Физическая культура и оздоровление в жизни студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 04.06.2017

Статья просмотрена: 1165 раз

Библиографическое описание:

Ильясова, О. К. Физическая культура и оздоровление в жизни студентов / О. К. Ильясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44078/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье обсуждаются отношения студентов-медиков 1 курса к физической культуре и здоровому образу жизни. Проведенный анализ позволил выявить недостаточность возможностей социального воздействия на студентов, которое бы помогло в становлении здорового образа жизни и физической подготовленности студентов.

Современное обучение в медицинском вузе предъявляет высокие требования к студентам, в том числе к состоянию их здоровья. Повышение рейтинга здоровья в системе ценностей студентов медицинского вуза, обучение оценке качества и количества здоровья, технологиям его обеспечения, включая собственное здоровье, является необходимым условием успешности их профессиональной социализации. При этом приобщение к здоровому образу жизни как внутренней потребности должно осуществляться в условиях продолжающегося ухудшения показателей здоровья россиян и массового распространения нездорового образа жизни среди населения. Последнее также распространяется и на медицинских работников (в том числе студентов -медиков), которые, несмотря на свою профессиональную деятельность в области охраны здоровья граждан, мало уделяют времени и усилий на сохранение собственного здоровья, а за последние 8–10 лет среди молодёжи практически не отмечается положительных сдвигов в психологических установках и поведении в сторону оздоровления своего образа жизни. [1]

Врачу больше, чем кому-либо, необходимо знать о физической культуре и её средствах. Таким образом, направленность мотиваций к занятиям оздоровлением и физической культурой будущих врачей имеют огромное значение в деле воспроизводства здоровья нации. Одной из главных задач в подготовке медицинских специалистов является развитие у студентов физкультурно-спортивных интересов, которое должно осуществляться на основе учёта их желаний и склонностей, усиления социально значимой мотивации интереса самого студента. [2]

Физическая культура, как культура в целом, заключает в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем физически-духовном единстве. Ситуация усложняется тем, что современная культура предоставляет человеку несколько источников информации — эстетический, антропометрический, масс-медийный, обыденный [4].

Каждый человек по-разному относится ко своему здоровью, это отношение складывается из объективных обстоятельств, а также субъективных причин и выражается в наших поступках, действиях, различных суждениях о состоянии своего здоровья и здоровом образе жизни, что влияет на физическое и психическое благополучие.

Вместе с тем, самооценка психического и физического состояния выступает в качестве реального показателя здоровья людей, поскольку обнаружена довольно высокая степень соответствия самооценки и объективной характеристики здоровья, выявленная в результате различных исследовательских процедур. Актуальность формирования мотивации на ведение здорового образа жизни в процессе обучения в медицинском вузе подчёркивает то, что чем раньше формируется конкретное диспозиционное поведение, тем эта позиция оказывается стабильнее в последующей жизни [3].

Целью данного исследования является сравнительный анализ проблемы отношения студентов к занятиям физической культурой, к своему здоровью, а также оценки качества и частоты посещаемости занятий. Здоровье современной молодежи играет большую роль для развития всего общества в целом, в сохранении здорового будущего нации, поэтому формирование здорового образа жизни, развитие физической подготовленности студентов имеет приоритетное значение.

Нами было проведено социологическое исследование в 2017 году на кафедре физической культуры Оренбургского государственного медицинского университета. Для проведения данного исследования был выбран лечебный факультет, непосредственно студенты 1 курса, количестве 100 человек. Им была предложена специально разработанная анкета, в которой респондентам задавались вопросы для оценки качества проведения занятий физической культурой, а также оценки своего здоровья. Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы.

Каждый человек должен определить место физической культуры в своей жизни и понимать, что она для него значит. Отвечая на вопрос «Чем для Вас является «Физическая культура?»» 81.9 % студентов ответили, что — это путь к здоровью и сохранению хорошей фигуры, 9,6 % — что физическое воспитание — это мой образ жизни, всего лишь 1,1 % хотят связать физическую подготовку с будущей деятельностью и 7,4 % выбрали вариант «другое».

На вопрос «занимаетесь ли Вы в какой–нибудь спортивной секции?» 86,3 % ответили нет, а 13,7 % регулярно посещают секции.

На следующий вопрос «Ходите ли Вы на физическую культуру?» 74 % респондентов ходят регулярно,10,4 % ходят по мере возможности, а 15,6 % не посещают занятия. Также на вопрос «все ли Вас устраивает на занятиях?» 52,6 % ответили, что их все устраивает, 42,1 % — не всегда довольны занятиями, 16.8 % считают, что занятия не организованны преподавателями, и нет разницы между спецгруппой и основной группой.

