Автор: Яковлева Елена Владимировна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 23.05.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Яковлева Е. В. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с Санкт-Петербургом [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12490/ (дата обращения: 17.12.2017).



Санкт-Петербург — город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Этот город обладает особой притягательной силой. Откуда бы вы ни приехали и каким бы способом не добрались сюда, морем ли, по суше или самолетом, вы сразу поддадитесь очарованию его широких, прямых проспектов, мостов, дворцов, куполов, которые повлекут вас все дальше и дальше.

Санкт-Петербург — это наш большой дом, в котором живут 5 миллионов человек. Это очень большая семья, состоящая из людей самых разных и по характеру, и по своим привычкам и занятиям. Но все они — петербуржцы. И они любят свой общий дом — Петербург. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны.

Надо обязательно рассказывать об этом дошкольникам. События последнего времени: экономический распад; социальное разделение общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на патриотическое воспитание детей, возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение, эгоизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность, не уважительно отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падение престижа военной и государственной службы. Многие граждане Петербурга не гордятся свои городом, не знают, где находятся достопримечательности и памятники, забывают городские традиции. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших 3 проблем системы воспитания патриотизма, как основы сплочения общества и укрепления государства.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родного города поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Наш современник, академик Д. С. Лихачев, отмечая, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «Духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стране человек похож на иссушенное растение, перекати — поле. Но не какие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, — писал К. Д. Ушинский, — потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности Но и без участия родителей, близких невозможно решить задачу воспитания патриотических чувств у дошкольников. Воспитывая маленького петербуржца, не нужно забывать о «взрослых петербуржцах». Им тоже нужна помощь, им тоже важно и интересно узнавать город вместе с детьми. Это делает семейные отношения теплыми, добрыми. Не спеша, исподволь мы поможем воспитать семью, в которой начнет формироваться маленький петербуржец, любящий свой город, свой дом.

Воспитанием патриотизма у дошкольников занимались такие исследователи как Г. Т. Алифанова, Л. К. Ермолаева, Н. Г. Гаврилова, З. А. Серова и др. Воспитание патриотических начал в дошкольном возрасте включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент обеспечивается освоением знаний о своем городе, его традициях, природных особенностях, истории, народной культуре, правилах и нормах взаимоотношений людей, принятых в обществе. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте и включает чувство привязанности ребенка к своей семье, близким, родному краю. Поведенческий компонент предполагает накопления опыта ответственного нравственного поведения в различных ситуациях по отношению к своей семье, окружающим людям, своему городу.

Работая по программе Г. Т. Алифановой «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет» при знакомстве детей младшей группы можно выделить следующие задачи и цели, которые должны решиться в течение всего учебного года ребенка.

Задачи:

− Пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им; осознание ценности памятников культуры и искусства.

− Формирование начальных знаний о городе.

− Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.

− Знания о символах города, памятниках, достопримечательностях.

− Формирование понятия «мы — петербуржцы».

− С помощью родителей ознакомление с «ближним» городом (свой район, микрорайон, прилегающие районы).

Основные цели:

− Воспитание интереса и любви к городу, в котором мы живем.

− Желание узнать свой город, познакомиться с ним ближе.

Методы исредства:

− иллюстративно-познавательные материалы;

− беседы;

− рассказывание педагога;

− дидактические игры; сюжетно-ролевые;

− практическая работа детей;

− тематические занятия;

− творческие задания (рисование, аппликация, поделки);

− целевые прогулки;

− экскурсии выходного дня с родителями;

− обращение к художественной литературе, к классическим и современным музыкальным произведениям.

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению сродным городом иформы работы.

Младшая группа. Содержание:

− Знакомство с самим собой.

− Семья.

− Учим ориентироваться в группе, в помещении детского сада.

− Создание образа дома, в котором живет ребенок.

− Улица, на которой расположен дом.

− Дом деревенский и городской.

− Различение домов по величине, расположению, оформлению.

− Понаблюдать, где стоят дома, где ездят машины.

− Река.

− Рассматривание наиболее красивых архитектурных памятников, сооружений (шпиль, колонна, купол).

Содержание практической деятельности.

Рисование.

Дом в деревне.

Дом, в котором я живу.

Улица.

Автобус. Грузовая машина. Самолёт.

Рисунки ладошкой «Солнышко над городом».

Рисованием пальчиками, оттиск поролоном «Река Нева», «Парк города».

Оттиск печатками.

«Красивое дерево» («Осеннее дерево», «Парк», «Зелёное дерево»).

В городе снегопад.

Дождь идёт.

Обводка по контуру, по точкам, штриховка.

Дома. Машины. Кораблик.

Шпиль. Купол. Колонна.

Лепка.

Колонны красивого здания.

Волны на Неве (пластилинография).

Аппликация.

Дома.

Машины на улице (коллаж).

Салют над городом.

В городе листопад.

Мы слепили снеговика.

Коллаж «Вот какой наш детский сад, Кто придёт к нам — будет рад!»

Конструирование из строительного материала.

Машина.

Автобус.

Конструирование из плоскостных фигур.

− Дома, улицы, транспорт. Сложи целое из частей.

− Дома, улицы, транспорт, люди.

− Здание со шпилем. Здание с куполом. Дом с колоннами.

− Красивые архитектурные здания. «Парк города».

Ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начал патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей — углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом. Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое «я». Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё то, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронить в детское сердце искорку любви к Родине.

При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольников. В. А. Сухомлинский говорил: «Красота родного края… — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Литература:

  1. Л. Шифт, Е. Ефимовский. «Наш город».
  2. Л. Шифт. «Путешествие по Санкт-Петербургу с Аликом и Гусариком».
  3. Л. К. Ермолаева, Н. И. Воронина. «Мой город».
  4. Е. А. Никонова». Первые прогулки по Петербургу».
Основные термины (генерируются автоматически): родным городом, дошкольном возрасте, факторов формирования патриотизма, чувство привязанности ребенка, системы воспитания патриотизма, чувство Родины малыша, Ознакомление детей младшего, заметной постепенная утрата, особой притягательной силой, сердце искорку любви, воспитания патриотических чувств, психологические особенности дошкольников, хранитель замечательных исторических, воспитательное воздействие российской, чувство любви, Воспитанием патриотизма, устойчивая тенденция падение, традиционно российского патриотического, ребенка исторические сведения, патриотическое воспитание детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос