В статье автор проводит сравнительно-правовой анализ международных обычаев и иных источников международного права, поднимает вопрос актуальности и значимости международных обычаев в современности.
Ключевые слова: международный обычай, право, договор, конвенция.
Международные обычаи представляют собой «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы», в соответствии со ст. 38 Международного суда ООН. Роль международных обычаев в становлении системы международного права, в истории международных отношений, невозможно переоценить. Это связано с тем, что основной этап кодификации (упорядочения) норм международного права пришелся на вторую половину ХХ века, когда были приняты несколько сотен универсальных международных документов в различных сферах взаимодействия государств, а также жизнедеятельности в отдельно взятом государстве, что соответствует общепризнанным принципам международного права. [2]
В системе источников международного права не имеется иерархии, в следствие чего, международные обычаи наравне с писанными документами обладают равнозначной юридической силой, но, при этом, необходимо отметить, что количество обращений к международным обычаям ежегодно уменьшался до недавнего времени. Формальной статистики нет, но история международных отношений и международных обычаев показывает, что устные договоренности, международные обычаи прошлого, со временем закрепляются в положении международного документа. При этом, закрепление в едином или нескольких документах не исключает прекращение действия международных обычаев, так как в договорных отношениях важно другое — волеизъявление государства, которое выражается, как правило, путем подписания, помимо других форм выражения согласия, предусмотренных в тексте Венской конвенции о праве международных договоров от 1969 года. [1]
Не все государства готовы становиться участниками того или иного соглашения, даже если предусматриваются «оговорки», — это связано с тем, что подписание документа влечет юридическую обязательность для исполнения его положения, нарушение которого, в свою очередь, влечет процессуальные меры (ответственность).
Сам факт подписания вышеуказанной Конвенции в 1969 году, а также наличие бесчисленного множества соглашений до его подписания является ярким подтверждением того, что до его принятия все нормы заключения, действия и прекращения действия международного договора осуществлялись в рамках международного обычая. Безусловно, для этого было важно соблюдение трех основополагающих критерий, а именно «общность» ( general ), «единообразность» ( uniform ), «устойчивость» ( constant ). Первое подразумевает принятие его всеми участниками международных отношений, второе — единообразное применение на практике для исключения разного толкования единого текста разными участниками, последнее означает сохранение своего действия на протяжении длительного периода времени, которое, как правило, подразумевает несколько десяток лет.
Важность обычаев подчеркивается тем, что, например, в рамках международного торгового права изучаются вопросы международных торговых обычаев. В начале ХХ века создана специализированная организация — Международная торговая палата на регулярной основе публиковала сборник сведений о принятых в ряде стран обычаях и обыкновениях относительно базисов поставки товаров — «Торговые термины», в котором приведено 10 базисов поставки товаров в 18 странах мира.
Исследования, проведенные в середине ХХ века, показали неэффективность единообразного применения из-за наличия множества толкования государствами, в силу чего данным институтом были приняты Международные правила с целью унификации торговых терминов — «Инкотермс». [3]
В других отраслях международного права также имеются примеры унификации международных обычаев по вопросам их правового регулирования.
В современном же мире, международные обычаи важны еще и по нижеследующим причинам:
- Не все государства хотят наложения на себя обязательств по уже имеющемуся международному соглашению;
- Государства не пришли к согласию по принятию международного соглашения по определенному вопросу. Например, в настоящее время существует проблема принятия единообразного документа, регламентирующего вопросы статуса международных транспортных коридоров и связанных с этим коридором проблем, связанных с таможенными взиманиями, досмотром и иных пограничных мероприятий.
- Государства еще не выработали механизмы регулирования по определенному вопросу в силу его новизны и технической сложности. Как правило, из-за этого, вопросы, связанные с освоением космических тел, еще остаются не до конца урегулированными. [4]
Таким образом, международные обычаи, ассоциирующиеся с историческим прошлым, становятся все актуальнее в условиях современного, меняющегося мира, в котором из года в год развиваются цифровые технологии, трансформируется экономика, торговля, образуются новые объекты правового регулирования.
Государства не успевают в одном случае принять соответствующие документы на международном уровне, либо же договориться по каждому договорному пункту, что подчеркивает сложность переговорного этапа на стадии составления текста проекта международного соглашения. Все вышеизложенное подтверждает актуальность международного обычая и намечает тенденцию к его востребованности. Возможно, в рамках теории и научного дискурса будет образована концепция, зеркальной международным обычаям по времени, но отражающая сущность как источника права для применения в будущем.
Литература:
- Венская конвенция о праве международных договоров от 1969 года. — Текст: электронный // Официальный сайт ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения: 24.08.2023).
- Статут Международного суда ООН. — Текст: электронный // Официальный сайт ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения: 24.08.2023).
- «Инкотермс». Правила ICC по использованию национальных и международных торговых терминов. Публикация ICC № 715. М., 2010. 274 с.
- Асонова, Е. С. Теория нормотворчества и международное право / Е. С. Асонова, Т. Е. Зяблова, Я. Б. Комарова // Modern Science. — 2022. — № 3–1. — С. 98–104. — EDN ISWWDS.