Особенности реализации проекта по техническому творчеству «Отделочный цех Королёвской шёлковой фабрики «Передовая текстильщица»» в рамках Федеральной инновационной площадки «ТехноМир: развитие без границ» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Немкович, В. Д. Особенности реализации проекта по техническому творчеству «Отделочный цех Королёвской шёлковой фабрики «Передовая текстильщица»» в рамках Федеральной инновационной площадки «ТехноМир: развитие без границ» / В. Д. Немкович, Е. Ю. Панкова, Е. А. Самсонова, И. Ю. Ряннель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106276/ (дата обращения: 23.05.2024).



Особенностью современного общества является активное внедрение высочайших технологий в жизнь и деятельность человека, которые, безусловно, придают им совершенно новое качество. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Задача нас, педагогов, воспитать и вырастить такие личности. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) наиболее актуальной задачей является достижение нормативно заданного уровня качества образования, в связи с чем, современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, режим инновационной деятельности.

27.05.2022 г. Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 31» г. о. Королёв был присвоен статус «Инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «ТехноМир: развитие без границ» (приказ Национального исследовательского института дошкольного образования «Воспитатели России» № 692 от 27 мая 2022 года)

Проект «ТехноМир» направлен на формирование системы работы по техническому направлению с привлечением родительского сообщества и с учетом предприятий регионов РФ.

Город Королёв имеет статус наукограда, здесь сосредоточены предприятия космической отрасли: РКК «Энергия», ЦНИМАШ, НИИ Космических систем, Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», НПО Измерительной техники, КБ «Химмаш», ОАО «Композит». Сейчас здесь трудятся родители, бабушки и дедушки наших воспитанников. Одним из приоритетных направлений образовательных учреждений города является подготовка будущих кадров для данных предприятий, а точнее подготовка детей к изучению технических наук. Огромную роль в решении этой задачи играет проектная деятельность по знакомству дошкольников с особенностями производств предприятий родного города, их ролью в истории покорения космического пространства, знакомству с профессиями родного города.

Уже не первый год мы работаем в этом направлении. В 2022–2023 учебном году мы решили познакомить детей еще с одним из градообразующих предприятий.

В июне 1875 года, в подмосковной деревне Куракино, ныне микрорайон «Текстильщик» города Королёв, состоялось открытие ткацкой фабрики, оснащённой по последнему слову техники того времени. С тех пор фабрика продолжает выполнять две основные функции: производит нужную людям продукцию и обеспечивает работой жителей города. Казалось бы, что может быть общего с космической отраслью? Как оказалось, КШФ «Передовая текстильщица» и ее продукция напрямую связаны с космосом. Сегодня ЗАО «КШФ «Передовая текстильщица» является крупнейшим производителем технических тканей, они широко используются для обшивки ракетно-космической техники, парашютных систем различного назначения, в том числе и систем спуска космических аппаратов, тормозных систем космических аппаратов.

Именно эти сведения послужили идеей и стали темой долгосрочного проекта «Королёвская шёлковая фабрика «Передовая текстильщица» в рамках Федеральной инновационной площадки «ТехноМир: развитие без границ». И если с предприятиями космической отрасли мы уже знакомились, то тема ткацкого производства для всех участников проекта была совершенно новой и неизученной. В методической литературе отсутствовали материалы, посвященные теме конструирования ткацкого производства. Дети практически ничего не знали об истории ткачества в нашем городе и процессе производства тканей.

Целью реализации проекта стало формирование устойчивого познавательного интереса к особенностям процессов производств предприятий родного города и активизация конструктивно-модельной и познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

В реализации проекта приняли участие 6 групп. Каждая группа отвечала за определенный цех. Нашей группе было предложено разработать и создать проект «Отделочный цех КШФ «Передовая текстильщица».

В самом начале реализации проекта, чтобы вызвать интерес к изучаемой теме, для детей и родителей был разработан образовательный маршрут «Ткацкий станок», целью которого было формирование у дошкольников основ проектного, инженерного, исследовательского мышления.

Реализуя маршрут, мы решали задачи:

– дать первоначальные знания о ткацком производстве;

– формировать представление детей о труде человека на ткацком станке;

– совершенствовать умение конструировать по схеме модель ткацкого станка и действовать в соответствии с условными обозначениями;

– обогатить словарь детей новыми словами (понятиями): «текстильное оборудование», «ткацкий станок», «ткач», «основа» «уток», «челнок»;

– способствовать развитию моторики, согласованию движений рук, запоминанию цветов, совершенствовать сенсорное восприятие;

– закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами и иглой(челноком);

– воспитывать и прививать любовь к истории, культуре своей малой родины, желание творить, изобретать.

