Государственная поддержка фермерства в рамках федеральных проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (344) январь 2021 г.

Дата публикации: 11.01.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Очирова, Т. Ч. Государственная поддержка фермерства в рамках федеральных проектов / Т. Ч. Очирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77424/ (дата обращения: 28.02.2021).



Статья посвящена изучению государственной поддержки фермерства в рамках федеральных проектов в РФ. Были определены основные недостатки и проблемы реализации федеральных проектов. Также определены и предложены основные направления совершенствования Федерального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Ключевые слова: государственное управление, федеральные проект, государственная поддержка, фермерство, сельскохозяйственное производство.

В настоящее время сельское хозяйство в условиях импортозамещения и экспортоориентированности испытывает трудности. Отрасль нуждается в активной поддержке от правительства в связи с особенностями, характерными для этого сектора экономики, и необходимости поддержания эффективного функционирования, динамичного развития для высокого уровня конкурентоспособности. Государственная поддержка должна обеспечивать благоприятные условия для функционирования отечественных производителей для стимулирования производства высококачественной продукции, а также для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных продуктов и услуг, как на внутреннем, так и на зарубежном рынке.

В общей цепи развития сельскохозяйственного производства важное место отводится крестьянским (фермерским) хозяйствам. Сегодня крестьянские (фермерские) хозяйства довольно стабильно содействуют развитию сельскохозяйственного производства, вносят определенный вклад в решение проблемы продовольственной независимости страны от других государств. При этом данные хозяйства являются одним из основных резервов роста сельскохозяйственного производства, наиболее эффективной формой использования земельных, трудовых, материально-технических ресурсов, обеспечивающей решение важнейших социальных, экономических и других проблем [1].

В целях эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется комплекс мер государственной поддержки, включающий финансовую и организационную помощь. Эти меры направлены на повышение эффективности функционирования, конкурентоспособности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Вследствие неэффективной системы мер государственной поддержки происходит нерациональное расходование бюджетных средств, наблюдается низкая бюджетная и производственная результативность данных мер.

Существующие сегодня меры поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств не создали необходимых макро- и микроэкономических условий для эффективного их функционирования. Сейчас многое объясняют экономическим и аграрным кризисами. Конечно, эти глобальные причины нельзя отрицать, как нельзя не видеть в системе государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств слабые места, ошибочные решения, неадекватные действительности нормы и правила, сводящие на нет желание поддержать отечественных фермеров.

Сегодня в свете появления новых мер грантовой поддержки фермеров в рамках Федерального проекта, разработанного в соответствии с Указом № 204, «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», который включен в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [2], становится актуальным исследование эффективности существующих мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств на федеральном и региональном уровне.

Проектное управление аграрным сектором экономики успешно применяется в развитых странах. А 2005 год можно считать началом проектного управления в сфере сельского хозяйства в России, с появлением приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», который впоследствии был преобразован в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия», которая реализуется и на сегодняшний день.

Несмотря на то, что данный проект был далёк от классического понимания «проектное управление», он сыграл свою ключевую роль в преодолении упадка на селе, повышении привлекательности сельского бизнеса, и привел к повышению деловой активности сельхоз товаропроизводителей. В целом благодаря элементам комплексного подхода и проектного управления на сегодня удалось достичь позитивных сдвигов в сфере АПК, но надеется на структурные изменения и прорывы не приходится, поскольку в новых «проектах» остается «старый» подход.

На сегодня проектное управление уже не новинка для российских органов власти, в том числе и в сфере АПК, но по-прежнему остается множество вопросов и недостатков в его применении.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» включает в себя создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

Так, слабым местом в реализации данного проекта остаётся определение индикаторов и показателей, в частности одним из индикаторов эффективности стоит «количество вновь созданных рабочих мест» или «прирост КФХ в регионе», несомненно, данные индикаторы дают представление о картине происходящего в регионе, но смущает сложившаяся практика их выполнения.

Так для достижения данных показателей, региональная власть накладывает на сельхоз товаропроизводителей необходимость создания дополнительных рабочих мест, без учета их целесообразности. Принцип создания рабочих мест привязывается к сумме полученной господдержки. При таком подходе сложилась практика создания фиктивных рабочих мест, а нарушена целостность объективной картины эффективности поддержки.

Так же при установлении индикаторов за основу берутся статистические данные, которые неоднократно корректируются. При этом официальная статистика выгружает необходимые показатели по истечении года в марте месяце следующего за отчетным годом, когда о выполнении индикаторов рапортуют уже в декабре текущего года, а при выявлении расхождений с официальными статистическими данными показатели корректируются. Что опять же говорит о том, обладают ли объективной и оперативной информацией государственные органы? Корректность статистических данных тоже вызывает большой вопрос, но это тема для другого исследования.

Ключевая роль отдается производственным показателям, но и здесь так же сложилась практика наращивания показателей без учета целесообразности, так например хозяйства при получении субсидий берут на себя обязательства по соглашению с региональными органами, увеличить, к примеру, посевные площади на 10 % к следующему году. Но при ежегодном обращении за государственной поддержкой и исчерпании собственных производственных ресурсов хозяйство становится заложником обстоятельств, при которых оно вынуждено, будет либо сокращать посевы, либо отказаться от субсидий. Так здесь становится закономерный вопрос, на кого же ориентирована государственная поддержка? Сегодня сельхоз товаропроизводители в обход закона завышают собственные показатели, и в эти условия их ставят законодатели.

В сложившихся условиях необходимо тщательно подойти к формированию показателей эффективности реализации федеральных программ и сбору объективной оперативной информации.

Несмотря на то, что федеральный проект, не внес серьезных нововведений в систему поддержки сельхоз товаропроизводителей, объемы финансовой поддержки фермерства значительно увеличились.

В целом, процесс разработки и реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» становится важным этапом в формировании крепкого малого и среднего бизнеса в аграрном секторе России. Но у этого проекта есть ряд серьезных недостатков. Как и все предыдущие федеральные проекты и программы, проект направлен на решение определенных локальных проблем. Предлагаемые меры в рамках проекта, не позволяют решить проблемы взаимодействия аграрного сектора с производителями оборудования, ГСМ, а также отрасли, закупающие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. На современном этапе требуется создание государственной социально ориентированной агропромышленной политики, в рамках которой одной из стратегических целей станет формирование эффективного и устойчивого сектора сельскохозяйственного производства, возрождение села и обеспечение продовольственной безопасности.

Литература:

  1. Климова Н. В. Государственная поддержка в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства / Н. В. Климова, Г. И. Шаповалова // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. — 2017. — № 130. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-v-dostizhenii-tselevyh-pokazateley-razvitiya-selskogo-hozyaystva (дата обращения: 14.12.2020).Стандарты создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: информ. издание перераб. и доп. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. — 84 с.
  2. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 09.12.2020).Калягин Г. В. Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональный подход: учебное пособие / Г. В. Калягин. — Москва: Проспект, 2016. — 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная поддержка, сельскохозяйственное производство, индивидуальная предпринимательская инициатива, проектное управление, национальный проект, проект, сельское хозяйство, федеральный проект, хозяйство, ключевая роль.


Задать вопрос