Автор: Якупова Люция Альбертовна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 07.10.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Якупова Л. А. прокурорский надзор в сфере градостроительного законодательства // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 57-60.



Федеральным законом от 17.02.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) установлено, что органы прокуратуры от имени Российской Федерации осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

К основным направлениям надзорной деятельности Генеральным прокурором Российской Федерации отнесены — соблюдение прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений [1].

При осуществлении надзора за соблюдением законов в сфере градостроительной деятельности перед прокурором стоит цель обеспечить путем применения соответствующих полномочий сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности [2].

Надзор за соблюдением градостроительного законодательства невозможно осуществлять в отсутствие надзора за соблюдением земельного законодательства. Он осуществляется в целях защиты общественных отношений, связанных с охраной земли, её использованием и распоряжением.

Полагаю, что надзор за исполнением законов в сфере землепользования и градостроительства — одни из наиболее сложных направлений деятельности городских и районных прокуроров. Это связано с тем, что рассматриваемая сфера правоотношений широка и многопланова и требует глубоких познаний, как в области земельного законодательства, так и в области гражданского, градостроительного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды и природопользовании и в иных смежных сферах правоотношений.

В качестве наиболее значимых вопросов организации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере необходимо выделить законность издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов, реализация этими органами полномочий по осуществлению государственного строительного надзора, муниципального земельного контроля, соблюдение ими и иными собственниками и землепользователями участков требований законодательства при их использовании и распоряжении, исполнение требований природоохранного законодательства.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере градостроительства и землепользования прокурор сталкивается с большим количеством проблем, связанных с несовершенством градостроительного, земельного и иного законодательства.

Глобальные процессы национализации и приватизации земли, включение земли в экономический оборот введение платности землепользования имели своим результатом не только позитивные результаты, но и негативные последствия. Неполнота и противоречивость правовой базы, недостатки государственного регулирования земельных отношений, последствием которых стала частая реорганизации органов государственного земельного контроля, повлекли за собой многочисленные нарушения градостроительного и земельного законодательства.

В своей деятельности территориальному прокурору нельзя забывать об установленной действующим законодательством обязанности объектов прокурорского надзора за исполнением законодательства о градостроительной деятельности по сохранению качества земель, недопущению сокращения площадей сельскохозяйственных угодий, избеганию создания угрозы загрязнения, захламления и деградации земель, последствиями чего является негативное изменение состояния окружающей среды.

Предметом прокурорского надзора за соблюдением градостроительного законодательства является исполнение федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соблюдения Конституции Российской Федерации и действующих на территории Российской Федерации законов, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов, регулирующих земельные градостроительные отношения.

Каждый из вышеуказанных органов наделен полномочиями в сфере градостроительной деятельности.

Наиболее важным направлением деятельности прокурора при осуществлении надзора за соблюдением градостроительного законодательства является надзор прокуратуры за соответствием принятых законов и иных нормативных правовых актов федеральному земельному, градостроительному, жилищному и антимонопольному законодательству [3].

В информационных письмах Генеральной прокуратуры от 13.10.2015, 13.09.2016 № 76/1–366–2015, говорится о важности принятия уполномоченными в рассматриваемой сфере органами перечней исчерпывающих процедур в сфере жилищного строительства и роли органов прокуратуры в указанной деятельности. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализирована практика принесения протестов на незаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере градостроительства, внесения представлений об устранения нарушений федерального законодательства.

Так, массовый характер носит истребование у заявителей излишних документов, включая те, которые могут быть получены посредством межведомственного взаимодействия, что не предусмотрено федеральным законодательством и является недопустимым, нарушение сроков в сторону увеличения получения разрешительной документации (разрешения на строительства, на ввод объекта в эксплуатацию).

Вышеуказанные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, что определяет задачи, стоящие в рассматриваемой сфере надзорной деятельности прокуратуры. Однако решение указанных задач в настоящее время затруднено несовершенством действующего законодательства.

Согласно Закону о прокуратуре, органы прокуратуры не осуществляют надзор за исполнением законодательства физическими лицами. Во многих случаях и органы, осуществляющие градостроительный надзор, не имеют полномочий предотвратить нарушения ими градостроительного и земельного законодательства. Государственный строительный надзор в соответствии с со ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) осуществляет свои полномочия только при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ, либо является модифицированной проектной документацией.

Это порождает возведение большого количества незаконных построек, а значит, незаконное использование земельных участков. В указанных случаях прокуроры, не подменяя деятельность органов контроля, обращают их внимание на недопустимость нарушения законов физическими лицами и необходимость применения к ним гражданско-правовой ответственности в виде сноса незаконно возведенных строений.

В то же время, некоторыми гражданами и даже хозяйствующими субъектами такая коллизия действующего законодательства, неисполнение органами надзора и контроля своих обязанностей в сфере градостроительной и земельной сферах, используется для нарушения закона.

Так, гражданин К на земельном участке, который находится в его собственности, в отсутствие разрешительной документации и согласований соответствующих служб, осуществил незаконное строительство трехэтажного жилого дома. Соседи указанного гражданина направляли неоднократные жалобы в прокуратуру, а также в орган государственного строительного надзора, с указанием о наличии нарушений градостроительного законодательства.

Территориальный прокурор не вправе применить меры прокурорского реагирования в отношении физического лица и обязать устранить допущенные нарушения федерального законодательства. Однако, в рассматриваемом случае, прокурор вправе провести проверку исполнения градостроительного, земельного и иного законодательства и при помощи соответствующих мер реагирования (представление об устранении нарушений закона, предостережение и др.) побудить орган местного самоуправления, уполномоченный в области муниципального земельного контроля применить полномочия, предусмотренные ст. 222 ГК РФ и иными нормативными правовыми актами, обеспечив в данном случае законность в рассматриваемой сфере.

Таким образом, надзор за соблюдением градостроительного законодательства требует постоянного внимания и совершенствования, а также имеется необходимость в разработке ряда частных методических и тактических материалов, направленных на его совершенствование с целью повышения эффективности проводимых надзорных мероприятий.

Литература:

  1. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, градостроительного законодательства, соблюдением градостроительного законодательства, земельного законодательства, прокурорского надзора, исполнением законодательства, организации прокурорского надзора, исполнением законов, Конституции Российской Федерации, территории Российской Федерации, градостроительной деятельности, субъектов Российской Федерации, осуществлении надзора, сфере градостроительной, соблюдением земельного законодательства, сфере градостроительной деятельности, прокурора Российской Федерации, действующего законодательства, федерального законодательства, местного самоуправления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос