Методическая разработка дидактической игры «Россия»
Автор: Фомичева Людмила Анатольевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 05.06.2024
Статья просмотрена: 27 раз
Библиографическое описание:
Фомичева, Л. А. Методическая разработка дидактической игры «Россия» / Л. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9283/ (дата обращения: 17.12.2024).
Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка — гражданина страны. Так как игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста, важно и необходимо использовать игру как средство патриотического воспитания.
Цель методической разработки — создание условий для формирования патриотических чувств у дошкольника через знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, военными профессиями, главными праздниками страны. Дети знакомятся с достопримечательностями родного города. С животными родного края, занесёнными в Красную книгу, с традициями и праздниками своей семьи.
Дидактическая игра вызывает у детей интерес и желание узнать больше о своём крае, обычаях, достопримечательностях. С помощью игры успешно развивается речь, логика, внимание. Игра воспитывает любовь и уважение к старшим, к традициям, к родному краю, стране, а самое главное стала источником положительных эмоций.
Методическое пособие доступно педагогам дошкольного образования, т. к. не требует особых материальных затрат. Несколько коробок мы сделали сами, одну, самую большую, приобрели в цветочном магазине.
Свою работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей тёплой, уютной атмосферы в группе. Особое место отводится произведениям детской художественной литературы и, конечно же, дидактическим играм. Я разработала методическое пособие, которое направлено на развитие и воспитание у ребёнка нравственности, патриотизма.
Игра построена по принципу русской матрёшки. Она состоит из четырёх блоков (круглых коробок), каждая из которых является самостоятельной игрой.
Дидактическое пособие называется «Россия». Это самая большая коробка, в неё входят: картинки с изображением флага России, герба России и их частей (4–8 фрагментов). В ходе игры дети составляют из частей целую картинку: герб, флаг. (Воспитатель перемешивает фрагменты, ребёнок собирает из них картинку).
Игру можно провести ещё одним образом: педагог предлагает рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из каких полотен, каких цветов он состоит, побеседовать о значении цветовой символики. Затем педагог просит ребёнка составить флаг в правильном порядке, дать определение и значение каждому цвету. Так же в первой коробке имеются картинки с изображением флагов вооружённых сил РФ, эмблемы ВС РФ. Рассматривая их, педагог рассказывает, какие флаги относятся к тем или иным родам войск. Картинка со знаменем Победы так же предполагает рассказ педагога. И, конечно же, портрет с государственным лидером страны.
Также в этой коробке дети собирают цветок, на каждом лепестке которого изображено и подписано определение патриотизма.
Все картинки заламинированы, чтобы игра была прочной и прослужила не один год.
2 коробка «Животные Рязанской области, занесённые в Красную книгу»
«Загадки — отгадки»
1 вариант игры: педагог загадывает загадку, ребёнок угадывает животного и находит нужную картинку
2 вариант: карточки с изображением диких животных, произвольно разрезанные на 4 части. Педагог раздаёт пазлы воспитанникам, ребёнок собирает картинку и называет, какое животное у него получилось.
3 коробка «Достопримечательности родного города»
1 вариант: «Путешествие по Рязани». Выстроить маршрут от детского сада, разложить картинки по порядку, рассказ воспитателя о каждой достопримечательности.
2 вариант: педагог показывает картинку, ребёнок называет достопримечательность.
4 коробка «Моя семья». В неё входят силуэты членов семьи, сделанные из фетра (мама, папа, 2 ребёнка — мальчик и девочка), картинки с изображением семейных и государственных праздников.
1 вариант: для игры нужен мяч. Педагог, бросив мяч ребёнку, просит назвать членов семьи ласковыми словами. Например: «мама — мамочка», «папа — папочка», «брат — братик», «сестра — сестрёнка».
2 вариант: педагог бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос: какой праздник мы отмечаем в первый месяц зимы? Ребёнок находит картинку с изображением ёлки, украшенную игрушками, и называет «Новый год»
Какой праздник отмечается в марте? (ответ ребёнка с показом картинки: 8 марта) и т. д. по всем картинкам
3 вариант: дети и педагог сидят в кругу и передают мяч друг другу, педагог говорит «стоп». Ребёнок, у которого остался мяч в руках, делится своими впечатлениями о том, как они проводят в кругу своей семьи.
4 вариант: педагог раздаёт картинки детям, нужно подобрать маленькие картинки (атрибуты) праздника.
Например: «День рождения» — торт, свечи, подарок.
«Пасха» — яйца, кулич.
«Новый год» — ёлка, подарки, Дед Мороз, и т. д.