Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 26.08.2023

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Аляудинова, Ю. В. Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта / Ю. В. Аляудинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105481/ (дата обращения: 30.04.2024).



В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, младшие школьники, нарушения интеллекта.

В Федеральном государственном образовательном стандарте образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) выделены особые образовательные потребности, к которым так же можно отнести систематическую актуализацию сформированных у детей знаний и умений, специальное обучение с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций. То есть в рамках реализации ФГОС остроактуальным является использование в образовательном процессе методов, приемов и технологий, которые формируют у детей навыки самостоятельности, умение правильно отбирать необходимую информацию, самостоятельно принимать решения. Все эти задачи можно решить с помощью организации проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении. [2]

Учебный проект — самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность ребенка, которая соответствует его возрасту и помогает реализовать имеющиеся возможности. Данный вид деятельности позволяет проявить себя, применить полученные знания и умения на практике, опытным путем сделать выводы и поделиться ими публично. Младшие школьники с интеллектуальными нарушениями имеют трудности в планировании своей деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи, умении подводить итоги. По этой причине организовывать проектно-исследовательскую деятельность с младшими школьниками с нарушениями интеллекта следует с контролирующей и направляющей помощью педагога. Целесообразно использовать метод совместной деятельности педагога и детей в условиях образовательной организации, с целью активизировать познавательную деятельность детей. [1]

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями позволяет сделать вывод, что для целенаправленной проектной деятельности необходимо подготовить алгоритм работы, причем педагог должен оказывать помощь на всех этапах работы над проектом.

Этапы работы над проектом:

– работа над выбором темы;

– формулировка цели проекта;

– формулировка задач проекта;

– составление плана работы;

– работа над поиском информации;

– исследовательская работа;

– представление результатов проекта. Защита проекта.

Проекты различаются по продолжительности: мини-проекты (одно занятие или часть занятия), краткосрочные (3–6 занятий), недельные (1–2 недели), долгосрочные (от нескольких месяцев до года).

В зависимости от количества участников проекты бывают: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Исследовательский проект может выполняться в рамках одного предмета (монопроект). Монопроекты могут быть литературно-творческими, естественноноаучными, языковыми, спортивными, историческими, географическими, музыкальными и т. д. Проект может быть межпредметным и охватывать одновременно несколько предметных областей. Межпредметные проекты выполняются под руководством нескольких педагогов. Возможными результатами проектной деятельности могут стать: макет, модель, газета, альбом рисунков, учебное пособие, фотоальбом, видеофильм, презентация, праздник, спектакль, концерт, выставка, ярмарка, коллекция.

Приведем пример проекта, который проводился с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения интеллекта.

Экологический проект «Мир вокруг нас» (долгосрочный, межпредметный, коллективный). Проект готовился с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Цель проекта: формирование элементарных представлений об экологии.

Задачи проекта:

– дать представления о предметах и явлениях окружающего мира;

– развивать мышление, речь, память, внимание, восприятие, крупную и мелкую моторику;

– учить взаимодействовать со сверстниками и педагогами;

– воспитывать мотивацию к трудовой деятельности, бережное отношение к окружающему миру.

Мероприятия в рамках проекта:

– Проведение тематических занятий. Были проведены занятия в форме беседы, организованы занятия-викторины, познавательные занятия.

– Посещение библиотеки, где ребята познакомились с литературой о природе, животных, растениях. Проводились чтения художественной литературы, тематические кукольные спектакли.

– Организация выставки рисунков, поделок. На занятиях дети совместно с педагогами рисовали рисунки, выполняли поделки из природного и бросового материала по теме окружающего мира.

– Участи в акции «Спасите птицу от мороза». В рамках акции ребята совместно со своими педагогами создавали кормушки для птиц, украшали их и вешали не территории района. Во время прогулок дети кормили птиц.

– Участие в акции по сбору макулатуры.

