют обучение и консультирование, содействуют продвижению продукции, в том числе на маркетплейсах, проводят конкурсы и привлекают к выставочной деятельности.

В целом информационная и консультационная поддержка играют важную роль в развитии сельскохозяйственных кооперативов. Такая поддержка обеспечивает принятие более обоснованных решений и адаптацию к изменяющимся условиям рынка, помощь в бизнес-планировании с учетом корректной оценки финансовой и экономической жизнеспособности проектов. В отдельных случаях центры компетенций обеспечивают содействие в поиске рынков сбыта

Тем не менее, даже в условиях многообразия форм поддержки число получателей услуг в центрах компетенций оставляет желать лучшего. Так, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере АПК в Алтайском крае, получивших поддержку, в том числе в результате предоставления услуг, оказанных центрами компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, составило в 2021 году 21 при плане в 20 [8]. Полагаем, что нужно увеличивать планы деятельности для центров компетенций и расширять их участие в поддержке предпринимательства. В качестве предложения можно высказать идею о внедрении принципа проактивности в деятельность центров компетенций, когда она будут предлагать меры поддержки предпринимателям, опережая поступающий от них запрос [9]. Это может быть возможным на основании оценки официальной статистической информации, обращений граждан и т. п. Это также обеспечит формирование индивидуального подхода к каждому субъекту малого и среднего предпринимательства [10].

Важно также отметить, что деятельность центров компетенций будет иметь масштабный социальный эффект, поскольку рост привлекательности сельскохозяйственного производства обеспечит «вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых земель сельхозназначения, увеличение производства сельскохозяйственной продукции, повышение уровня доходности сельских жителей и, как следствие, закреплению жителей на селе».

Литература:

  1. Аксенова, М. А. Центр компетенций как инновационный подход в подготовке высококвалифицированного специалиста / М. А. Аксенова // Управление в социальных и экономических системах. — 2018. — № 27. — С. 74–75. — EDN XWIIFN.
  2. Куринова, Я. И. Развитие экосистемы поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Куринова Яна Игоревна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»]. — Ростов-на-Дону, 2022. — 297 с
  3. Челышева, Н. Ю. Защита прав предпринимателей в условиях применения мер косвенной экспроприации / Н. Ю. Челышева // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2023. — № 1(29). — С. 27–31. — EDN EBWORG.
  4. Семенов, Я. И. Правовые проблемы государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов предпринимательства / Я. И. Семенов // Проблемы взаимодействия публичного и частного права при регулировании экономических отношений: Материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 16–17 марта 2017 года / Ответственные за выпуск: Г. З. Мансуров, А. В. Курдюмов, О. С. Троценко, А. Н. Романов. — Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. — С. 73–76. — EDN UPJQRO.
  5. Очирова, Т. Ч. Деятельность центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров / Т. Ч. Очирова // Научный электронный журнал Меридиан. — 2020. — № 1(35). — С. 318–320. — EDN AZUZHS.
  6. Епанчинцев, В. Ю. Задачи и функции центров компетенций как субъектов рынка аграрного консалтинга / В. Ю. Епанчинцев, О. В. Шумакова // Проблемы современной аграрной науки: Материалы международной научной конференции, Красноярск, 15 октября 2021 года. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. — С. 268–272. — EDN VQMMOF.
  7. Демишкевич, Г. М. Совершенствование инновационной инфраструктуры в аграрной сфере для ускорения цифровизации агропромышленного комплекса / Г. М. Демишкевич, Д. А. Чепик // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2020. — № 12(69). — С. 72–81. — DOI 10.33938/2012–72. — EDN DFMSZX.
  8. Хорунжин, М. Г. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе Алтайского края / М. Г. Хорунжин, А. В. Миненко // Вектор экономики. — 2022. — № 12(78). — EDN WQYJQS.
  9. Мазеин, А. В. Административно-правовое регулирование проактивных форм управленческой деятельности органов государственной власти: текущее состояние и перспективы / А. В. Мазеин // Юридические исследования. — 2021. — № 9. — С. 63–80. — DOI 10.25136/2409–7136.2021.9.36501. — EDN ZZAWKC.
  10. Епанчинцев, В. Ю. Концепция развития информационно-консультационной поддержки субъектов агропромышленного комплекса / В. Ю. Епанчинцев // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2022. — № 9–2. — С. 203–211. — DOI 10.17513/vaael.2412. — EDN AYWYPN.
  11. Потапов, И. В. Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Новгородской области — цели, задачи и перспективы развития / И. В. Потапов // Современные тенденции в научном и кадровом обеспечении АПК: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Великий Новгород, 28–29 ноября 2019 года. — Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020. — С. 16–21. — EDN HGDFPG.
Основные термины (генерируются автоматически): центр компетенций, национальный проект, поддержка фермеров, сельскохозяйственная кооперация, Бурятия, индивидуальная предпринимательская инициатива, малый бизнес, область компетенций, предпринимательство, субъект малого.


Ключевые слова

малое предпринимательство, государственная поддержка, сельскохозяйственные кооперативы, центр компетенции

Похожие статьи

Информационно-методологическая поддержка крестьянских...

Федеральный проект, разработанный в соответствии с Указом № 204, «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который включен в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной...

Национальный проект «Малое и среднее...»

Бюджетные ассигнования на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (МСП) по состоянию на 1 ноября 2019 года исполнены на 71,6 % (37 936,2 млн рублей).

Меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в РФ

В статье авторы определяют меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, в частности, Оренбургской области.

Государственная поддержка фермерства в рамках федеральных...

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» включает в себя создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

Формы поддержки субъектов малого предпринимательства

В целях поддержки предпринимательских структур в декабре 2019 г. был принят Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Государственная поддержка малого предпринимательства...

 В статье рассматривается государственная поддержка малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства в Иркутской области. Рассматривается форма развития интеграционных процессов в АПК региона.

Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса

— увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей до 25 млн чел. к концу 2024 г.

Совершенствование механизмов кредитования малого бизнеса

В стране реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который сопровождает ряд федеральных и региональных программ поддержки.

Поддержка малого предпринимательства на региональном...

Рычаги поддержки малого предпринимательства на региональном уровне [5]: Установление льготного налогообложения, прямого финансирования и кредитования малых предприятий.

Похожие статьи

Информационно-методологическая поддержка крестьянских...

Федеральный проект, разработанный в соответствии с Указом № 204, «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который включен в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной...

Национальный проект «Малое и среднее...»

Бюджетные ассигнования на реализацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (МСП) по состоянию на 1 ноября 2019 года исполнены на 71,6 % (37 936,2 млн рублей).

Меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в РФ

В статье авторы определяют меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, в частности, Оренбургской области.

Государственная поддержка фермерства в рамках федеральных...

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» включает в себя создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

Формы поддержки субъектов малого предпринимательства

В целях поддержки предпринимательских структур в декабре 2019 г. был принят Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Государственная поддержка малого предпринимательства...

 В статье рассматривается государственная поддержка малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства в Иркутской области. Рассматривается форма развития интеграционных процессов в АПК региона.

Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса

— увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей до 25 млн чел. к концу 2024 г.

Совершенствование механизмов кредитования малого бизнеса

В стране реализуется национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который сопровождает ряд федеральных и региональных программ поддержки.

Поддержка малого предпринимательства на региональном...

Рычаги поддержки малого предпринимательства на региональном уровне [5]: Установление льготного налогообложения, прямого финансирования и кредитования малых предприятий.

Задать вопрос