Автор: Серова Ирина Евгеньевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, февраль 2013)

Статья просмотрена: 1279 раз

Библиографическое описание:

Серова И. Е. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе на основе метода проектов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 118-120.

В современном школьном образовании наметилось немало положительных тенденций: признана вариативность педагогических систем и подходов, у учителей появилась свобода для творческого поиска, родителям предоставлена возможность принимать участие в проектировании образовательного процесса, осознана необходимость в педагогической поддержке индивидуальности ребёнка, построении его собственной траектории развития; провозглашено единство предметных, общеучебных и личностных результатов учащихся. Начальная школа является первой ступенью в образовательном учреждении, на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор. Учебно-воспитательный процесс начальной школы состоит из трех блоков: урочной деятельности первого школьного блока, внеурочной деятельности и дополнительного образования второго школьного блока и дополнительного образования внешкольного блока. В кадетской школе имени генерала Ермолова А.П. обеспечено единство всех блоков, их интеграция. Интеграция как методический прием способствует формированию у учащихся целостной картины мира и созданию представления о школьных предметах и занятиях как определенной системе. Известно, что педагогическое воздействие имеет силу только в ряду себе подобных. Именно поэтому педагогический процесс в нашей школе ведётся через совместную деятельность всех участников образовательного процесса: учителя, классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, учащихся, родителей. В школе существует два направления интеграции: создание новых курсов, объединяющих материал ряда предметов и разовые интегрированные занятия разного уровня, продолжительности и характера. К первой группе, например, относятся разные варианты построения курсов «Окружающий мир», включающих занятия по введению в образовательные области естествознания, обществознания, истории и ОБЖ. Ко второй группе относятся интегрированные уроки чтения и письма, литературного чтения и музыки, окружающего мира и технологии, математики и технологии и другие. Введение ФГОС НОО позволяет более эффективно использовать различные формы интеграции. Это может быть интеграция нескольких предметов урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, например: «Математика», «Окружающий мир» и «Информатика» или «Изобразительное искусство», «Технология (труд)» и «Авиамоделирование», «Изобразительное искусство» и «Чудеса аппликации». Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знания. Учителя начальных классов получают возможность совместно формировать и контролировать метапредметные и личностные результаты, фиксируя их в общих картах достижений, изучать способности и интересы учащихся за счёт расширения границ предметов. Важной задачей в начальной школе является формирование общеучебных (или метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии. Задача учителя начальных классов научить детей осмыслению своих впечатлений, ощущений и представлений и сформировать умения выразить их словами, в рисунке, в изделии, в таблице, в формуле. Условиями для этого является отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания, организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе, широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач, ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности детей. Немаловажной задачей в начальной школе является ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в исследовательской и творческой работе. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определённых личностных качеств, которые ФГОС 2010 года определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и даёт возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса. Дети должны иметь возможность свободно выбирать проекты, над которыми они будут работать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора учителем предлагаются различные варианты. Если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, то ему предоставляется возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать. Учитель учитывает не только способности учащихся, но и их психологические особенности. Каждый проект должен оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель формирует умение соизмерять свои желания и возможности. Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных; учащиеся получают социально и личностно значимый опыт. Безусловно, интеграция материала урочной и внеурочной деятельности даёт возможность выхода на более интересные, глубокие темы; с учащимся могут работать два педагога, что является новой формой сотрудничества, полезной как для ученика, так и для его наставников. В процессе проектной деятельности необходимо формировать заинтересованность детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста. Важную роль в этом вопросе играет психолого-педагогическое сопровождение учащихся: развивающие занятия с психологом и социальным педагогом, индивидуальные тренинги и коррекционные занятия, создание портфолио ученика. Портфолио как накопительная папка творческих работ, достижений и наград давно используется учащимися начальной школы. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов, обсуждать с учениками различные способы демонстрации достижений, рекомендовать, давать советы, проявлять искренний интерес. Портфолио имеет силу только в том случае, если содержание обучения будет ориентировано на деятельность, если содержать оно будет результаты как урочной, так и внеурочной деятельности. Создавая условия для развития индивидуальности ребёнка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.

Литература:
  1. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. –М.: 5 за знания, 2008. – 342 с.
  2. Воронцов А.Б. Новая философия оценки в начальной школе // Методическая газета «Начальная школа». – М.: ИД «Медиа-Пресса», 2007, №1, с.5-10.
  3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочной деятельности, начальной школе, начальной школы, дополнительного образования, познавательной деятельности, Интеграция урочной, проектной деятельности, познавательной деятельности учащихся, внеурочной деятельности детей, урочной деятельности первого, внеурочной деятельности даёт, учащихся начальной школы, личностных результатов учащихся, внеурочной деятельности «Юный, процессе проектной деятельности, активизации познавательной деятельности, проектно-исследовательская деятельность, индивидуальности ребёнка, даёт возможность, процесс начальной школы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос