К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в процессе реализации жилищной политики государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 19.04.2014

Статья просмотрена: 1012 раз

Библиографическое описание:

Мягкова О. А. К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в процессе реализации жилищной политики государства // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 564-566. — URL https://moluch.ru/archive/65/10387/ (дата обращения: 18.10.2018).

Статья раскрывает содержание понятия «полномочия органов местного самоуправления», определяет значимость и роль муниципальных образований в процессе их реализации. Основное внимание акцентируется на том, что органам местного самоуправления отводится важная роль в реализации социальных прав и гарантий жилищных прав граждан для этого они наделяются широким объемом полномочий.

Ключевые слова: местное самоуправление, полномочия органов местного самоуправления, местная власть, жилищное законодательство, жилищные правоотношения.

Полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации, регламентируется федеральным, региональным и муниципальным законодательством, однако ни одно из них не содержит четко определенных принципов для осуществления всех специфик полномочий. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления — это основополагающие идеи, руководящие начала для создания юридических норм. В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ под государственной жилищной политикой понимается воздействие государства через государственные и муниципальные органы с помощью нормативно-правового регулирования, бюджетных и налоговых механизмов на всю совокупность жилищных отношений, включая финансирование и строительство жилья, его содержание, управление, владение, распоряжение и использование [1]. Государственная жилищная политика — это совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий с целью удовлетворения потребностей населения в жилье, а реализация государственной жилищной политики является одной из главных задач муниципальных органов власти.

Роль органов местного самоуправления в реализации государственной жилищной политики огромна и значима, а для нормального ее осуществления необходимо надлежащее правовое регулирование. Формирование законодательства обусловлено реализацией приоритетных национальных проектов. Противоречие норм региональных и муниципальных правовых актов федеральному законодательству нередко приводит к торможению и невозможности реализации комплекса государственной жилищной политики на местах. Для решения накопившихся проблем требуются сложные, комплексные, системные решения, обеспечивающие кардинальное улучшение качества жизни населения и повышающие эффективность проводимой государством жилищной политики.

Статья 72 Конституции РФ, статья 5 Жилищного кодекса РФ относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако п. 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации [2].

Следовательно, органы местного самоуправления не вправе регулировать по собственной инициативе жилищные правоотношения, т. к. решение данных вопросов не входит в их компетенцию, они лишь наделяются отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их реализации материальных и финансовых средств.

Между тем Жилищный кодекс РФ закрепляет следующие конкретные полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений: перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (статья 23); переустройство и (или) перепланировка жилого помещения (статья 26); признание граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (статья 49); установление нормы предоставления жилого помещения в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов, а так же учетной нормы (статья 50); принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, снятие с учета, а так же отказ в принятии на учет (статьи 52, 54, 56,57); определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда (ст.93, 104); содействие организации жилищных кооперативов для предоставления преимущественного права на вступление в них граждан, признанными малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, и иным гражданам, указанным в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации или законе субъекта Российской Федерации, признанных нуждающимися в жилых помещениях (статья 111); установление размера платы за жилое помещение (статья 156); установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об ее установлении (статья 158); предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета (статья 160); проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, уведомление всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом, за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ими не было принято ранее (статья 161); определение порядка управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования (статья 163); создание условий для управления многоквартирными домами (статья 165); утверждение краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (статья 168); созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (статья 170); взаимодействие с региональным оператором в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предоставление субсидий из местного бюджета для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (статьи 180, 182); согласование акт приемки выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (статья 190); иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Статьи 1,2 Жилищного кодекса РФ устанавливают так же, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения не только органами государственной власти, но и органами местного самоуправления условий для беспрепятственного осуществления вытекающих из жилищных отношений прав граждан: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль [3].

Современное российское законодательство наделяет органы местного самоуправления огромную роль в процессе реализации социальных прав и гарантирует реальное их выполнение. Для реального и надлежащего исполнения этих гарантий местные органы власти должны обладать не только возможностью их реализации, но и обладать широким объемом властных полномочий. В настоящее время ситуация в жилищной сфере характеризуется единым комплексом серьезнейших проблем, среди которых можно выделить — ненадлежащее качество жилищных и коммунальных услуг, непрозрачность тарифов; отсутствие реальных перспектив обеспечения социальным жильем нуждающихся категорий населения; недобросовестность управляющих компаний и др., что требует формирования путей совершенствования законодательства, объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления в решении существующих проблем, выработки механизмов контроля за соблюдением норм законодательства, усиления индивидуальной ответственности государственных и муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих должностных обязанностей.

Органы местного самоуправления, выступая в качестве наиболее приближенных к проблемам населения уровня, имеют возможность реально выявлять существующие проблемы, могут эффективно помочь гражданам в реализации их жилищных прав, выработать предложения для вышестоящих уровней власти по совершенствованию жилищного законодательства и жилищной политики [4].

