Влияние физической культуры на жизнь студента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.10.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Раднатарова, А. А. Влияние физической культуры на жизнь студента / А. А. Раднатарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106483/ (дата обращения: 03.05.2024).



Рассматриваются результаты исследования, направленные на выявление положительных факторов влияния физической культуры на работоспособность студентов. Доказано, что физическая культура в жизни студентов и следование принципам здорового образа жизни гарантирует высокую работоспособность. Именно она определяет успехи в образовательной деятельности.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, образ жизни, здоровье студентов, образовательный процесс.

Физическая культура — это важная составляющая человеческой культуры. Одним из главных критериев оценки физического развития является динамика уровня физической подготовленности обучающихся, проследить за которыми можно с помощью сдачи одних и тех же контрольных нормативов. Так как физическая подготовленность и здоровье — это важная составляющая для любого студента, то одной из основных задач дисциплины «Физическая культура» является укрепление здоровья, а после, достижения высоких спортивных результатов.

Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей. Студентам приходиться реализовать свой потенциал под давлением интеллектуальных нагрузок и психоэмоциональной среды. Решение сложных задач, исследовательская работа, а также образовательный режим оказывают влияние на работоспособность студентов. В рамках общей темы влияния физической культуры на жизнь студентов важно конкретизировать исследовательский вопрос. Так как студенты подвержены психологическим и умственным нагрузкам важным вопросом является сохранение и поддержание высокой работоспособности, чтобы достигать поставленных целей в образовательной деятельности.

На основании вышесказанного целью данной статьи является исследование влияния физической культуры на работоспособность студентов. Для достижения поставленной исследовательской цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме.
  2. Провести опрос среди обучающихся.
  3. Сделать выводы по данной теме.

Физическая культура помимо общего развития организма также способствует профилактике переутомления. Это напрямую влияет на работоспособность, и мы можем выделить три основных аспекта того, как именно физическая культура оказывает свое положительное влияние [4]:

  1. Физическая культура помогает организму приспосабливаться к нагрузкам, чтобы формировать условные рефлексы.
  2. Физическая культура способствует увеличению выносливости и развитию скоростно-силовых навыков. Это также положительно влияет на кровообращение и сердечно-сосудистую систему.
  3. Физическая культура позволяет поддерживать мышечный тонус и способствует психическому расслаблению, переключению внимания, устранению стрессовых переживаний [7].

Важно понимать, что физическая культура включает в себя не только спорт и физические упражнения, но также и профилактику организма, закаливание, рациональное питание, медицинский контроль, гигиену сна, режим труда и отдыха, личная гигиена [5].

Анализируя научную литературу, мы отметили несколько интересных авторов и их исследования. К. В. Волков доказал, что спорт и подвижные игры положительно влияют на успеваемость учащихся. М. Я. Виленский, А. М. Донцов рассматривали в своих работах то, как мышечное напряжение влияет на организм в целом [6]. А. И. Рахматов отмечает большой интерес у студентов к занятиям атлетической гимнастикой. А. М. Митяева, рассматривая здоровый образ жизни, отмечает, что проблема физического воспитания среди учащихся пока остается актуальной.

Для исследования мы разработали анкету и опросили 34 студента: из них 10 (30,4 %) девушек и 24 (69,6 %) юношей.

Мы выявили, что утренней зарядке уделяют внимание только 35,3 %. Большинство 64,7 % указали на нехватку времени, чтобы делать зарядку по утрам. Те же, кто занимается утренней зарядкой, также указали на положительное влияние (70,6 %), но в тоже время 29,4 % не согласились с этим.

В анкете затрагивались вопросы, характеризующие медицинскую активность студентов, в частности их отношение к медицинским осмотрам. Большинство опрошенных (61,8 %) ответили, что они ежегодно проходят профилактический осмотр, а каждый четвертый (26,5 %) даже чаще — раз в полгода. В то же время 11,8 % респондентов проходят профилактический осмотр редко, не чаще одного раза в два года. Из результатов опроса установлено, что основному большинству наших респондентов чужда культура закаливания (79,4 %) и, только каждый пятый студент (20,6 %) практикуют закаливание организма.

