К вопросу о выборе профессии школьниками | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №1 (15) февраль 2018 г.

Дата публикации: 08.02.2018

Статья просмотрена: 4746 раз

Библиографическое описание:

Толстикова, Е. С. К вопросу о выборе профессии школьниками / Е. С. Толстикова, Д. Л. Витязева, М. А. Проскурякова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 1 (15). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/young/archive/15/1105/ (дата обращения: 24.04.2024).



 

Для человека очень важно выбрать профессию ещё с раннего возраста. Любой человек мечтает кем-то стать и чего-то добиться. И поэтому каждый ребёнок должен задуматься о своём призвании ещё будучи школьником. Некоторые люди ещё в детстве поставили перед собой цель и с возрастом стремились к её осуществлению, пытались добиться успеха в жизни. А есть люди, которые не думают о будущем и в конце концов оказываются перед выбором жизненного пути тогда, когда они им сложно этот выбор совершить.

Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей. Также необходимо чувствовать и понимать не только себя, но и других людей [1, с. 44]. В школе и дома часто говорят: «Будешь хорошо учиться — перед тобой откроются все дороги. Выбирай любое дело». Это верно, однако пока общество не в состоянии обеспечить всех творческим трудом. В то же время есть много профессий, которые не являются творческими и увлекательными, но они очень важны. Любая деятельность содержит в себе множество нетворческих моментов [1, с. 45]. Поддержка близких, друзей многое значит. Особенно поддержка родителей. Ребёнок должен знать, что в любой момент мама и папа поддержат и помогут, что родители — это опора и с них нужно брать хороший пример. Ведь когда дети и родители хорошо общаются им легче понять друг друга, помочь в чём-то, в случае же конфликтов — не могут найти общий язык, что негативно отражается на жизни ребенка. Согласно проведенному в 5–11 классах МОУ Захальской СОШ опросу, 84 % опрошенных ответили, что родители поддерживают их в нелёгком выборе профессии, но есть и те, кого родители не понимают (16 %).

Родители тоже играют важную роль в выборе профессии. Они должны постоянно поддерживать своего ребёнка и помогать ему. Многие дети, по примеру некоторых взрослых, начинают увлекаться вредными привычками. Естественно, к хорошему это никогда не приведет, а закончится проблемами как для ребенка, так и для его семьи. Таким образом, родители должны ещё с раннего возраста учить своих детей отличать хорошее от плохого. Ещё одна задача родителей — рассказать ребёнку, что в жизни не всё так просто. На пути всегда могут вставать трудности. И каждый раз, когда они возникают, нужно уметь находить правильный выход из такой ситуации. Если же ребёнок будет думать, что всё так легко и просто, то он никогда не поймёт, как решать проблемы и из таких ситуаций выходить. Если же ребёнку нравится какое-то дело необходимо поддержать его в этом выборе. Это собственное мнение ребёнка, он сам решает, кем быть, что делать. Родители не должны всё решать за своего ребёнка, иначе он никогда не станет самостоятельным. Однако в наши дни большую часть вопросов решают родители: куда поступить, что для него будет лучше, а что хуже. В этом случае, когда дети станут взрослыми, они не смогут жить без родителей, без их помощи, а это значит, что мама с папой должны будут и в дальнейшем всё решать за своих детей и помогать им. Хотя должно быть наоборот — выросшие дети должны помогать своим родителям, что также является их конституционной обязанностью.

В выборе профессии необходимо помнить о квалификации труда. Поэтому нужно хорошо учиться, чтобы качественно работать. Высококвалифицированный труд требует умения осуществлять сложные операции, трудовые приёмы, которые невозможно выполнить, не обладая специальными знаниями, умениями и навыками [2, с. 75].

Проблема выбора профессии сегодня обсуждается на государственном уровне. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» (2013) образование осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства; в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание направлено на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся [5]. Но и без того понятно, что ориентация подрастающего поколения на овладение различными профессиями, на трудовую деятельность является важнейшей государственной задачей, насущной и социально-экономической и педагогической проблемой [3, с. 2].