Первым итогом и продуктом в реализации маршрута, стали самостоятельно созданные ткацкие станки из картона и коврики из ниток. Дети усвоили, что такое «уток» и «основа», в лексическом словаре прочно закрепились слова: «ткач», «челнок», «станок».

Затем, началась кропотливая работа по воплощению всех наших задумок. Прежде чем приступить к созданию макета и заинтересовать детей предстоящей работой, мы познакомили детей с самой фабрикой и процессами, которые осуществляются на фабрике для создания ткани. Для актуализации знаний и поддержания интереса детей к теме ткачества, были разработаны дидактические и интерактивные игры. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) мы знакомили детей с профессиями людей, работающих на ткацком производстве, продолжали изучать свойства ткани, проводя с детьми различные опыты: «Секрет ткани», «Пропитка ткани», «Свойства ткани». На занятиях по развитию речи знакомились с ткацким производством, рассматривая и составляя описательные рассказы по картине «На ткацкой фабрике», [2, с. 6], знакомили с художественными произведениями: «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинского, сказками: «Веретено, ткацкий челнок и иголка» Братьев Гримм, русской народной сказкой «Царевна лягушка», отрывками из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина. На прогулке и занятиях физической культурой проводили подвижные игры: «Станок», «Ткачи», «Отварка ткани».

Изучив детали и составив вместе с детьми схему производства, мы приступили к созданию основных отделов фабрики: лаборатории, сновального цеха, ткацкого цеха, отделочного цеха, отдела технического контроля. В ходе реализации мы понимали, что воссоздать все процессы используя только конструкторы, не удастся, поэтому при создании макетов использовали не только конструкторы, но и бросовый материал. Так, для создания сновального цеха, в качестве рамки, использовали рабочее полотно от всеми любимой игры мозаика, для бобин — катушки с нитками, для лаборатории — рабочий материал из центра опытно-исследовательской деятельности (пробирки, увеличительное стекло, микроскоп). Для создания сушильного отдела в ход пошли даже запасные части от пылесоса. В итоге удалось выстроить процесс изготовления ткани на КШФ. И пусть макет производства был немного примитивным, но именно он помог детям лучше познакомиться со всеми процессами и понять, как изготавливается ткань на фабрике. Дети с удовольствием играли с постройками, используя их в сюжетно-ролевых играх: «На ткацкой фабрике», «Лаборатория», «Отделка ткани».

Затем начался следующий этап реализации проекта по более детальному изучению процессов отделки ткани. Чтобы выстроить технологический процесс отделки ткани, дети осуществили виртуальную экскурсию в отделочный цех ткацкой фабрики вместе с Хранителем тайн нашего города. Этот персонаж сопровождает всю краеведческую работу в нашем ДОО. Также была организованна встреча с работниками фабрики. Бабушка нашей воспитанницы, аппаратчик аппретирования отделочного цеха, поделилась фотоматериалами и показала образцы ткани, которые ткут на фабрике. Дети узнали, что ткань после ткацкого цеха имеет некрасивый внешний вид, ее называют «суровьем» и отправляют на отделку, что существует три этапа отделки ткани: предварительный, заключительный и специальный, и познакомились с особенностями устройств отделочных аппаратов.

Работа по реализации проекта осуществлялась не только в детском саду, но и дома. Для того, чтобы родители могли объяснить дошкольникам, что происходит с тканью в процессе её отделки и помочь детям найти ответ на вопрос: «Нужна ли отделка для ткани?», был разработан буклет «Как объяснить ребенку процессы отделки ткани?». Буклет рассказывал, как с помощью простых опытов, можно найти ответы на интересующие вопросы. Родители стали главными помощниками в осуществлении опытно-экспериментальной деятельности в рамках проекта. Поскольку в силу объективных причин, некоторые из опытов мы не могли осуществить в детском саду.

После проделанной работы, приступили к созданию отделочного цеха. Для этого использовали различные виды конструкторов, схему отделочного цеха и фотографии оборудования ткацкого производства.

