Правовые проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 30.03.2016

Статья просмотрена: 1904 раза

Библиографическое описание:

Хайлова, М. И. Правовые проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений / М. И. Хайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27612/ (дата обращения: 25.04.2024).



)

Статья посвящена анализу действующего земельного законодательства в области регулирования отношений по надзору и контролю в области земельных отношений.

Ключевые слова: земельное право, государственный надзор, муниципальный контроль, использование и охрана земель.

Конституция как основной акт государства в Российской Федерации определяет общие основы деятельности в различных областях жизнедеятельности людей и общества, а также определяет некоторые правовые категории и основы, это касается и земельных отношений: «земля и другие природные ресурсы, на которые распространяются властные полномочия государства, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст.9 Конституции РФ).Соответственно, исходя из этого положения, были созданы такие механизмы реализации охраны земель, как государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль. Однако, в государстве как в правовом институте, одной из основных функций является контролирующая [1, С.24]. Поэтому контроль — это сфера реализации воли государства и более широкая правовая категория, нежели надзор. Основное отличие контроля от надзора заключается в том, что контроль преследует не только достижение законности и правопорядка, но и обеспечение эффективности и целесообразности. А целью надзора является точное и неуклонное исполнение законов, которое не сопровождается оценкой целесообразности принятых актов и совершенных действий» [2, С.25]. При осуществлении надзора невозможно вмешательство государственного органа в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора.

В 2011 году Федеральным законом № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» наряду с другими видами контрольной деятельности в природоресурсной сфере, государственный земельный контроль был превращен в надзор. Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что это говорит об уменьшении властных полномочий в регулировании контролирующей деятельности государства [3, С.555].Данное новшество привнесло немало правовых коллизий. Правомочным актом государства до сих пор не отменено Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 (далее — Постановление № 689), где закреплено Положение о государственном земельном контроле», который, по сути, «утратил силу», и не может осуществляться в связи с изданием нового Федерального закона, его отменяющего, а точнее трансформирующего. Соответственно, это уже нарушение правовых установок государства. Если данный акт действует, то на него в правоприменительной деятельности ссылаются органы, осуществляющие эту деятельность, и поэтому эта деятельность может, а точнее должна уже быть признана незаконной [4, С.85].Из Положений данного акта при анализе полномочий органов, осуществляющих государственный земельный контроль, следует приоритетным назвать Росреестр, так как должностные лица этой организации являются государственными инспекторами по использованию и охране земель. Из этого следует, что другие органы, призванные осуществлять контроль в этой сфере (п.11 Постановления № 689), а именно Росприроднадзор и Россельхознадзор, точнее их сотрудники, не имеют право привлекать к административной ответственности на основании ст.23.21 и п.29 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ.

Соответственно, «напрашивается вывод» о том, что данные органы превышают свои полномочия, и далее это будет порождать правовые коллизии, и может привести к судебному оспариванию действий сотрудников данных органов, снижая и теряя доверие общества к власти. Тем самым, если мы говорим о том, что есть немало нарушений со стороны органов власти, то что говорить о простых гражданах нашей страны. Увеличение количества выявленных нарушений в области земельного законодательства говорит нам о том, что другим фактором является низкое правосознание общества и недоверие к государственным органам. Разрешить указанную проблему можно путем разъяснений, как устных, так и письменных со стороны компетентных органов, бесед, общих собраний, посвященным проблемам в сфере земельных правоотношений.

Другим фактором, который влиял на увеличение правонарушений, являлся низкий размер штрафов, предусмотренных в КоАП РФ. Соответственно, гражданам и юридическим лицам — правонарушителям проще выплатить штраф, чем исправить допущенное нарушение. Однако, в связи с изменениями, внесенными с марта 2015 года, их размер существенно увеличился, примерно в 3–4 раза, что является прогрессивной мерой со стороны государства. Однако, нерешенной проблемой также остается улучшение материально-технической базы и инвентаря, необходимого для правильного осуществления деятельности при совершении проверок, с целью их более точного содержания, чтобы не допускать некорректных данных.Переходя от государственного надзора к муниципальному контролю, следует сказать, что аналогичный институт в экологическом праве был недавно отменен в связи с малой эффективностью его реализации. Рассмотрим же этот механизм в сфере земельного права. Объекты муниципального земельного контроля определены расплывчато и неоднозначно, органы местного самоуправления не наделены правом к привлечению и осуществлению мер административного характера. Соответственно, эффективность от мер воздействия остается на низком уровне. Нечетко до сих пор в законодательстве определен сам предмет муниципального земельного контроля, а именно: основным нормативно-правовым актом по руководству осуществления контроля, остается Земельный кодекс РФ, в котором не сказано, что входит в задачи муниципального земельного контроля, какими полномочиями наделяются органы местного самоуправления. Таким образом, из этого следует, что даже сам предмет контроля не определен, хотя и указано, что он «осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации». [5, С.58]Соответственно, на основании сказанного нельзя говорить о том, что при существующем законодательном пробеле, осуществляется муниципальный контроль в сфере земельного права. Делая вывод, следует сказать о некоторых правовых коллизиях и несовершенствах земельного законодательства, которые необходимо решать органам государственной власти, с целью избежания «антизаконности и неправомерности».

Литература:

  1. 1.Остапенко А. Г. Правовое регулирование имущественных отношений между соседями, имеющими общие границы, посредством сервитутов // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар, 2012.
  2. 2.Гринь Е. А. Понятие принудительного прекращения прав на земельные участки и классификация его оснований. // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 1 (1).
  3. Остапенко А. Г. Гражданско-правовая характеристика земельного сервитута // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 74.
  4. Гринь Е. А. Принудительное прекращение прав на земельные участки: теория и практика правового регулирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар. 2012.
  5. Гряда Э. А. Особенности приобретения права собственности на земельные участки публичноправовых образований. // Власть Закона. 2014. № 2 (18).
Основные термины (генерируются автоматически): муниципального земельного контроля, земельный контроль, земельного законодательства, государственный земельный, государственный земельный контроль, сфере земельного права, земельных отношений, Российской Федерации, земельные участки, области земельных отношений, Кубанский государственный аграрный, государственного надзора, ученой степени кандидата, государственный аграрный университет, соискание ученой степени, органы местного самоуправления, муниципальный контроль, степени кандидата юридических, кандидата юридических наук, муниципальный земельный контроль.


Ключевые слова

земельное право, государственный надзор, муниципальный контроль, использование и охрана земель

Похожие статьи

Задать вопрос