В наше время существует немало профессий — каждый может стать кем захочет. Но как ни странно современные дети не думают о своём будущем даже в 8–9 классе, хотя должны были задумать ещё в 5–6. Всё дело в воспитании ребёнка. Ведь без воспитания не будет ни образования, ни хорошей специальности. Если ребёнок воспитан, он понимает, что необходимо хорошо сдать экзамены, поступить в колледж, университет и, наконец, устроиться на хорошую работу. От образования зависит многое. Если ребёнок в дальнейшем хочет найти хорошую, высокооплачиваемую работу, то естественно он должен не только хорошо учиться, но и уже кое-что знать о своей желанной профессии. Ведь нельзя спонтанно выбрать профессию, ничего о ней не узнав: необходимо себя подготавливать, искать информацию относительно специальности, если хочешь добиться хорошего результата.

Исходя из этого основная задача современной школы — подготовить ребёнка (выпускника) к самостоятельной жизни, успешному выполнению им своих социальных и профессиональных функций, помочь в том, чтобы каждый ребёнок правильно выбрал профессию, сделал верный выбор жизненного пути [3, с. 3].

Необходимость профориентации отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения: школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны. Стандарт ставит задачу — при освоении основной образовательной программы в области профориентации формировать готовность и способность учащихся к осознанному выбору профессии, к построению дальнейшей индивидуальной образовательной траектории на основе знания мира профессий, рынка труда, воспитания, уважительного отношения к труду [6].

В наши дни школа в первую очередь влияет на выбор специальности. Ведь в школе ребёнок получает новые знания и умения, учиться чему-то новому, чего раньше не умел. В настоящее время некоторые дети думают, что школа не оказывает влияния на выбор профессии, но большинство детей всё-таки считают, что школа помогает им в этом нелёгком выборе (69 % опрошенных).

В любой профессии есть свои правила: лётчик управляет самолётом, скрипач играет на скрипке, столяр работает с деревом, а машинист водит поезд. Для осуществления профессиональной деятельности нужны разные, сложные устройства: учёному-микроскоп и компьютер, моряку-корабль, астроному-радиотелескоп и т. д., но главное для овладения любой профессией нужны знания [7]. Поэтому интересно проанализировать самые популярные ответы среди учащихся 6–11 классов на вопрос: «Какую профессию ты хотел бы выбрать?». Самыми частыми ответами были: повар, учитель, медицинский работник, полицейский, программист.

Многие считают, что в профессии главное деньги. Как они ошибаются! В любой профессии главное — любовь к своему делу, главное, чтобы это было тебе по душе. И каждый день нужно идти на работу с радостью. Если ты не будешь любить, что делаешь, ты никогда не получишь удовольствия от своего дела. И поэтому прежде чем кем-то стать, спроси у себя самого: «Нравится ли мне, то, что я делаю?». И после этого сделай для себя выводы. Знаменитое высказывание: «Делай, что любишь, люби, что делаешь». Это должно стать главным правилом любого человека. И перед выбором профессии нужно вспомнить эти очень правильные слова.

Правильно выбранная работа повышает тонус вашей жизни. Она питает ваш организм энергией. Она согласуется с вашим стилем поведения и отражает вашу индивидуальность. Она позволяет вам раскрыть ваши сильные от рождения стороны; она не принуждает вас делать то, чего вы по большому счёту, не умеете (во всяком случае, не принуждает вас к этому излишне часто!). Тем, кто профессионально занимается трудоустройством, давно известно, что люди определённого типа лучше других справляются с теми или иными обязанностями, и соответствие натуры человека характеру выполняемой работы чрезвычайно важно. Плохо то, что при традиционном подходе в расчёт принимаются далеко не все факторы. При традиционном анализе рассматривается только «большая тройка»: способности, интересы, ценности [4, с. 4,5].