Хотим отметить, что вначале наши постройки выглядели иначе, нежели в конечном варианте. Поскольку доступ на КШФ «Передовая текстильщица» является ограниченным, процессы производства пришлось изучать по фото и видео из интернета. Оказалось, что мы не учли некоторые особенности. В первом варианте у нас были построены: отварочная машина, сушильный агрегат и каландр, как отдельно стоящие аппараты. Но после того, как педагоги смогли осуществить экскурсию на КШФ «Передовая текстильщица» и увидеть своими глазами весь процесс производства ткани, были внесены изменения в схему производства, и макет цеха отделки ткани был усовершенствован. Процесс отварки ткани был дополнен размоточными устройствами и тележками для замачивания ткани, а сушильная машина разделилась на три камеры: камеру сушки, камеру нагрева, камеру стабилизации ткани. Все аппараты смогли соединить между собой в единый технологический процесс.

Итоговым мероприятием проекта стала совместная с родителями «Квиз-игра: «Ткачество», в ходе которой дети и родители еще раз проверили свои знания о ткацком производстве КШФ «Передовая текстильщица», соревновались в умении создавать из конструкторов схемы переплетений нитей, угадывать на ощупь образцы тканей, определять по картинам известных художников названия цехов, расшифровывать логотип фабрики.

Для защиты проекта на муниципальном уровне были использованы специально написанные стихотворения «Ткацкая фабрика» и «Отделка ткани». Наши девочки стали участниками конкурса «Конструируем, создаем, творим» в номинации «Промышленное производство в нашем регионе». И хоть мы не стали победителями конкурса, наш ролик набрал больше 3 тысяч просмотров.

Опыт, который получали дети в ходе исследовательской и конструктивной деятельности, незаменим в плане создания условий для основ инженерного образования, развития конструктивного мышления, а также воспитания интереса к истории своей малой родины. В ходе реализации проекта происходило активное приобщение дошкольников к техническому творчеству, реализация их творческого потенциала, что позволило удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей об истории предприятий родного города, особенностях и устройстве ткацкого производства, профессиях на ткацком предприятии, а также сформировать навыки деятельности на уровне практического применения.

Литература:

  1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — 3-е изд. — М.: Линка-Пресс, 2015.
  2. Нищева Н. В. Кем быть? Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями для детей 5–7 лет. Выпуск 2. Учебно — наглядное пособие. Детство-Пресс, 2018.
  3. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота»: растим будущих инженеров»: учебное пособие / Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева — 2-е изд. испр, и доп. Самара: Вектор, 2018, 78с.
Основные термины (генерируются автоматически): ткацкое производство, отделочный цех, ребенок, родной город, ткацкая фабрика, детский сад, дошкольное образование, космическая отрасль, малая родина, сновальный цех.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их...

И родной дом, и двор, и детский сад, где он общается со сверстниками, и родная природа — все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился.

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный. Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические...

Познавая секреты профессионального успеха | Статья в сборнике...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности. Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...»

Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления...

Улица, на которой находится наш детский сад, носит имя Николая Литвинова, одного из 17-и героев, которые вступили в смертельную неравную схватку с огромной колонной фашистов, стремящихся прорваться в город.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, уголок, Красная книга, Родина, родитель воспитанников, свободное время.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста...

город, дом, родной город, детский сад, ребенок, дошкольный возраст, маленький петербуржец, младшая группа, поведенческий компонент, родной край.

Методические особенности формирования представлений...

малая родина, родной край, ребенок, формирование представлений, процесс работы, родной город, город, дошкольник, дошкольный возраст, ценностное отношение.

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

2. Дать детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, о знаменитых земляках.

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

родной город, малая родина, город, городская среда, проектная деятельность, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дошкольный возраст, познавательное развитие.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников путём приобщения их...

И родной дом, и двор, и детский сад, где он общается со сверстниками, и родная природа — все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился.

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад, дошкольный. Формирование познавательного отношения к труду и представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста «Космические...

Познавая секреты профессионального успеха | Статья в сборнике...

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид деятельности. Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...»

Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления...

Улица, на которой находится наш детский сад, носит имя Николая Литвинова, одного из 17-и героев, которые вступили в смертельную неравную схватку с огромной колонной фашистов, стремящихся прорваться в город.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

детский сад, малая родина, родной край, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, уголок, Красная книга, Родина, родитель воспитанников, свободное время.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста...

город, дом, родной город, детский сад, ребенок, дошкольный возраст, маленький петербуржец, младшая группа, поведенческий компонент, родной край.

Методические особенности формирования представлений...

малая родина, родной край, ребенок, формирование представлений, процесс работы, родной город, город, дошкольник, дошкольный возраст, ценностное отношение.

Педагогический проект «Родной город» (групповой, творческий...)

2. Дать детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, о знаменитых земляках.

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

родной город, малая родина, город, городская среда, проектная деятельность, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дошкольный возраст, познавательное развитие.

Задать вопрос