Трудовое воспитание в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (483) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.09.2023

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Авдеева, В. Н. Трудовое воспитание в современных условиях / В. Н. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 36 (483). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/483/105818/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье автор пытается донести до читателей мысль о том, как важно в жизни любить и уметь трудиться.

Ключевые слова: трудовое воспитание, общественно полезный труд, трудолюбие, выбор профессии, профессиональное самоопределение.

Возможность труда и любовь к нему — лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач.

К. Д. Ушинский

Как идёт процесс формирования гражданской зрелости, проявляющейся в способности ответственно выполнять роль взрослого человека? Этот вопрос волнует как детей, так и взрослых.

Современные школьники неплохо разбираются в компьютерах. Они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Но главным условием гражданского воспитания, по мнению В. А. Сухомлинского, является нравственная зрелость. Известный педагог писал: «Молодёжь трудится, в общем-то, немало, но этот труд всегда опекается взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мысли… суждения, решения, ответственности — тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда».

Выпускник школы похож на былинного богатыря на распутье, только разница состоит в том, что перед ним не три дороги, а гораздо больше, и перед глазами нет придорожного камня, где было бы чётко написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

В юности мы стоим перед выбором профессии. Многие из них очень привлекательны. А надо выбрать одну, ту, которая будет максимально соответствовать склонностям молодого человека. Но этот выбор сделать не так уж и просто.

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомлённости о требованиях, предъявляемых к той или иной специальности. Ошибка в выборе профессии воспринимается порой молодыми людьми как жизненная катастрофа. «Неудачник» теряет уважение к себе.

Много лет опытные учителя школ ждали изменения в Федеральный закон «Об образовании». Особенно это касалось воспитания школьников. И вотПрезидентомРФ4августа 2023 года был подписан Федеральный закон № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который содержит нововведения для учащихся. В данный закон внесены поправки, которые одним из основных принципов политики государства в сфере образования провозгласили единство обучения и воспитания. Особое место отведено формированию у учащихся ответственного отношения к труду и его результатам . Главный вывод состоит в том, чтобы каждый выпускник школы умел и любил трудиться.

То, что для современных учеников покажется необычным, для старшего поколения составляло главную часть школьной жизни. Как говорится, «новое — это хорошо забытое старое». Труд, которым человек занимается с детства, особенно если этот труд в коллективе, остаётся в памяти на всю жизнь.

Долгое время в нашей стране понятие «трудовое воспитание» перестало быть составляющей частью воспитания. Взрослые часто стремились облегчить жизнь детей, а иногда и вообще освободить их от него. Особенно часто это встречается в семейном воспитании.

Часто родители (и иногда учителя!) и не подозревают, что, освобождая детей от труда, они лишают их основного вида деятельности, в процессе которой как раз и воспитываются основные качества личности. В итоге часто вырастает молодой человек, который с презрением относится к труду других людей. Недостатки воспитания в семье часто достаётся исправлять учителям, школе. Рассмотрим одну из таких ошибок.

Часто родители, поручая какое-нибудь дело ребёнку, заранее договариваются о плате за выполненную им работу. В результате растёт эгоист, который высоко ценит свой труд, переводит каждый свой шаг, каждое своё дело в рубли и не ставит ни во что труд других людей. Ему родители не предъявляют, естественно, счёт за одежду, питание… И ребёнок приходит к выводу: всё это дело само собой разумеющееся, не имеющее особого значения.

Мы, взрослые, часто сознательно преувеличиваем сделанное детьми. Нам кажется, что таким образом мы стимулируем их трудовые усилия. В какой-то мере да. Но отрицательные последствия такого преувеличения куда значительнее: ребёнок привыкает недооценивать труд окружающих и превозносит свои трудовые возможности. А это приводит к разочарованию, причём очень болезненному впоследствии, когда их труд будут оценивать другие.

Каждый педагог знает, что организация труда детей требует продуманных педагогических инструментов. В противном случае результаты могут быть противоположными тем, которые хотел получить воспитатель.

Возвращаясь к изменениям, внесённым в Федеральный закон «Об образовании», следует отметить, что учащиеся будут трудиться с учётом своих возрастных особенностей в рамках образовательной программы. Согласие родителей и самих детей на участие в трудовой деятельности не требуется. А если труд школьников выходит за рамки программы, то он будет регулироваться трудовым законодательством.

Для реализации трудового воспитания обучающихся новый закон установил обязанность учеников принимать участие в общественно полезном труде, направленном на формирование у них «трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда». Новые правила официально возвращают дежурства по классу, полив цветов, помощь в библиотеке, высадку деревьев и т. д.

