Психолого-педагогические задачи профориентационной работы
Автор: Гаджиева Умажат Басировна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Уфа, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 1791 раз
Библиографическое описание:
Гаджиева, У. Б. Психолого-педагогические задачи профориентационной работы / У. Б. Гаджиева. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 103-108. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2558/ (дата обращения: 11.12.2024).
В педагогической системе важное место занимает подготовка будущих учителей к работе в качестве профконсультанта. Как известно, профориентации представляет собой руководство процессом построении профессиональных жизненных планов учащихся, выбором ими трудового пути.
В системе профессиональной ориентации важное место занимает профконсультация. Учитель, выступающий в роли профконсультанта, должен прежде всею дать школьникам психологически обоснованный совет о выборе ими трудового пути. Это означает, что необходимо осуществить решение определенной психолого-педагогической задачи, для чего следует:
- обеспечить учащемуся общую ориентировку в мире профессий, системе профессиональных учебных заведений, системе профессионально важных личных качеств (склонностей, способностей, особенностей состояния здоровья);
- дать школьнику конкретные знания о структуре потребностей страны, области, района, города в кадрах;
- помочь ученику соотнести данные знания, т.е. выбрать наиболее соответствующий личным качествам и в то же время необходимый для народного хозяйства вид будущей деятельности;
- помочь учащемуся принять сознательное, самостоятельное решение о выборе наиболее приемлемого профессионального учебного заведения (курсов, ПТУ, техникума, вуза).
Профконсультационная работа учителя направлена на то, чтобы психологически и педагогически обеспечить сознательный выбор жизненного пути учащегося, являющийся важной и ответственной задачей, которую нужно решать каждому молодому человеку.
Решение проблемы профессиональной направленности усложняется еще и тем, что ошибки в выборе профессии чреваты тяжелыми последствиями для тех, кто их допускает, и в целом для общества. Неудачи в выборе профессии травмируют психику неудачников, а они, в свою очередь, наносят обществу ущерб низкой производительностью труда и текучестью рабочих кадров.
Все это вместе взятое делает проблему профессиональной направленности молодежи насущной государственной задачей, которая решается путем профессионального просвещения в школе, дающего возможность ориентировать учащихся в разнообразных профессиях и профессиональной пропаганды посредством печати, кино, радио и телевидения, профессиональной консультации, определяющей способности подростка и дающей рекомендации относительно выбора профессии, а также путем профессионального отбора по способностям и профессиональной адаптации – биологической – путем привыкания к условиям физической среды – и социальной – путем постепенного вхождения в профессию через профессиональное обучение и включение в производственный коллектив.
Одна сторона этой проблемы – хорошее знание требований, которые предъявляют к человеку различные профессии. Эти требования часто бывает легче сформулировать как медицинские и психологические противопоказания к различным профессиям.
Вторая сторона – знание рынка возможного труда, потребности общества (и более узко – города, района) в тех или иных специалистах. Это по сути экономическая и социологическая проблема, но без нее профнаправленность невозможна.
Третью сторону и основание всей работы составляет знание особенностей личности и, прежде всего способностей и призвания в целом ориентируемого.
В смежном углу данных о профессиях и рынке труда лежит та форма профнаправленности, которая называется профпросвещением. Оно включает в себя и профпропаганду – привлечение внимания молодежи к тем нужным обществу и государству профессиям, в которых отмечается недостаток кадров, и формирование у нее интересов и стремлений к этим профессиям.
Основная ориентировка молодежи в профессиях осуществляется стихийным влиянием среды: родителей, знакомых, друзей, школьных и уличных товарищей. Их оценки профессий оказывают большое влияние на молодежь. Второе по значимости влияние производят на них художественная литература, кинофильмы и телевизионные передачи – те из них, которые вызывают наиболее сильные впечатления и эмоции. Вот почему в детстве большинство мальчиков хотят быть моряками, летчиками, разведчиками, геологами, космонавтами, а девочки – преимущественно артистками, врачами, кулинарами и портнихами.
Несколько меньшее влияние на выбор учащимися своих будущих профессий оказывает школьное образование, а именно оно должно быть целенаправленным, ориентировать на те профессии, на которые существует и предвидится большой спрос народного хозяйства. Любые профессии для общества важны, а для работающих – почетны и могут удовлетворять их потребность в труде. Различие отношений к ним обусловливается общественными оценками – их престижем, личными интересами, желаниями и склонностями, а все это создается в результате влияния социальной среды и самооценок своих способностей.
Еще в 1937 г. А.С. Макаренко отмечал, что для молодого человека в советское время сделать выбор профессии гораздо труднее, чем до революции, так как появились слишком большие возможности для этого [3, с. 11]. В настоящее время пространство выбора еще более расширилось. В связи с этим возрастает роль профконсультации.
В педагогической литературе справедливо отмечается, что профконсультация не должна сводиться лишь к совету по выбору профессии. Однако, с другой стороны, нельзя видеть основной смысл профконсультации в указании средств и способов достижения поставленной цели, осуществлении контроля за подготовкой и реализацией профессионального намерения. Основная задача профконсультации, как и всей профориентационной работы, состоит в управлении самим выбором профессии, осуществляемым каждым молодым человеком.
