Приобщение подрастающего поколения к традиционной культуре и родной истории во все времена является необходимым условием сохранения уникальности, передачи духовно-нравственных ценностей и социально-экономического развития для каждого народа нашей планеты. К сожалению, современная мировая ситуация сопровождается разрушением вековых добрососедских отношений между народами, межэтническими конфликтами, агрессивным насаждением чуждых историческим традициям идеалов, дискредитацией языка, искусства, религии других народов. Предотвращение этих негативных процессов диктуется потребностью людей жить в мире. Следовательно, поликультурное пространство необходимо выстраивать на идее равноправного партнерства и культурного диалога различных этносов. Для этого образование должно быть направлено на воспитание у молодёжи уважения к ценностям своей собственной культуры и культуры других народов. Поэтому закономерным является создание эффективной атмосферы для активного вовлечения детей в освоение отечественной культуры. Семья и система образования — это главные социальные институты данной трансляции.
При этом дошкольное детство — время искреннего погружения в истоки национальной цивилизации. Дошкольники умеют искренне сопереживать и сочувствовать, легко откликаются на любой почин. Это время благодатной почвы для формирование духовной основы личности, для последовательного и системного патриотического воспитания детей.
Актуальная необходимость активизации процесса воспитания у детей основ патриотизма подтверждается нормативно-правовой базой современного дошкольного образования Российской Федерации. При этом целями патриотического воспитания выступают: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, содействие возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, познавательного, морально-нравственного развития, формирования творческих способностей и инициативы на основе различных видов детской деятельности.
Традиционно методы, позволяющие решать задачи формирования основ патриотизма разнообразны: рассказ, разъяснение, беседа, упражнение и приучение, система положительных примеров и создание воспитывающих ситуаций, поощрение, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий. иллюстраций, макетов, вовлечение ребёнка в художественно-эстетическую, посильную трудовую и спортивную деятельность.
Наиболее эффективным использование данных методов в работе с детьми дошкольного возраста становится при реализации их в форме игры. Для дошкольника игра — это жизненная необходимость, это исполненный вдохновения творческий труд.
Уникальную роль в психическом развитии ребенка играет старший дошкольный возраст: формирование произвольности всех познавательных процессов (восприятия, воображения, внимания, мышления, памяти, речи), появление новых психологических механизмов поведения и деятельности, начало строительства базиса мировосприятия и мировоззрения личности, формирование фундаментальной структуры мотивов, зарождение новых социальных потребностей и отношений, в том числе и позиции гражданина родной страны.
Одним из действенных средств увлекательного для старших дошкольников процесса образования являются дидактические настольные игры. Они приучают соблюдать правила и находить взаимопонимание, прививают усидчивость, развивают умение предвидеть ситуацию, находить выход из неё, достойно принимать поражение и радоваться своей и чужой победе. В разных формах настольные игры оставались востребованными на протяжении не одного века. Они были и остаются интересным времяпрепровождением в кругу семьи или друзей, игровым методом образования, ресурсом развития когнитивных способностей детей и взрослых.
Ритм современной жизни, стремительное распространение интересных электронных новинок и всё более привлекательных интерактивных технологий постепенно уводят нас от живого, присутственного человеческого общения. И настольные игры в рамках семейного взаимодействия могут стать альтернативой этому. Непрерывная взаимосвязь удовольствия, равноправного участия представителей разных поколений и одновременного развития определенных навыков делают настольные игры ценным дидактическим источником.
Реализация регионального компонента в нашем детском саду осуществляется по программе патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» (авторы: О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова, А. Ю. Кузина, А. А. Ошкина, Е. А. Сидякина). Её целевая направленность заключается в формировании у дошкольников основ патриотизма в процессе военно-патриотического, гражданского, историко-краеведческого и духовно-нравственного воспитания.
По тематическому наполнению данной программы нами был разработан комплекс настольных дидактических игр. Мы объединили их в единый комплект «Настольник». Традиционно на Руси настольником называли простую ежедневную скатерть, в отличии от белой, часто богато украшенной, которой накрывали стол в праздники.
Цель игрового комплекта — формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории, культуре, традициях родного края.
Он состоит из семи игровых полей на тканевой основе, изготовленных руками педагогов и родителей воспитанников:
– «Клетка» — для игр шахматы, шашки, уголки;
– «Дорожка» — для игр с продвижением фишки на количество шагов, выпавшее на грани кубика;
– «Домино» — для игр с традиционной цепочкой из костяшек;
– «Лото» — для игр со сбором определённых карточек-изображений;
– «Лабиринт» — для игр, где фишки проходят заданный маршрут;
– «Решётка» — для игр по правилам «крестиков-ноликов»;
– «Окошки» — для игр по нахождению парных картинок.
Для каждой игры в игротеке подготовлен набор иллюстрированных карточек, фишек, игральных кубиков, исходя из содержания игры; прописаны задачи, правила и ход игры, варианты и усложнения.
Приведём примеры работы на разных игровых полях комплекта.
Игра «Город переехал»
Задача: — формирование у детей представлений об историческом прошлом родного города.
Материал : игровое поле «Клетка», шашки, иллюстрации Волжской гидроэлектростанции, её строительства, сплава по реке жителей и разобранных зданий, перенесённых на новое место строений.
Ход игры: играют два человека. Введение в игровую ситуацию происходит через предъявление исторического факта о «втором рождении» города Ставрополя-на-Волге из-за затопления территории в связи со строительством гидроэлектростанции. Далее игроки должны переместить свои шашки из своего Дома в противоположный по правилам игры в уголки.
Варианты построения Дома: 3 на 3 (по 9 шашек), 3 на 4 (по 12 шашек), углом (по 10 шашек).
Игра «Родословная»
Задача: — формирование у детей представлений о занятиях и увлечениях членов своей семьи, её традициях.
Материал: игровое поле «Дорожка», игральный кубик, фишки, иллюстрированные карточки-вопросы о родословной, достижениях и традициях семьи.
Ход игры: играют от двух до шести человек. Игроки по очереди передвигают свою фишку на количество шагов, выпавшее на кубике. Если ход остановился на красной ячейке, то игрок пропускает ход, если на жёлтой — хозяин фишки наугад берёт карточку и отвечает на вопрос («Перечисли членов своей семьи», «Расскажи, как вы с семьёй отмечали праздник», «Чем занимаются члены твоей семьи по вечерам?» и т. п.).
Усложнение: владелец фишки на желтом кружке сам задает вопрос следующему игроку по теме мира семьи.
Игра « Достопримечательности »
Задача: — формирование у детей представлений о достопримечательностях города Тольятти и Самарской области.
Материал: игровое поле «Домино», костяшки с изображениями природных и рукотворных достопримечательностей родного города и Самарского края.
Ход игры: играют от двух до шести человек. Игроки по очереди строят цепочку по традиционным правилам домино.
Игра «Мода для народа»
Задача: — формирование у детей представлений о национальных костюмах народов Среднего Поволжья.
Материал: игровое поле «Лото», 5 наборов карточек с изображением национальных костюмов (русский, татарский, мордовский, чувашский, башкирский): женщина в костюме, мужчина в костюме, женский костюм, мужской костюм, женский головной убор, мужской головной убор.
Ход игры: играют 2–4 человека. По договоренности или по жребию играющие выбирают тему. Ведущий по одной предъявляет карточки. Игроки собирают заданную группу картинок.
Усложнение: ведущий называет изображение очередной картинки, не показывая её играющим. Если карточка остаётся невостребованной или выбрана неправильно, то она отправляется вниз колоды.
Вариант: игроки выбирают каждый свою тематику, затем по очереди берут карточки из одной стопки, если картинка соответствует теме оставляют себе, если нет складывают в другую стопку (перед вводом в игру каждая последующая стопка тщательно перемешивается). Выигрывает тот, кто соберёт 6 тематических карточек первым.
Игра «История моего города»
Задача: — формирование у детей представлений об историческом прошлом родного города, достопримечательностях и символах города, области и страны.
Материал: игровое поле «Лабиринт», кубик, фишки, иллюстрации разных исторических этапов города Тольятти (основание города-крепости Ставрополя, строительство Волжской ГЭС, строительство автогиганта), панорама современного Тольятти, фотоколлаж символов города, области и страны.
Ход игры: играют от двух до шести человек. Четыре маршрута игрового поля символизируют разные этапы в развитии города Тольятти. Игроки по очереди передвигают свою фишку на количество шагов, выпавшее на кубике, по своему маршруту. Выигрывает тот, кто первым достигнет центра поля.
Усложнение: игрок должен пройти все четыре маршрута. Последовательность и направление определяются по договорённости.
Игра « Народные музыкальные инструменты »
Задача: — формирование у детей представлений о традиционных музыкальных инструментах народов Среднего Поволжья.
Материал: игровое поле «Решётка», фишки разных цветов (8 по 5 штук) с изображением народных музыкальных инструментах.
Ход игры: 2 человека по очереди совершают ходы фишками своего цвета по традиционным правилам игры «Крестики-нолики».
Усложнение: игроки действуют парами заранее договорившись об очередности ходов.
Игра « Герои Великой Отечественной войны »
Задача: — формирование у детей представлений о героях Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы родного города, в честь которых установлены памятники.
Материал: игровое поле «Окошки», наборы парных карточек (12, 20, 30, 42 штуки) с фотографиями героев и изображением памятников.
Ход игры: карточки расположены на поле «рубашкой» вверх. Игроки по очереди вскрывают по две любые карточки, если изображения парные они достаются открывшему, и он повторяет ход, если нет — остаются закрытыми на месте. Игра заканчивается, когда все карточки разобраны, победитель — тот, кто набрал наибольшее количество пар.
Усложнение: пара составляется из разных изображений: фотография героя и памятника ему.
