Организация проектной деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (239) январь 2019 г.

Дата публикации: 07.01.2019

Статья просмотрена: 2014 раз

Библиографическое описание:

Калиткина, Е. В. Организация проектной деятельности младших школьников / Е. В. Калиткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55361/ (дата обращения: 26.04.2024).



Встатье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности младших школьников, их этапы и способы реализации.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность.

Проектная деятельность младших школьников представляет собой деятельность, в процессе которой обучающиеся приобретают опыт жизнедеятельности по средствам планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Используя проектную деятельность, педагог может реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастным и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе [1].

В современном русском языке словом «проект» (от латинского projectus «выдающийся вперед») называют, во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа, и третье значение, имеющее непосредственное отношение к предмету нашего исследования, — какой-либо замысел или план [2].

Непременным условием организации такой деятельности является наличие заранее сформированных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности). Младшие школьники совместно с руководителем проекта должны четко прорабатывать и оговаривать все этапы проектной деятельности.

Выполнение проекта предусматривает ряд последовательных этапов:

‒ выбор темы проекта;

‒ выдвижение первоначальных идей, целей;

‒ выбор лучшей идеи;

‒ планирование проектной деятельности;

‒ подготовка продукта деятельности;

‒ оценка и самооценка проекта;

‒ презентация проекта. [3].

Проектную деятельность условно можно разделить на проектную деятельность и проектно- исследовательскую деятельность. Результатом проектной деятельности младших школьников в конечном счёте является создание продукта деятельности (поделка, рисунок, проект, плакат, и т. д.). В исследовательской же деятельности — конечной целью является исследование какой-либо проблемы или темы.

Темы детских проектных работ, лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проектные работы могут осуществляться по русскому языку и литературе (в виде создания книг и загадок, написание авторских сказок); по математике (создание ребусов, кроссвордов, шарад, компьютерных (математических) программ; по окружающему миру: генеалогическое древо семьи, проведение элементарных опытов; изучения государственных праздников; по ИЗО и технологии — создание панно, создание поздравительной открытки, росписи открыток и деревянных изделий.

Метод проектов используется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, после окончания занятий, и организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как компьютерные занятия, экскурсии, студии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны, соревнования и т. д.

Изучив теоретическую базу по вопросам проектной деятельности, хотелось бы поделиться опытом проведения проектной деятельности (во внеурочное время). Проекты были реализованы на базе ГБОУ «Школа № 1392 им. Д. В. Рябинкина» в рамках реализации программы по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», «Волшебная кисточка».

Два года подряд создавался и реализовывался проект, связанный с биографией семьи, и изучением личности в истории России.

C:\Users\Алена\Desktop\Фото для статьи.jpg

Используя интегрированный подход, имея бросовый материал под рукой мы решили исследовать экологическую проблему: «Как вторично использовать пластиковые бутылки?». На уроках окружающего мира мы изучали теоретические аспекты по данной проблеме, во внеурочное время занимались изобретение поделок из пластиковых бутылок.

И вот что у нас получилось:

https://pp.userapi.com/c846221/v846221057/1659a1/dQ96B9vJFWs.jpg https://pp.userapi.com/c849232/v849232328/f4d5c/Qyphb6x2g9s.jpg

В рамках художественно-эстетического воспитания, решили с детьми изучить ранее нам неизвестный вид росписи: Пермагорскую роспись. Обучающиеся воодушевились: им была интересна не только история Пермогорской росписи, но и сам процесс росписи. Им предстояло попробовать себя в качестве художников по дереву, изучить технику, цвета, завитки, узоры. Не менее интересным стала и защита проектов.

https://pp.userapi.com/c849424/v849424328/fb0ab/yXnerdxe4fM.jpg https://pp.userapi.com/c844520/v844520328/1685b2/yEZz8HPv8nE.jpg https://pp.userapi.com/c846221/v846221328/16f10e/5VthZOM-0Zc.jpg

Анализ уроков, проводимых в начальной школе, и программ внеурочной деятельности показал, что проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Вместе с тем организация проектной деятельности осуществляется стихийно, отсутствует единый подход, четко не определены этапы проекта, критерии оценки проектной деятельности учащихся.

Литература:

  1. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Инюр, 1996. — 113 с.
  2. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. — СПб.: Питер, 2005. — 366 с.
  3. Якушева С. Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы (справочный материал для родителей) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, внеурочная деятельность, окружающий мир, внеурочное время, проект.


Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе. Влияние билингвизма на переводческую деятельность В. Набокова.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Таким образом, использование во внеурочное время проектной деятельности является результативной, так как даёт возможность более

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале... проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале... проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на моих уроках или уроках других педагогов...

Проектная деятельность как средство социализации младшего...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное

Проектная деятельность универсальна, ее можно использовать на уроках и во внеурочное время, в воспитательной и...

проектная деятельность, метод проектов, проект, внеурочное...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, метод проектов, проект, внеурочное время, какая-либо проблема...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность. Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей...

Основные этапы внеурочной проектной деятельности

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале... проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе. Влияние билингвизма на переводческую деятельность В. Набокова.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Таким образом, использование во внеурочное время проектной деятельности является результативной, так как даёт возможность более

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале... проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале... проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное...

Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения. Познакомившись с методом проектов на моих уроках или уроках других педагогов...

Проектная деятельность как средство социализации младшего...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное

Проектная деятельность универсальна, ее можно использовать на уроках и во внеурочное время, в воспитательной и...

проектная деятельность, метод проектов, проект, внеурочное...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, метод проектов, проект, внеурочное время, какая-либо проблема...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность. Построение научно-рациональной картины мира и способов формирования нормативно-целесообразной

Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей...

Основные этапы внеурочной проектной деятельности

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное

Проектная деятельность, проектная методика, метод проектов как способ обучения и воспитания вновь стали внедряться в...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий...

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале... проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Задать вопрос