Такое управление заключается не столько в подготовке школьника к достижению поставленной жизненной цели, сколько в обеспечении обоснованности и приемлемости принимаемого им решения. Обоснованность профессионального выбора может оцениваться по трем прогностическим критериям:
а) успешности осуществления будущей профессиональной сферы ребенка;
б) удовлетворенность трудом;
в) затратам и потерям на пути к получению профессии.
Успешность профессиональной деятельности зависит, прежде всего, от имеющихся у школьников способностей. Удовлетворенность трудом определяется потребностью заниматься именно данной деятельностью и иметь связанные с ней интересы и мотивы. Третий критерий вытекает из соответствия используемых средств поставленной цели и связан с нравственной позицией выбирающего профессию. Соотношение данных факторов может быть различным.
Молодой человек может иметь способности к определенной профессиональной деятельности, потребность ею заниматься [1, с. 3] В этом случае приобретение профессии не связано для него с нравственными потерями. Иногда у школьника есть способность к конкретной деятельности, однако отсутствуют потребность, интерес к ней или наоборот. Может оказаться, что благоприятное сочетание потребностей и способностей не согласуется с третьим критерием. Если приобретение профессии связано с нравственными потерями личности, его цена является слишком высокой по нравственному критерию.
Учителю, выступающему в роли консультанта, важно видеть возможные соотношения условий, от которых зависит выбор профессии старшеклассников, и в соответствии с ними строить свою работу. Так, в случае объективного соответствия потребностей, способностей, средств и целей роль профконсультанта состоит в его выявлении. На основе этого учитель-консультант дает старшекласснику совет, укрепляющий уверенность последнего и правильности сделанного выбора, оправданности путей достижения намеченной цели.
Особого внимания требуют случаи, когда обнаруживается несоответствие способностей школьника его притязаниям в получении той или иной профессии. Развитие его способностей, интересов, склонностей ученика и развитие его способностей как качеств, обеспечивающих успешность определенной деятельности, происходят автономно. Эти две линии развития не совпадают.
Формирование мотивационно-потребностной сферы может опережать становление операционально-технических возможностей мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия, ощущения, двигательной деятельности. Такое положение бывает, если школьник выбирает профессию, требующую неординарных способностей, например, актера, музыканта, летчика, и т.п. Задача профконсультанта здесь состоит в том, чтобы повлиять на выбор профессии, изменить его направленность, убедить в целесообразности иного профессионального пути учащегося. Эту непростую задачу можно решать лишь при полной уверенности в бесперспективности профессиональных намерений школьника.
Воздействие на мотивацию выбора необходимо и тогда, когда учитель-профконсультант устанавливает, что приобретение выбранной профессии связано с неоправданно высокими моральными затратами, большими нравственными издержками. Это может произойти в том случае, когда получение профессии идет в ущерб или даже во вред другим людям, родным, близким.
Профконсультант должен раскрыть перед школьником то, какими нравственными потерями чревато его решение, к каким нежелательным последствиям для него самого или его семьи, любимого человека может оно привести.
Требует внимания такая ситуация, когда у школьника обнаруживаются способности к определенной профессии, однако желания заниматься ею он не испытывает. Эта ситуация подобна первой, но связана с необходимостью пробуждения интереса к профессии, формированием потребностей заниматься делом, для успешного осуществления которого есть предпосылки. Подобная работа особенно необходима там, где существуют неординарные способности.
Талант, дарование есть достояние народа. Он должен служить людям. Из отдельных талантов складывается творческий фонд и потенциал общества. Найти, раскрыть таланты, обеспечить их развитие – важная задача педагога-профконсультанта.
Выбор профессии так же, как и любой другой выбор, есть волевой акт. В конечном счете, профессию выбирает всегда сам учащийся, он решает, заниматься ему данным видом профессиональной деятельности или нет. При отсутствии устойчивых профессиональных намерений воля помогает школьнику принять окончательное решение. Человек без устойчивых профессиональных интересов, со слабой волевой регуляцией может не найти своего места в мире профессий, не стать полноценным работником. На наш взгляд, в задачи учителя входит и формирование у школьников определенных волевых качеств, необходимых для выбора профессии: самостоятельности, ответственности, инициативности и т.д.
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы главное внимание уделено вопросам трудового воспитания школьников и подготовки их к труду. Значительную роль в решении данной задачи призвана сыграть система профориентации учащихся. Для этого, в частности, планируется создание центров профориентации с целью организации работы со школами, учащимися, родителями. Успех их деятельности во многом зависит от методической оснащенности профконсультационной службы.
В настоящее время требуются проведение углубленного психологического анализа многих профессий, составление профессиограмм, компактные, удобные для использования неспециалистами методики для изучения основных психофизиологических параметров человека. НИИ профтехобразования и факультет психологии Московского университета разработали обширный массив кратких профессиограмм-профессиокарт, предназначенных для информационного обеспечения работы по профориентации и профконсультации учащихся на первых этапах [2, c. 1]. Предполагается, что краткие описания профессий, упорядоченные в виде картотеки, могут послужить достаточно адекватным средством формирования у учащихся (а также их родителей, учителей) конкретных первоначальных представлений о профессиях людей с профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием, профессиях, осваиваемых непосредственно на производстве.
Литература:
1. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 40. С. 3-7.
2. Атутов П.Р., Климов Е.А. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопр. психологии. № I С. 1-4.
3. Макаренко А.С. Выбор профессии // Соч.: Н 7 т. Т. 5. М., 1958. С. 11-18.