Большое значение в поддержании работоспособности студента имеет достаточность и качество сна. Во время сна организм мобилизует ресурсы для восстановления как физических сил, так и стабилизации мозговой активности. По нашим данным 64,7 % респондентов не соблюдают режим сна. Проблемы со сном у них могут быть связаны с отсутствием цифровой гигиены, нарушениями биоритмов, нестабильным психоэмоциональным состоянием подростка. Согласно гигиеническим требованиям, продолжительность сна студента должна составлять 7–8 часов. Однако, среди опрошенных были и те, у кого продолжительность сна составляла менее 5 часов (17,6 %) или больше 8 часов (8,8 %).

Нами выявлено, что лишь каждый пятый (20,6 %) опрошенный студент соблюдает требования цифровой гигиены, в частности, при длительном использовании гаджетов периодически выполняют упражнения для глаз. Остальная часть опрошенных (79,4 %) забывают об этом. Известно, что при длительном пребывании в состоянии отсутствия двигательной активности быстрее наступает физическое утомление. Проводя время за гаджетами, подростки подвергаются нервно-психическому стрессу, что в свою очередь наносит вред ментальному здоровью [4].

В ходе исследования нами выявлено, что у 88,2 % опрошенных в рационе занимают такие продукты, как овощи и курица. Овощи содержат клетчатку и полезные микроминералы, участвующие в обменных процессах в организме человека. В курице содержится белок, необходимый для строительства мышечной структуры. В рационе респондентов менее популярными продуктами оказались каши (64,7), фрукты (73,5 %), говядина (76,5 %), молочные продукты (85,3 %), натуральные соки и компоты (64,7 %). Ягоды (32,4 %), орехи (44,1 %) и рыба (47,1 %) [3].

Не менее важным аспектом поддержания работоспособности организма является режим питания. Соблюдение режима питания важно с точки зрения необходимости насыщения организма необходимой суточной энергией. При ее недостаточном поступлении снижается умственная и физическая работоспособность [1].

Таким образом, результаты исследования позволили нам сделать вывод, что не у всех опрошенных студентов преобладает влияние физической культуры, и как следствие отсутствует высокая работоспособность. В связи с этим следует отметить, что в формировании здорового образа жизни необходимо соблюдать системный и комплексный подход на всех этапах жизни человека с участием всех субъектов воспитания — семья, родители, педагоги образовательных организаций всех уровней.

В университете каждый желающий студент может заняться укреплением физического воспитания. Для более активного привлечения студентов в ВУЗах существует ряд секций, и каждый может найти интересное для себя. Более того, некоторые ВУЗы оснащены физкультурно-оздоровительными комплексами, бассейнами, а также необходимым спортивным инвентарём. Благодаря ему студенты укрепляют своё здоровье. Таким образом улучшается работоспособность и появляется стимул заниматься физической культурой.

Студенты с ограниченными возможностями также могут иметь доступ к занятиям физической культурой. Для того чтобы такие студенты занимались физкультурной безопасно для здоровья, Г. Л. Афанасенко, доктор медицинских наук, разработал специальную методику по индивидуальному обучению. Её суть состоит в том, что студенты в начале года сдают проверочные показатели, на основе которых выводят особую программу тренировок на учебный год. Благодаря этому учащиеся укрепляют своё здоровье [2].

Таким образом, роль физической культуры в жизни студента крайне высока. Именно работоспособность определяет успехи студента в его образовательной деятельности. От того, насколько он будет готов к умственным нагрузкам, зависит его успеваемость и в дальнейшем карьера. Поэтому физическая культура является важным фактором, влияющим на работоспособность студента.

