Проектная деятельность как средство социализации младшего школьника | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 03.12.2014

Статья просмотрена: 531 раз

Библиографическое описание:

Шаймухаметова Р. М. Проектная деятельность как средство социализации младшего школьника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 242-244. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6770/ (дата обращения: 24.10.2018).

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами главной задачей современной школы является задача по созданию условий, обеспечивающих развитие личности ребёнка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, ребёнок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря познавательно-творческой деятельности. В отличие от учебной познавательно-творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самостоятельности, самореализации, поиску. В познавательно-творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках познавательно-творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Среди ведущих тенденций современного образования проявляется технология проектной деятельности. Она выступает своеобразным ответом на потребность общества в формировании культурной и творческой личности, активность которой направлена в будущее.

Проектная деятельность гармонично вписывается в классно-урочную деятельность, дополняет её и позволяет работать не только над углублением, систематизацией предметных знаний, но и в большей степени добиваться личностных и метапредметных результатов образования. Современный ребёнок живёт в век информационных технологий, учится пользоваться дополнительной информацией, приобретает навыки сбора и обработки этой информации, необходимое для создания проектов.

Как показывает опыт многих педагогов, проект может быть организован в рамках одного предмета, а может объединять несколько предметов.

Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается и как основная форма внеурочной деятельности. Введение проектной деятельности в начальной школе позволяет решать многие задачи, поскольку при осуществлении таких проектов может проводиться исследовательская, поисковая, творческая, прикладная и ознакомительно-ориентированная деятельность. Поэтому учителю важно на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности обучающихся.

Рассмотрим, каким образом, используя проектную деятельность в начальной школе, можно решать приоритетные задачи, которые стоят перед учителем.

Нет сомнений, что в современном мире очень остро стоит вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения. Данная проблема стала причиной разработки программ внеурочной деятельности, целью которых является подготовка высоконравственного, компетентного гражданина, ответственного за настоящее и будущее своей страны, способного успешно социализироваться в обществе, самостоятельно мыслить, оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами, с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

Специалистами доказано, что процесс социализации человека, то есть получение ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, начинается с дошкольного возраста. Социализация предполагает формирование у обучающихся представлений о ценностных ориентирах, умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми, людьми разных национальностей и религиозных убеждений, знаний о природных, культурно-исторических, этнических особенностях родного края.

Для реализации поставленных задач в арсенале учителя, классного руководителя достаточно средств, форм, методов, среди которых проектная деятельность занимает одно из ведущих мест.

В рамках реализации ФГОС начального общего образования в нашей школе уже несколько лет работает кружок «Мы и окружающий мир». Программа кружка рассчитана на 4 года обучения. Она направлена на реализацию социального направления и вместе с тем обеспечивает духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное развитие школьника, а также предусматривает выполнение проектной деятельности. Цель проектной деятельности в рамках реализации педагогической программы по внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» — овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе и культуре родного края, освоение норм и способов сотрудничества, общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Весь материал программы рассматривается по следующим блокам: «Я — школьник», «Я среди людей», «Мой родной край», «Мир без опасностей». Название блоков не меняется, но содержание с каждым годом изменяется в соответствие с возрастом обучающихся, что способствует поддержанию интереса к видам деятельности, используемым на занятиях, в том числе проектной. По этой программе школа работает не первый год и уже достигнуты немалые результаты. Учащиеся выполняют краткосрочные и долговременные проекты, индивидуальные и групповые. Работа на последними вызывает у ребят наибольшее удовольствие, поскольку во время совместной работы у них формируются личностные качества, необходимые для более успешной социализации. Это умение работать сообща, договариваться, оценивать и самооценивать выполненную работу, придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе. Проекты, над которыми работал наш класс, были представлены на творческих, интеллектуальных конкурсах разного уровня.

Создание индивидуальных проектов начинаем с тем, близких детям. Так в 1 классе были созданы проекты на тему «Моя семья — моя радость». Эти проекты очень сблизили наш класс, потому что мы узнали, чем живёт каждая семья нашего класса, и дети с гордостью рассказывали о своих родителях, бабушках и дедушках. А проекты «Я горжусь своей семьёй» Араслановой Аланы, Якуповой Светланы и Якуповой Элины стали победителями школьного этапа, а затем и призёрами городского конкурса, организованного историко-краеведческим музеем.

Ещё одной темы хотелось бы коснуться, по которой разрабатывались проекты в 1 классе: «Город, в котором я живу», посвящённый 50-летию города Нефтекамск. В ходе выполнения проектной работы, ученики познакомились с историей города и её выдающимися людьми. Тема настолько захватила ребят, что были созданы индивидуальные исследовательские проекты. Была изучена и систематизирована литература о городе и выдающихся людях, о лучшем спортивно-танцевальном коллективе «Виктория», известным далеко за пределами России, ставшим победителем телевизионной программы «Утренняя звезда». Один из проектов был посвящён истории названий некоторых улиц.

Изучение темы «Зелёные ладошки Земли» во 2 классе, подтолкнуло Табилову Валерию к проведению исследовательской работы на тему «Загрязнения окружающей среды». Изучение животного мира родного края так увлекло Вильданова Алмаза, что он создал проект по теме «Эти забавные животные», в которой рассказал о своей кошке. Эти работы были отправлены на Международный конкурс исследовательских проектов «Талант с колыбели», на котором Вильданов Алмаз стал победителем, а Табилова Валерия лауреатом.

Интересы первоклассника отличаются от интересов четвероклассника.

К четвертому классу у большинства школьников развивается личностная рефлексия. Самооценка становится устойчивой. Более зрелым становится общение. Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах. В 4 классе особенно важно духовно-нравственное воспитание, так как идёт осознание ценностных ориентиров.

В 4 классе дети более осознанно подошли к выбору тем и форм проектов. Итогом большой и кропотливой работы ребят стали мультипликационные фильмы из пластилина по произведениям русских писателейдля детей младшего школьного возраста. При этом следует отметить, что все работы имели воспитательную направленность:

-          воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду, уважительного отношения к окружающим (басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»);

-          воспитание желания оказывать помощь взрослым, принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности (русская народная сказка «Репка»);

-          воспитание любви к окружающему миру, бережное отношение к растениям и животным («Жизнь на Земле»);

-          воспитание бережного отношения к своему здоровью, интереса к физическим упражнениям, потребности быть здоровым («Спорт — это жизнь»).

Все эти работы были высоко оценены на Муниципальном уровне: ученики стали победителями научно-практической конференции для обучающихся 4-х классов, победителями конкурса социальной рекламы.

Таким образом, выбор тематики, мотивация, процесс работы над проектами, безусловно помогло детям младшего школьного возраста не только стать духовно богаче, но и приобрести навыки общения, умения планировать, работать с информацией, что является обязательными условиями успешной социализации человека в обществе.

 

Литература:

 

1.         Большой толковый словарь русского языка/ Гл.ред. С. А. Кузнецов [Электронный ресурс]. — http: //www.gramota.ru

2.         Журнал «Начальная школа: плюс до и после» № 10 2010г, № 5 2004, № 8 2013г, № 9 2010г.

3.         Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/

4.         Проектные задачи в начальной школе/Под ред.А. Б. Воронцова — «Просвещение» — Москва 2010

5.         Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова — «Просвещение» — Москва 2011

6.         Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков — «Просвещение» — Москва 2011

7.         Возрастные особенности четвероклассников — http://infominova.ucoz.ru/publ/

8.         Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе — http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/07/08/

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, познавательно-творческая деятельность, проект, внеурочная деятельность, родной край, окружающий мир, класс, бережное отношение, младший школьный возраст, начальная школа.

Похожие статьи

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Использование проектных технологий для активизации...

проектная деятельность, познавательно-творческая деятельность, проект, внеурочная деятельность, родной край, окружающий мир, класс, бережное отношение, младший школьный возраст, начальная школа.

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность стимулирует развитие познавательного интереса учеников начальных классов.

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность универсальна, ее можно использовать на уроках и во внеурочное время, в воспитательной и коррекционно-развивающей работе с группой, классом. Она выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Формирование экологической культуры у младших школьников...

– практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей личности, решению местных экологических

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста необходимо отметить, что возрастные особенности младших...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности...

окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок, ребенок, проектная деятельность, начальная школа, учитель.

Внеурочная деятельность младших школьников

Внеурочная деятельность младших школьников. Автор: Пикулина Татьяна Васильевна.

Для организации внеурочной деятельности в школе формы внеурочных занятий можно разделить на две группы

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность младших школьников. Внеурочная деятельность младших школьников. Автор: Пикулина Татьяна Васильевна.

Школа после уроков — это мир творчества... Роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе...

Проявление творческого потенциала младших школьников на...

Библиографическое описание: Ольховая К. Э. Проявление творческого потенциала младших школьников на уроках окружающего мира средствами проектной

Предваряет творческую деятельность процесс познания, усвоение знания о предмете, который будет изменен.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

проектная деятельность, проект, тип проекта, окружающий мир, младший школьный возраст, метод проектов, паспорт проекта, задача проекта, внеурочное время, внеурочная деятельность.

Использование проектных технологий для активизации...

проектная деятельность, познавательно-творческая деятельность, проект, внеурочная деятельность, родной край, окружающий мир, класс, бережное отношение, младший школьный возраст, начальная школа.

Формирование экологической культуры младших школьников...

Внеурочная деятельность стимулирует развитие познавательного интереса учеников начальных классов.

Внеурочная деятельность по экологии в начальном звене образования формирует у детей

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Проектная деятельность универсальна, ее можно использовать на уроках и во внеурочное время, в воспитательной и коррекционно-развивающей работе с группой, классом. Она выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Формирование экологической культуры у младших школьников...

– практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей личности, решению местных экологических

Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста необходимо отметить, что возрастные особенности младших...

Из опыта работы. Развитие познавательной активности...

окружающий мир, познавательная активность, игра, учебный предмет, учащийся, урок, ребенок, проектная деятельность, начальная школа, учитель.

Внеурочная деятельность младших школьников

Внеурочная деятельность младших школьников. Автор: Пикулина Татьяна Васильевна.

Для организации внеурочной деятельности в школе формы внеурочных занятий можно разделить на две группы

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Внеурочная деятельность младших школьников. Внеурочная деятельность младших школьников. Автор: Пикулина Татьяна Васильевна.

Школа после уроков — это мир творчества... Роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе...

Проявление творческого потенциала младших школьников на...

Библиографическое описание: Ольховая К. Э. Проявление творческого потенциала младших школьников на уроках окружающего мира средствами проектной

Предваряет творческую деятельность процесс познания, усвоение знания о предмете, который будет изменен.

Задать вопрос