В работе анализируются проблемные вопросы оценки полученных в рамках международного сотрудничества доказательств по уголовным делам.
Ключевые слова: юридическая сила доказательств, статус доказательств, доказательство, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
The paper analyzes problematic issues of evaluation of evidence obtained in the framework of international cooperation in criminal cases.
Keywords: legal force of evidence, status of evidence, proof, international cooperation in the field of criminal proceedings.
В российском законодательстве юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства закреплена в статье 455 УПК РФ, согласно которой доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК РФ.
Под международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства понимается совместная согласованная деятельность уполномоченных государственных органов, направленная на решение задач, стоящих перед указанными органами при производстве по уголовным делам и требующих межгосударственного взаимодействия.
Логичным последствием развития системы межгосударственных отношений становится значительное расширение как коммерческих, так и личных связей граждан различных государств, что влечет за собой и развитие межгосударственной преступности.
Под международной преступностью следует понимать не только совершение преступлений одним лицом на территории нескольких стран, но и нахождение или принадлежность потерпевших, свидетелей, вещественных или письменных доказательств совершенных преступлений на территории, на которую не распространяется юрисдикция Российской Федерации.
При совершении указанных преступлений возникает необходимость производства оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении на территории, на которую не распространяется юрисдикция Российской Федерации.
Ввиду презумпции принципа суверенитета государств вопросы их сотрудничества в деле расследования преступлений приобретает всё большую актуальность. Без взаимной правовой помощи оказывается затруднительным или невозможным получение необходимых для расследования преступлений доказательств [1, с. 131].
Статьями 87–88 УПК РФ закреплена необходимость проверки собранных доказательств, а также их оценки по критериям относимости, допустимости, достоверности, достаточности.
Исходя из данных критериев обоснованно ставится вопрос о необходимости оценки полученных в рамках международного сотрудничества сведений для наделения их статусом доказательств с точки зрения соблюдения законов иностранного государства, а также отсутствия нарушений прав человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Частью 2 статьи 17 УПК РФ закреплено, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
Тем не менее статья 455 УПК РФ в буквальном толковании противоречит статье 17 УПК РФ в части прямого указания закона на признание их доказательствами при соблюдении только двух условий: заверение и передача их в установленном законом порядке. Таким образом, доказательства признаются допустимыми без какой-либо их дальнейшей оценки.
Несмотря на то, что ст. 455 УПК РФ посвящена принципу равенства юридической силы доказательств, может быть истолкована как направленная на придание им качества допустимости.
При этом полученные за рубежом доказательства в силу коренного различия правовых систем не всегда могут быть соотнесены с какой-либо конкретной процессуальной формой по российскому праву.
Если полученные от иностранного государства материалы обладают всей совокупностью ярко выраженных признаков, позволяющих отнести их к тому или иному виду доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 74 УПК РФ, то следует их признавать таковыми [2, с. 35].
Одним из возможных путей реализации принципа равной юридической силы доказательств является проведение в соответствии с международными договорами совместных расследований межгосударственными следственными группами.
В настоящее время более реалистичным представляется достижение соглашения о едином принципе придания доказательствам юридической силы. Им могло бы стать правило, в соответствии с которым должностные лица иностранного государства, получившие доказательства в ходе исполнения международного поручения, должны были бы представлять их в свои национальные суды для проверки на предмет их соответствия национальному законодательству и легализации с целью наделения статусом доказательств. Данный путь, хотя и не решит всех проблем, связанных с реализацией принципа равенства юридической силы доказательств, однако станет заметным шагом на пути укрепления международно-правового сотрудничества по уголовным делам [3, с. 10].
Литература:
- Быкадорова Е. В. Особенности установления допустимости доказательств, полученных на территории иностранного государства/ Е. В. Быкадорова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2019. — № 4 (84). — С. 131–136.
- Феоктистова Е. Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты. Автореф.дис. Канд.юрид.наук Е. Е. Феоктистова // Всероссийский научно-исследовательский институт МВД РФ. — 2010. — 97 с.
- Цветков Ю. А. Принцип равенства юридической силы доказательств в международно-правовом сотрудничестве по уголовным делам / Ю. А. Цветков// Международное уголовное право и международная юстиция. — 2013. — № 2. — С. 7–10. — ISSN 2071–1190.