Одна из самых важных задач школы — формирование полноценных граждан своей страны, а её решение во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие ученики, какую профессию они изберут и где будут работать. Интерес к этой проблеме вполне обоснован. Сегодняшним выпускникам наших школ обеспечена невиданная ранее в истории нашей страны возможность права свободного выбора профессии. Но реализовать это право — довольно сложная задача. В рамках профориентационной работы я часто прошу ребят ответить на вопрос, как не ошибиться в выборе профессии, на что, определяя своё призвание, надо опираться. И в данной статье я хочу привести некоторые ответы, которые, пожалуй, наиболее ярко выражают настроения выпускников школ. И.Н. пишет: «Я отношусь совсем не к тем счастливчикам, которые знают, кем они будут, что их ожидает впереди. А я не знаю, кем мне быть. Я учусь в XI классе. Скоро уже и экзамены, и прощальный Выпускной бал. А ты стоишь на распутье дорог и не знаешь, куда податься. Я учусь хорошо. Все считают, что таким, как я, одна дорога — в вуз… А посмотришь со стороны на иных людей, которые институт закончили, и жалко их становится. Работают они только из материальных побуждений, не ощущая при этом никакой радости от труда. И я боюсь оказаться в таком же положении.

Завидую тем, кто с детства имеет мечту о будущей профессии и стремится претворить её в жизнь. Но что делать мне, если у меня нет такой мечты?»

А вот делится своими тревогами А. Ш.: «Я не знаю, кем быть, чему отдать предпочтение, где я больше принесу пользы людям».

Анализируя ответы выпускников, приходишь к выводу, почему так важно сформировать у школьников способность к профессиональному самоопределению.

В связи с этим, в 2023–2024 учебном году с учащимися в обязательном порядке будут проводиться мероприятия по профориентации. По мнению разработчиков закона, поправки внесены в целях «научить детей с юных лет понимать значимость и ценность труда, его роль во всех сферах жизни», развить у детей «чувства причастности к единому делу, выработки активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме», ведь лишь «ребенок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослой жизни состояться в профессии, в семье, в социуме».

В заключение хотелось бы сказать о том, как к труду, как средству воспитания, относились великие русские педагоги. В. А. Сухомлинский отмечал облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашёл в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» [2, c. 134]. А А. С. Макаренко указывал на важность творческого труда: «Научить творческому труду — особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта» [1, c. 228].

Таким образом, мы видим, что трудовое воспитание не теряет своей актуальности и в наши дни.

Литература:

1. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. / Сост. Р. М. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.

2. Сухомлинский В. А. О воспитании. / Сост. С. Соловейчик. М.: Изд-во политической литературы, 1988. — 269 с.

3. https://sibadvokat.ru/magazine/actual/s-1-sentjabrja-2023-g-vvoditsya-trudovoe-vospitanie-v-shkole?ysclid=llwg7rm865720430725

Основные термины (генерируются автоматически): труд, выбор профессии, творческий труд, выпускник школы, молодой человек, полезный труд, профессиональное самоопределение, ребенок, трудовое воспитание.


Похожие статьи

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

К вопросу о выборе профессии школьниками | Статья в журнале...

выбор профессии, старшеклассник, родитель, профессиональный выбор, взаимодействие родителей, ребенок. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Трудности профессионального самоопределения подростков

Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Результаты анкетирования позволяют установить (рис. 1), что общее количество школьников, определившихся с выбором профессии, составляет 286 человек или 77% от общего числа респондентов.

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

Молодой человек может иметь способности к определенной профессиональной деятельности, потребность ею заниматься [1, с. 3] В этом случае приобретение профессии не связано для него с нравственными потерями.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

В содержание профессиональной работы в школе входит следующее: воспитание интереса к рабочим профессиям, широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства, с наиболее распространенными массовыми профессиями.

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период...

выбор профессии, старшеклассник, родитель, профессиональный выбор, взаимодействие родителей, ребенок, профессиональное самоопределение, проблема, мир профессий, ближайшее окружение.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

 личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельного своеобразия человека;  профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.

Похожие статьи

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

К вопросу о выборе профессии школьниками | Статья в журнале...

выбор профессии, старшеклассник, родитель, профессиональный выбор, взаимодействие родителей, ребенок. Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Трудности профессионального самоопределения подростков

Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

Результаты анкетирования позволяют установить (рис. 1), что общее количество школьников, определившихся с выбором профессии, составляет 286 человек или 77% от общего числа респондентов.

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

Молодой человек может иметь способности к определенной профессиональной деятельности, потребность ею заниматься [1, с. 3] В этом случае приобретение профессии не связано для него с нравственными потерями.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

В содержание профессиональной работы в школе входит следующее: воспитание интереса к рабочим профессиям, широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства, с наиболее распространенными массовыми профессиями.

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период...

выбор профессии, старшеклассник, родитель, профессиональный выбор, взаимодействие родителей, ребенок, профессиональное самоопределение, проблема, мир профессий, ближайшее окружение.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

 личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельного своеобразия человека;  профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.

Задать вопрос