Литература:

  1. Волков, К. В. Влияние физических упражнений и спорта на работоспособность при умственном труде / К. В. Волков. — ЛКВВИА им. А. Ф. Можайского: Ленинград, 1960. — 169 c. — Текст: непосредственный.
  2. Дудус, А. Н. Проблемы обучения физической культуре лиц с ограниченными возможно-стями (на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии) / А. Н. Дудус, А. Г. Сергеева, В. Б. Сергеев. — Текст: непосредственный // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2022. — № 2. — С. 79–84.
  3. Современные фитнес-программы и дыхательные практики в поддержании умственной работоспособности будущих специалистов таможенной службы / А. Н. Дудус, А. В. Семенов, И. С. Москаленко, К. П. Бакешин. — Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. — 2022. — № 4. — С. 37–39.
  4. Кожина, Е. В. Теоретические аспекты проблемы формирования направленности студентов на здоровый образ жизни / Е. В. Кожина, Т. Н. Мартынова. — Текст: непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — № 3 (59). — С. 79–84.
  5. Соболева, Л. Г. Проблемы влияния образа жизни на формирование здоровья школьников / Л. Г. Соболева. — Текст: непосредственный // Проблемы здоровья и экологии. — 2013. — № 3. — С. 27–31.
  6. Яндиева, М. С. Отношение школьников к здоровому образу жизни / М. С. Яндиева. — Текст: непосредственный // Старт в науке. — 2017. — № 5 (1). — С. 112–114.
  7. Здоровый образ жизни. — Текст: электронный // Роспотребнадзор: [сайт]. — URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/67/ (дата обращения: 05.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, студент, высокая работоспособность, здоровый образ жизни, образовательная деятельность, работоспособность студентов, положительное влияние, профилактический осмотр, утренняя зарядка, физическое воспитание.


Похожие статьи

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

Физическая культура имеет большое влияние в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их деятельность связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью.

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

Данные свидетельствуют, что 53,2 % студентов желают заниматься физкультурой 2–4 часа в неделю, что соответствует учебной программе, по которой предполагаются 2-х часовые занятия в неделю по дисциплине «физическая культура».

Характеристика методики занятия по физической культурой со...

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении периода обучения зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека.

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Роль физической культуры в формировании психологической...

К этим важным задачам относятся следующие: 1) Укрепление физического здоровья студентов, повышение и поддержание на оптимальном уровне физической и умственной работоспособности, психомоторных навыков студентов

Двигательная активность как необходимость для студентов

В этих условиях именно физическая культура способна компенсировать недостаток необходимой физической нагрузки для человека. [2,3]. Большинство студентов признают необходимость физической активности, в приоритете которых являются занятия по выбору.

Основные составляющие здорового образа жизни студента

Основные причины, мешающие студентам, придерживаться здорового образа жизни, как правило, являются нехватка времени и отсутствие силы воли, так как на сегодняшний день многие студенты совмещают учебу с работой.

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности...

На современном этапе актуальна проблема физической подготовленности студентов, поскольку данный показатель взаимосвязан с физической работоспособностью, общей активностью (в том числе двигательной), а также со здоровьем человека.

Похожие статьи

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

Физическая культура имеет большое влияние в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их деятельность связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью.

Физическая культура и оздоровление в жизни студентов

Данные свидетельствуют, что 53,2 % студентов желают заниматься физкультурой 2–4 часа в неделю, что соответствует учебной программе, по которой предполагаются 2-х часовые занятия в неделю по дисциплине «физическая культура».

Характеристика методики занятия по физической культурой со...

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении периода обучения зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

В статье проводится краткий анализ существующей системы физического воспитания подрастающего поколения. Подчеркивается важная роль занятий физическими упражнениями и спортом для ведения здорового образа жизни человека.

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Роль физической культуры в формировании психологической...

К этим важным задачам относятся следующие: 1) Укрепление физического здоровья студентов, повышение и поддержание на оптимальном уровне физической и умственной работоспособности, психомоторных навыков студентов

Двигательная активность как необходимость для студентов

В этих условиях именно физическая культура способна компенсировать недостаток необходимой физической нагрузки для человека. [2,3]. Большинство студентов признают необходимость физической активности, в приоритете которых являются занятия по выбору.

Основные составляющие здорового образа жизни студента

Основные причины, мешающие студентам, придерживаться здорового образа жизни, как правило, являются нехватка времени и отсутствие силы воли, так как на сегодняшний день многие студенты совмещают учебу с работой.

Роль физической культуры и спорта в воспитании личности...

На современном этапе актуальна проблема физической подготовленности студентов, поскольку данный показатель взаимосвязан с физической работоспособностью, общей активностью (в том числе двигательной), а также со здоровьем человека.

Задать вопрос