Для реализации задачи по контролю за соблюдением жилищного законодательства статья 20 Жилищного кодекса РФ закрепляет наряду с государственным жилищным надзором муниципальный жилищный контроль, суть которого состоит в проведении на территории муниципального образования органами муниципального жилищного контроля проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами [5].

В целях повышения эффективности деятельности органов власти в жилищной сфере, а так же оптимального выполнения гарантированных гражданам жилищных прав необходимо на уровне местного самоуправления организовать разработку эффективных механизмов выполнения региональных и муниципальных программ, планов конкретных действий с учетом национальных, финансовых, географических, климатических и других особенностей территорий.

Литература:

1.      Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. № 40. Ст. 3822.

2.      Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 14.

3.      Колоколова Е. О., Котляров С. Б. Полномочия органов местного самоуправления в реализации государственной жилищной политики Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 6–9.

4.      Минеева И. Н., Панфилов М. А. Проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Пробелы в российском законодательстве. 20014. № 1. С. 271–274.

5.      Чичеров Е. А., Котляров С. Б. Участие населения в правотворчестве органов местного самоуправления // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2013. С. 152–157.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, государственная жилищная политика, жилищное законодательство, полномочие органов, реализация, жилищная политика, Жилищный кодекс РФ, орган.


Похожие статьи

Правовое регулирование деятельности государственной...

В статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено понятие «государственный жилищный надзор», предметом которого выступает деятельность уполномоченных органов за соблюдением законодательства в сфере...

Обеспечение доступности жилья. Проблемы реализации...

жилищная сфера, жилищная политика, РФ, Россия, государственная жилищная политика, мое мнение, местное самоуправление, Конституция РФ, жилищный фонд, рынок жилья.

Полномочия органов местного самоуправления в области...

В данной статье рассмотрены полномочия органов местного самоуправления, проблемы самовольного строительства, а именно многоквартирных жилых домов на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной...

Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок...

Жилищная политика в России | Статья в сборнике...

местный орган власти, жилищный фонд, Советский союз, жилищное строительство, Россия, жилье, жилищная политика, жилищный сектор, Российская Федерация, Жилищный кодекс.

Осуществление органами местного самоуправления контроля...

Так, согласно статье 165 Жилищного кодекса РФ органы МСУ проводят проверку деятельности органов управляющей организации на основании

Федеральное законодательство в механизме реализации полномочий органов местного самоуправления.

Роль управляющих компаний и муниципальных органов власти...

Однако практика реализации органами местного самоуправления жилищно-коммунальных полномочий показывает, что указанные и другие вопросы решаются с огромными трудностями.

Рекомендации по совершенствованию жилищной политики...

Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий по реализации государственной жилищной политики с целью

Ее реализация является одной из главных задач муниципальных органов власти.

К вопросу о понятии «управляющая организация» | Молодой ученый

Статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации [1] (далее — ЖК РФ), посвященная договору управления многоквартирным домом, не содержит указания о том, кто может выступать в качестве управляющей организации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Правовое регулирование деятельности государственной...

В статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено понятие «государственный жилищный надзор», предметом которого выступает деятельность уполномоченных органов за соблюдением законодательства в сфере...

Обеспечение доступности жилья. Проблемы реализации...

жилищная сфера, жилищная политика, РФ, Россия, государственная жилищная политика, мое мнение, местное самоуправление, Конституция РФ, жилищный фонд, рынок жилья.

Полномочия органов местного самоуправления в области...

В данной статье рассмотрены полномочия органов местного самоуправления, проблемы самовольного строительства, а именно многоквартирных жилых домов на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной...

Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок...

Жилищная политика в России | Статья в сборнике...

местный орган власти, жилищный фонд, Советский союз, жилищное строительство, Россия, жилье, жилищная политика, жилищный сектор, Российская Федерация, Жилищный кодекс.

Осуществление органами местного самоуправления контроля...

Так, согласно статье 165 Жилищного кодекса РФ органы МСУ проводят проверку деятельности органов управляющей организации на основании

Федеральное законодательство в механизме реализации полномочий органов местного самоуправления.

Роль управляющих компаний и муниципальных органов власти...

Однако практика реализации органами местного самоуправления жилищно-коммунальных полномочий показывает, что указанные и другие вопросы решаются с огромными трудностями.

Рекомендации по совершенствованию жилищной политики...

Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий по реализации государственной жилищной политики с целью

Ее реализация является одной из главных задач муниципальных органов власти.

К вопросу о понятии «управляющая организация» | Молодой ученый

Статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации [1] (далее — ЖК РФ), посвященная договору управления многоквартирным домом, не содержит указания о том, кто может выступать в качестве управляющей организации.

Задать вопрос