Данные свидетельствуют, что 53,2 % студентов желают заниматься физкультурой 2–4 часа в неделю, что соответствует учебной программе, по которой предполагаются 2-х часовые занятия в неделю по дисциплине «физическая культура». 23 % респондентов хотят заниматься менее 2-х часов в неделю, а 23,8 % считают, что заниматься необходимо по 6–8 часов в неделю.

Мы хотели узнать, как студенты отзываются о состоянии своего здоровья, ведь оно является одним из главных составляющих жизни человека, поэтому мы предложили оценить свое здоровье по пятибальной шкале. 65,2 % студентов отмечают высокий уровень оценки здоровья, 32,6 % — средний уровень, 2,1 % — низкий уровень.

Каждый третий студент регулярно проходит амбулаторные профилактические осмотры. Также регулярно наблюдается у врачей и соблюдает рекомендации по приему лекарств и витаминов.

На вопрос «Предполагаете ли Вы, что достаточно делаете для своего здоровья?» были получены следующие ответы. 15 % опрошенных выполняют достаточное количество оздоровительных мероприятий: занимаются физической культурой, проводят профилактические мероприятия по предупреждению болезней, стремятся не иметь вредных привычек (таких как курение, употребления алкоголя), обеспечивают себя здоровым питанием, следят за приемом лекарств и регулярно проходят плановые медицинские осмотры. 63 % считают, что недостаточно делают для поддержания собственного здоровья, 22 % затруднились с выбором ответа.

Анализ данных о распорядке дня выявил следующие результаты. Всего 23 % опрошенных придерживаются его выполнения, а 70 % не могут составить личный план своего дня.

Каждый человек по-своему понимает понятие «здоровый образ жизни», и каждый выбирает свой путь к здоровью. В следующем вопросе студент должен был выбрать что для него означает здоровый образ жизни. Для 43,2 % — это занятие спортом, физической культурой ежедневно, для 40 % — не пить, не курить, а 16,8 % считают, что основой является полноценное питание.

На поставленный вопрос «Выберите утверждение, которое наиболее соответствует Вашему обычному самочувствию на занятиях физической культурой», к сожалению 48,9 % отметили, что им свойственна усталость, безразличие, напряжение; 39,4 % выбрали приподнятое настроение и 11,7 % — радость и вдохновение.

Мнение студентов — это важная составляющая в организации учебной деятельности в институте. И отвечая на вопрос «что, по вашему мнению, учебное заведение должно делать для сохранения и укрепления здоровья студентов?»: 66 % отметили организацию правильного питания, 25,5 % — организацию поездок на природу, 8,5 % — увеличений количества различных спортивных cсоревнований.

Последним вопросом нашего анкетирования был «Физическая культура и спорт для меня — это?»: 41,9 % считают, что это единственный способ быть в форме, для 35,5 % — это редкие занятия, как правило по принуждению, а для остальных 22,6 % — это путь к самореализации.

Подведя итог по социологическому исследованию, можно сделать следующие выводы:

  1. Малое количество студентов 1 курса уделяет внимание на улучшение собственного физического развития.
  2. Невысок процент студентов, которые относятся к физической культуре отрицательно, либо не хотят ею заниматься вообще.
  3. В институте недостаточно стимулов к занятиям физической культуры, необходимо создать благоприятные условия, сформировать необходимые методы и условия в системе образования.

Таким образом, можно сказать, что представление о здоровье как благополучии у студентов лежит на стадии становления. Необходимо агитировать студентов к занятиям и непосредственно здоровому образу жизни, научить студентов трудиться, самореализоваться, подготовить к самостоятельной жизни, прививать навыки средств использования физической культуры, а также знания и умения в своей будущей профессиональной деятельности.

Физическая культура является неотъемлемой частью учебного процесса. Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. Всем известно, что здоровый образ жизни не складывается только из правильного питания и сна, организму необходима физическая нагрузка.

Литература:

1. Вершинин Е. Г. Мотивация ценностного отношения к здоровому образу жизни студентов медицинского вуза: дисс. на соискание уч. степени канд. мед. наук.- Волгоград, 2003.- С. 3.

2. Ушакова И. А. Мотивации к занятиям физической культурой российских и зарубежных студентов-медиков / И. А. Ушакова, В. Б. Мандриков, Н. В. Замятина // Вестник ВолгГМУ. — 2011. — № 1(37).- С. 28–30.

3. Журавлёва И. В. Поведенческие факторы здоровья подростков //Социология медицины. — 2002. — № 1. — С. 32–47.

4. Власова Ж. Н., Сергеев Д. В. Формирование идеального образа физического развития в российской культуре: учеб. пособие. Чита: Изд-во ЗабГГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2008. 87 с.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, студент, здоровье, занятие, медицинский вуз, собственное здоровье, оценка качества, правильное питание, физическая подготовленность студентов.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт.

5. Фитнесс-программа предусматривает оценку состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся, причём тестирование осуществляется систематически с...

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт.

5. Фитнесс-программа предусматривает оценку состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся, причём тестирование осуществляется систематически с...

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Мотивация к здоровому образу жизни студентов-медиков

«Физическая культура и здоровье» под редакцией д. м.н. Пономарева.

О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета.

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни студентов вуза.

Мотивация к здоровому образу жизни студентов-медиков

«Физическая культура и здоровье» под редакцией д. м.н. Пономарева.

О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета.

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни студентов вуза.

Формирование физической культуры студентов

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная программа, настольный теннис, физическая нагрузка, физическая подготовленность, атлетическая гимнастика.

Формирование физической культуры студентов

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная программа, настольный теннис, физическая нагрузка, физическая подготовленность, атлетическая гимнастика.

Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, гиподинамия, профилактика. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой...

Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, гиподинамия, профилактика. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой...

Влияние качества проведения урока физкультуры на здоровье...

Состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность студентов пока еще не достигли желаемого уровня. В вузе увеличивается число студентов с ослабленным здоровьем.

Влияние качества проведения урока физкультуры на здоровье...

Состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность студентов пока еще не достигли желаемого уровня. В вузе увеличивается число студентов с ослабленным здоровьем.

Факторы, формирующие здоровье студентов медицинского вуза

студент, здоровый образ жизни, здоровье, Ташкентская медицинская академия, студенческая поликлиника, рациональное питание, психологический статус студентов, научная литература, медицинская помощь...

Факторы, формирующие здоровье студентов медицинского вуза

студент, здоровый образ жизни, здоровье, Ташкентская медицинская академия, студенческая поликлиника, рациональное питание, психологический статус студентов, научная литература, медицинская помощь...

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Ключевые слова:физическая культура, федеральный закон, физическое воспитание, учебные заведения, двигательная активность, здоровье, здоровый образ жизни, высшая школа, студенты, формирование.

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт.

5. Фитнесс-программа предусматривает оценку состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся, причём тестирование осуществляется систематически с...

Физическая культура как неотъемлемая часть здорового образа...

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, студенты, фитнесс, спорт.

5. Фитнесс-программа предусматривает оценку состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся, причём тестирование осуществляется систематически с...

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям...

физическая культура, здоровый образ жизни, физическое развитие, физическое воспитание, студент, занятие, профессиональная деятельность, студенческая молодежь, медицинский вуз, положительное влияние.

Мотивация к здоровому образу жизни студентов-медиков

«Физическая культура и здоровье» под редакцией д. м.н. Пономарева.

О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета.

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни студентов вуза.

Мотивация к здоровому образу жизни студентов-медиков

«Физическая культура и здоровье» под редакцией д. м.н. Пономарева.

О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета.

Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни студентов вуза.

Формирование физической культуры студентов

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная программа, настольный теннис, физическая нагрузка, физическая подготовленность, атлетическая гимнастика.

Формирование физической культуры студентов

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни, упражнение, учебная программа, настольный теннис, физическая нагрузка, физическая подготовленность, атлетическая гимнастика.

Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, гиподинамия, профилактика. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой...

Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов...

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, гиподинамия, профилактика. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой...

Влияние качества проведения урока физкультуры на здоровье...

Состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность студентов пока еще не достигли желаемого уровня. В вузе увеличивается число студентов с ослабленным здоровьем.

Влияние качества проведения урока физкультуры на здоровье...

Состояние здоровья, физическое развитие и физическая подготовленность студентов пока еще не достигли желаемого уровня. В вузе увеличивается число студентов с ослабленным здоровьем.

Факторы, формирующие здоровье студентов медицинского вуза

студент, здоровый образ жизни, здоровье, Ташкентская медицинская академия, студенческая поликлиника, рациональное питание, психологический статус студентов, научная литература, медицинская помощь...

Факторы, формирующие здоровье студентов медицинского вуза

студент, здоровый образ жизни, здоровье, Ташкентская медицинская академия, студенческая поликлиника, рациональное питание, психологический статус студентов, научная литература, медицинская помощь...

Задать вопрос