К вопросу об элементах организации прокурорского надзора за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.10.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Михневич, Е. А. К вопросу об элементах организации прокурорского надзора за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства / Е. А. Михневич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106357/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассмотрены элементы организации работы прокурора по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, организация работы, элементы организации, информационное обеспечение, планирование, прогнозирование, мониторинг, жилищное строительство, соблюдение прав граждан, граждане — участники долевого строительства, дольщики

Созданная в 1722 году Прокуратура, призвана служить «оком государевым» в исполнении законов и распоряжений верховной власти, оберегать безопасность граждан и государства в целом. Три столетия российская прокуратура, пережив смену эпох, политических взглядов служит надежным оплотом законности и правопорядка. Следуя своей исторической миссии, органы прокуратуры и в наши дни продолжают стоять на страже конституционных принципов — прав и свобод человека и гражданина.

Российская Федерация, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека [2, ст. 7], гарантирует государственную поддержку гражданам и в обеспечении жильем.

Проанализировав статистические данные работы органов прокуратуры и результаты судебной практики показывает, можно констатировать тот факт, что обстановка с соблюдением прав дольщиков усугубляется по следующим причинам: отсутствует системный подход к поддержке социально уязвимой категории граждан, а именно граждан — участников долевого строительства; несоответствие федеральному законодательству региональных и муниципальных нормативных актов, регламентирующих сферу долевого строительства жилья, а также пробелы правового регулирования на данном направлении; игнорирование застройщиками порядка привлечения денежных средств населения; ненадлежащее выполнение уполномоченными органами надзорных, административно-распорядительных и иных функций и др.

Эти обстоятельства диктуют необходимость более детальной организации работы прокурора по надзору за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий (элементов), направленных на оптимизацию функционирования системы органов прокуратуры по реализации поставленных целей и задач в данной сфере [1].

В качестве элементов организации работы органов прокуратуры РФ по надзору за соблюдением прав и свобод граждан — участников долевого строительства необходимо выделить следующие:

Первый элемент — информационное обеспечение. В целях обеспечения оперативного поступления сведений о допущенных нарушениях законов в сфере долевого строительства прокурору необходимо иметь полное представление об источниках поступления такой информации. Так, к числу основных таких источников относят: обращения граждан и организаций, сообщения средств массовой информации; информация, получаемая в ходе участия прокурора в заседаниях межведомственных комиссий (рабочих групп) по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов, информацию и статистические данные органов власти и органов местного самоуправления; материалы, полученные органами контроля, осуществляющими полномочия в сфере долевого строительства, в результате проверки соблюдения прав граждан-участников долевого строительства; результаты аналитической деятельности органов контроля в виде обзоров, информационных писем и т. д.

Ввиду активного внедрения в деятельность органов прокуратуры различных информационных систем, в качестве источников информации о нарушении законов в сфере долевого строительства, полагаем необходимым признавать данные, полученные в результате анализа, мониторинга интернет-сайтов, электронными источниками нарушений закона в рассматриваемой сфере. Данное закрепление позволит прокурорским работникам осуществлять надзор за соблюдением прав граждан-участников долевого строительства наиболее оперативно, без необходимости истребовать необходимой информации в других органах власти, организациях и т. п.

Отдельного внимания при организации прокурорского надзора заслуживает практика отдельных прокуратур по составлению паспортов проблемных жилищных объектов с внесением в них ключевых позиций, необходимых для осуществления надзора.

Вторым элементом организации надзора за соблюдением прав участников долевого строительства является мониторинг законодательства в сфере долевого строительства. Прокурору надлежит осуществлять постоянный мониторинг состояния законности в сфере жилищного строительства на поднадзорной территории, в том числе законодательства и правоприменительной практики по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях, о правоохранительной деятельности [3], в процессе изучения нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления [4].

Третий элемент — прогнозирование. Прогнозирование взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, контролирующими органами, иными организациями, действующими в сфере строительства жилья, представляет собой способ получения прокурорами информации о будущем состоянии явлений, событий и процессов в сфере обеспечения законности, соблюдения прав участников долевого строительства.

Данный элемент организации работы позволяет прокурорам осуществлять свои действия в условиях меньшей неопределенности, более объективно подходить к распределению сил и средств, применительно к конкретным регионам, сферам правовых отношений, субъектам таких отношений и т. п.

Четвертый элемент — планирование взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации с органами государственной власти и органами местного самоуправления, контролирующими органами, и иными организациями, по вопросам обеспечения законности, соблюдения прав и свобод граждан — участников долевого строительства.

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе и граждан — участников долевого строительства, прокуроры активно и целенаправленно выявляют нарушения, добиваются привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения; применяют меры прокурорского реагирования по восстановлению прав и законных интересов граждан, тем самым защищают незыблемое право миллионов россиян.

Мы с уверенностью можем сказать, что организация работы органов прокуратуры РФ по надзору за соблюдением прав граждан — участников долевого строительства играет первостепенную роль. Планирование деятельности, прогнозирование ее результатов, правовой мониторинг, информационно — аналитическая работа позволяют не только скоординировать и обеспечить эффективное взаимодействие органов прокуратуры РФ с органами государственной власти, но и обеспечить оперативное выявление и устранение нарушений прав граждан — участников долевого строительства.

Литература:

  1. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учеб. для системы повышения квалификации прокур. кадров / [Ф. М. Кобзарев и др.]; под. общ. ред. А. Ф. Смирнова; Генер. прокуратура Рос. Федерации, Ин-т повышения квалификации руководящих работников. — М.: ИПК РК Генер. прокуратуры РФ, 2005. — 334 с.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. (дата обращения: 10.09.2023)
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 № 584 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и об улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» // СПС КонсультантПлюс
  4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 № 583 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» // СПС КонсультантПлюс
Основные термины (генерируются автоматически): долевое строительство, государственная власть, гражданин, местное самоуправление, орган, прокурорский надзор, Российская Федерация, соблюдение, участник, жилищное строительство.


Ключевые слова

планирование, мониторинг, жилищное строительство, прогнозирование, прокуратура, информационное обеспечение, прокурорский надзор, дольщики, организация работы, элементы организации, соблюдение прав граждан, граждане — участники долевого строительства

Похожие статьи

прокурорский надзор в сфере градостроительного...

Так, гражданин К на земельном участке, который находится в его собственности, в отсутствие разрешительной документации и согласований соответствующих служб, осуществил незаконное строительство трехэтажного жилого дома.

Полномочия органов местного самоуправления в области...

В данной статье рассмотрены полномочия органов местного самоуправления, проблемы самовольного строительства, а именно многоквартирных жилых домов на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления...

Полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации, регламентируется федеральным, региональным и муниципальным законодательством, однако ни одно из них не содержит четко определенных принципов для осуществления всех специфик полномочий.

Административно-правовой статус субъектов, участвующих...

Также необходимо различать участников долевого строительства и инвесторов. Участник долевого строительства, по сути дела потребитель, который приобретает услугу по строительству жилья для домашних или семейных нужд.

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов...

местное самоуправление, орган прокуратуры, прокурорский надзор, акт, орган, проблема, рассматриваемая сфера, устранение нарушений, федеральное законодательство, ближайшее заседание.

К вопросу о гражданско-правовой ответственности субъектов...

В статье рассматривается один из видов юридической ответственности — гражданско-правовая ответственность подрядчика, а также государства, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в соответствии с некоторыми нормами гражданского и...

Правовое регулирование государственного строительного надзора

Государственный строительный надзор осуществляется при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ либо является типовой проектной...

Недостатки нормативного правового регулирования пределов...

По информации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на территории Российской Федерации располагаются 1 012 529 многоквартирных жилых домов общей площадью 2 704 884 761 кв. м [2].

Гражданско-правовая ответственность застройщика в сфере...

долевое строительство, застройщик, Российская Федерация, гражданско-правовая ответственность, жилое помещение, ответственность застройщика, участник, государственная власть, договор участия, РФ.

Похожие статьи

прокурорский надзор в сфере градостроительного...

Так, гражданин К на земельном участке, который находится в его собственности, в отсутствие разрешительной документации и согласований соответствующих служб, осуществил незаконное строительство трехэтажного жилого дома.

Полномочия органов местного самоуправления в области...

В данной статье рассмотрены полномочия органов местного самоуправления, проблемы самовольного строительства, а именно многоквартирных жилых домов на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления...

Полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации, регламентируется федеральным, региональным и муниципальным законодательством, однако ни одно из них не содержит четко определенных принципов для осуществления всех специфик полномочий.

Административно-правовой статус субъектов, участвующих...

Также необходимо различать участников долевого строительства и инвесторов. Участник долевого строительства, по сути дела потребитель, который приобретает услугу по строительству жилья для домашних или семейных нужд.

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов...

местное самоуправление, орган прокуратуры, прокурорский надзор, акт, орган, проблема, рассматриваемая сфера, устранение нарушений, федеральное законодательство, ближайшее заседание.

К вопросу о гражданско-правовой ответственности субъектов...

В статье рассматривается один из видов юридической ответственности — гражданско-правовая ответственность подрядчика, а также государства, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в соответствии с некоторыми нормами гражданского и...

Правовое регулирование государственного строительного надзора

Государственный строительный надзор осуществляется при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ либо является типовой проектной...

Недостатки нормативного правового регулирования пределов...

По информации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на территории Российской Федерации располагаются 1 012 529 многоквартирных жилых домов общей площадью 2 704 884 761 кв. м [2].

Гражданско-правовая ответственность застройщика в сфере...

долевое строительство, застройщик, Российская Федерация, гражданско-правовая ответственность, жилое помещение, ответственность застройщика, участник, государственная власть, договор участия, РФ.

Задать вопрос