Использование игрового комплекта «Настольник» в работе по формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений об истории, культуре, традициях родного края
Представления |
Темы |
Игры |
– о назначении армии – о содержании деятельности «военного» – об основных родах войск – о военной технике – о символах армии (знамя, форма, погоны и другие знаки отличия) – об основном празднике защитников Отечества — 23 февраля – о героях ВОВ, в честь которых названы улицы города, установлены памятники и мемориальные доски – о традициях празднования 9 мая г. Тольятти – о военном прошлом Ставрополя-на-Волге |
Нашей Родины войска Виды техники в нашей армии Виды войск в Самарской области О чем говорят знамена Воинская геральдика Военные ритуалы Герои ВОВ — солдаты и матросы нашей области Герои ВОВ — маршалы, генералы Самарской области Женщины — герои ВОВ Самарской области Праздник 9 мая в моем городе Когда Ставрополя еще не было. Казаки — защитники Родины Город-крепость Ставрополь Ставрополь в годы войны |
Шашки/шахматы «Казаки и кочевники», «Военные учения», уголки «Перегруппировка войск», «Кочевники»; «Виды войск», «Помним героев»; Домино «Военная техника», «Знаки отличия»; Лото «На службе в армии», «Великая Отечественная война»; «Разведчики», «Донесение в штаб»; «Солдатики», «Военная игра»; «Символы армии России», «Герои Великой Отечественной войны» |
– о нормах и правилах взаимоотношений в семье; со сверстниками – о правах и обязанностях каждого члена семьи – о правах и обязанностях каждого ребенка группы в коллективе детского сада – о дружеских взаимоотношениях – о том, как можно сохранить чистоту в городе, беречь и ценить его наследие – о государственной символике России – о достижениях граждан РФ, которыми можно гордиться |
Права и обязанности в семье Мои права и обязанности в детском саду Я придерживаюсь правил Я подарю радость людям Я живу рядом с другими людьми Я — часть общего дела Один за всех и все за одного Я и мои друзья Мой город Основы государственного устройства Символы государства Я — гражданин нашего государства Я горжусь своей страной |
«Семейный шахматный/шашечный турнир», уголки «Играем с друзьями»; «Прогулка по городу», «Детский сад»; Домино «Народные промыслы», «Домашние дела»; Лото «Я — дежурный», «Я горжусь Россией»; «Сделал дело — гуляй смело», «Чистый город»; «Девочки и мальчики», «Спортсмены»; «Символы России», «Хорошие поступки» |
– об историческом прошлом родного города – о деятельности и продукции Волжского автомобильного завода – о символике родного города и края – о достопримечательностях города Тольятти – о живой природе родного края – о неживой природе родного края |
Ставрополь на Волге — город крепость; Второе рождение — строительство Волжской ГЭС; Третье рождение города — строительство автогиганта; Тольятти — город заводов; Три района моего города; Символика родного города; Памятные улицы города; Парки; Музеи; Площади; Памятники; Культурно-досуговые центры; Спортивные комплексы; Растительный мир родного края; Животный мир родного края; Течёт река Волга; Заповедники |
Уголки «Волжская переправа», «Город переехал»; «Автопробег», «Путешествие из Ставрополя в Тольятти»; Домино «Это сделано в Тольятти», «Достопримечательности»; Лото «Профессии моего города» «Что есть в Тольятти»; «История моего города», «Тропинкой заповедника»; «Редкие растения», «Автомобили»; «Памятные места», «Они в Красной книге» |
– о важности мира семьи для человека – о занятиях и увлечениях членов своей семьи – о традициях своей семьи, значимости их сохранения – о прошлом семьи, о том, что мир семьи развивается – о народах, живущих в Среднем Поволжье – о жилище, предметах быта народов Среднего Поволжья – о национальных костюмах народов Среднего Поволжья – о традиционных праздниках народов Среднего Поволжья – о сказках народов Среднего Поволжья |
Как хорошо иметь семью! Я — Член Семьи! Что в имени моем Кто есть кто? Родословная семьи Достижения моей семьи Традиции и обычаи моей семьи Семейные реликвии Прошлое моей семьи Материальная культура народов Среднего Поволжья Духовная культура народов Среднего Поволжья |
«Шахматный/шашечный турнир сказочных героев», уголки «Новая квартира»; «Родословная», «Семья разных народов»; Домино «Семейные реликвии», «Народные традиции» Лото «Раньше и теперь», «Мода для народа»; «Семейный ужин», «Путешествие во времени»; «Народные музыкальные инструменты», «Герои сказок и легенд»; «Народный костюм», «Семейный фотоальбом» |
Таким образом, игровой комплект «Настольник» потенциально является эффективным инструментом вовлечения детей старшего дошкольного возраста в активное освоение поликультурного пространства и истории малой родины и Отечества. Он базируется на многовековой традиции использования настольных игр в практике педагогической работы с дошкольниками как бесценного источника решения воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Литература:
- Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле»/под ред. О. В. Дыбиной. — Ульяновск: издатель Качалин Александр Васильевич, 2014г. — 210с.
- Недоступова Е. С. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 277–279
- Яковлева С. С., Максимова Л. И. Значение дидактических игр в патриотическом воспитании старших дошкольников в поликультурном регионе // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 4