– Участие в экологической акции «Сделаем вместе». В рамках акции младшие школьники вместе с педагогами проводили уборку территории, высаживали зеленные насаждения.

– Проведение интеллектуального квеста «Мир вокруг нас». В ходе квеста ребята отвечали на различные вопросы, выполняли творческие и интеллектуальные задания, подготовленные педагогами.

– Благоустройство клумбы на территории. Ребята под руководством педагогов сажали семена цветов, ухаживали за рассадой и затем высаживали выращенные растения в клумбы и ухаживали за ними.

– Подготовка видеофильма. По итогу проведённой работы ребята вместе с педагогами создали фильм, где показали итоги своей проектно-исследовательской деятельности.

– Подведение итогов. Результаты проведенной работы дети представили перед своими сверстниками и педагогами.

Таким образом, организация проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития детей с нарушениями интеллекта. С помощью нее может добиться развития не только творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных навыков, но и успешно адаптироваться в окружающей действительности.

Литература:

  1. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2005.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение интеллекта, проектно-исследовательская деятельность, младший школьный возраст, окружающий мир, педагог, проект, ребенок, проектная деятельность, рамка акции, этап работы.


Похожие статьи

Организация исследовательской и проектной деятельности...

Для организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников необходимо решить несколько задач: Определить условия формирования исследовательских умений младших школьников.

Формирование познавательного интереса младших школьников...

познавательный интерес, проектная деятельность, проектный метод, проект, процесс обучения, ребенок, учебный процесс, школьник, младший школьник, младший школьный возраст.

Организация проектной деятельности младших школьников

Проектная деятельность младших школьников представляет собой деятельность, в процессе которой обучающиеся приобретают опыт жизнедеятельности по средствам планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного...

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Для получения информации о сформированности готовности младших школьников к проектной деятельности была подобрана и проведена серия диагностических методик с младшими школьниками 3 класса МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровска.

Организация проектной и исследовательской деятельности...

Одним из видов творческой деятельности является проектно-исследовательская деятельность. Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные.

Использование метода проектов в логопедической работе

Основная цель проектного метода — развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов можно успешно применять и в логопедической работе.

Проектная деятельность младших школьников

Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Возможности проектирования и исследования в начальной школе

Учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности. Большой потенциал для этого заложен в организации проектноисследовательской деятельности учащихся.

Особенности развития познавательных интересов младших...

В широком понимании, проектная деятельность обучающихся — это межличностные взаимодействия в учебно-познавательном процессе, имеющие общие цели и результаты (продукты деятельности).

Похожие статьи

Организация исследовательской и проектной деятельности...

Для организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников необходимо решить несколько задач: Определить условия формирования исследовательских умений младших школьников.

Формирование познавательного интереса младших школьников...

познавательный интерес, проектная деятельность, проектный метод, проект, процесс обучения, ребенок, учебный процесс, школьник, младший школьник, младший школьный возраст.

Организация проектной деятельности младших школьников

Проектная деятельность младших школьников представляет собой деятельность, в процессе которой обучающиеся приобретают опыт жизнедеятельности по средствам планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов.

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного...

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Для получения информации о сформированности готовности младших школьников к проектной деятельности была подобрана и проведена серия диагностических методик с младшими школьниками 3 класса МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровска.

Организация проектной и исследовательской деятельности...

Одним из видов творческой деятельности является проектно-исследовательская деятельность. Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные.

Использование метода проектов в логопедической работе

Основная цель проектного метода — развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов можно успешно применять и в логопедической работе.

Проектная деятельность младших школьников

Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6, в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.

Возможности проектирования и исследования в начальной школе

Учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности. Большой потенциал для этого заложен в организации проектноисследовательской деятельности учащихся.

Особенности развития познавательных интересов младших...

В широком понимании, проектная деятельность обучающихся — это межличностные взаимодействия в учебно-познавательном процессе, имеющие общие цели и результаты (продукты деятельности).

Задать вопрос