Таким образом, выбор профессии не так-то лёгок, как кажется на первый взгляд. В наши дни существует много профессий, что затрудняет выбор специальности, однако его необходимо сделать будучи школьником. Еще с основной школы необходимо определить для себя круг профессий, рассмотреть возможные варианты и выбрать одну понравившуюся специальность. Однако необходимо учитывать тот факт, что с возрастом выбор может измениться, в силу особенностей психики и новых интересов, поэтому важно корректировать свои планы, правильно расставлять приоритеты, прислушиваться к мнению взрослых и других окружающих, но делать выбор самому.

 

Литература:

 

  1.                Обществознание 6 класс. Боголюбов Л. Н. — М.: Просвещение, 2012.
  2.                Обществознание 7 класс. Боголюбов Л. Н. — М.: Просвещение, 2013.
  3.                Парнов Д. А. Кем быть? — М.: Книжный мир, 2014.
  4.                Тайгер П., Бэррон-Тайгер Б. Делай то, для чего ты рождён. — М.: Астрель, 2005.
  5.                Федеральный закон «Об образовании в РФ»: принят Государственной Думой Р. Ф. от 21 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kodeks.systecs.ru/ (дата обращения: 12. 12. 2016) — Ст. 66.
  6.                Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373] // Собр. Законодательства Р. Ф. — 2000.
  7.                Шалаева Г. П. Кем мне стать? — ООО «Филологическое общество «СЛОВО», 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессия, ребенок, родитель, жизненный путь, профессиональная деятельность, ранний возраст, выбор специальности, выбор, дело.


Похожие статьи

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей...

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период...

Наибольшее значение для выбора профессии имеет мнение родителей. Причем отношение родителей к труду вообще, их

Для подробного изучения проблемы взаимодействия родителей со старшеклассниками и их влияния на выбор будущей профессии учащихся...

Выбор профессии — сложный шаг | Статья в сборнике...

Важная роль в выборе будущей профессии принадлежит семье, хотя сами подростки этого

Опираясь на профессии родителей, подросток как бы по инерции, не пытаясь понять

Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные...

мир профессий, профессиональный выбор, ребенок...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение...

Период старшего школьного возраста как этап планирования...

В статье рассматривается проблема готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Проводится изучение образовательных и профессиональных планов учащихся...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

Несколько меньшее влияние на выбор учащимися своих будущих профессий оказывает школьное образование, а именно оно должно быть целенаправленным, ориентировать на те профессии, на которые существует и предвидится большой спрос народного хозяйства.

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии. Решение задач профориентации в МБОУ «Школа № 92» осуществляется в различных видах деятельности учащихся...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых социально-биологических

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессия и в труде взрослых...

Почему трудно сделать профессиональный выбор и стать...

выбор профессии, старшеклассник, родитель, профессиональный выбор, взаимодействие родителей, ребенок

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Похожие статьи

Типичные трудности и ошибки при выборе профессии...

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей...

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период...

Наибольшее значение для выбора профессии имеет мнение родителей. Причем отношение родителей к труду вообще, их

Для подробного изучения проблемы взаимодействия родителей со старшеклассниками и их влияния на выбор будущей профессии учащихся...

Выбор профессии — сложный шаг | Статья в сборнике...

Важная роль в выборе будущей профессии принадлежит семье, хотя сами подростки этого

Опираясь на профессии родителей, подросток как бы по инерции, не пытаясь понять

Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные...

мир профессий, профессиональный выбор, ребенок...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение...

Период старшего школьного возраста как этап планирования...

В статье рассматривается проблема готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности. Проводится изучение образовательных и профессиональных планов учащихся...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая...

Несколько меньшее влияние на выбор учащимися своих будущих профессий оказывает школьное образование, а именно оно должно быть целенаправленным, ориентировать на те профессии, на которые существует и предвидится большой спрос народного хозяйства.

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору...

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии. Решение задач профориентации в МБОУ «Школа № 92» осуществляется в различных видах деятельности учащихся...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию...

Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых социально-биологических

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессия и в труде взрослых...

Почему трудно сделать профессиональный выбор и стать...

выбор профессии, старшеклассник, родитель, профессиональный выбор, взаимодействие родителей, ребенок

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Задать вопрос