Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 17.10.2017

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Братчикова Ю. В., Шестакова Н. В. Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/archive/176/45963/ (дата обращения: 18.06.2018).



В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логических универсальных учебных действий.

Ключевые слова: логические универсальные учебные действия, младший школьный возраст, технология проектного обучения, внеурочная деятельность

Современная школа соответствует стремительному развитию технического процесса. Современный школьник должен уметь не только хорошо учиться, но и быть разносторонне развитой личностью. Различные педагогические технологии позволяют развивать многогранность личности ученика. Проектная технология одна из наиболее популярных в современном образовании.

Проективные методики возникли в начале 20 века, когда действия учителя были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике.

Великий педагог Макаренко А. С. проектную деятельность воспитанников своей школы связывал с производительным трудом, который становился для воспитанников основным элементом воспитательной деятельности.

Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.

В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностической работе. (ФГОС,2009г., с. 7–10)

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) группой авторов: Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова. Суть системно-деятельностного подхода не воспринимать знания в готовом виде, а осуществлять поиск информации в процессе собственной деятельности, которая направлена на открытие новых знаний. А для успешного самостоятельного развития немаловажно формирование универсальных учебных действий. В первую очередь очень важно развивать регулятивные универсальные учебные действия, ведь именно они обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Цельюмоей работы является: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза: реализация коррекционно-развивающей программы для младших школьников с использованием проектной технологии во внеурочной деятельности, способствует развитию логических универсальных учебных действий, а так же познавательной и мотивационной сфере учащихся.

С помощью проектных технологий у детей развиваются коммуникативные и регулятивные УУД. А также мне удалось доказать: развитие логических УУД не менее актуально в данной педагогической технологии. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Понятие «логические универсальные действия» включает следующее:

‒ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

‒ синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

‒ выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

‒ установление причинно-следственных связей;

‒ доказательство;

‒ выдвижение гипотез и их обоснование.

В связи с проведением многочисленных исследований, направленных на поиск путей эффективного формирования логических универсальных учебных действий, ученые-практики предлагают использовать в процессе обучения такие педагогические технологии, которые основаны на творческих заданиях, так как именно они позволяют эффективно развивать логические операции и, соответственно, логические универсальные учебные действия.

В своей работе современные педагоги часто используют проектную технологию. Именно она, на мой взгляд, более продуктивно подходит под творчески направленную сферу развития и образования. С помощью данной деятельности дети учатся ставить задачи, задавать себе вопросы. Здесь хорошо осуществляется системно-деятельностный подход. Ребенок при постановке проблемного вопроса с помощью синтеза, анализа и практического применения доказывает или опровергает его.

Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра образования, наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Таким образом, педагог-психолог осуществляет коррекционно-развивающую деятельность, по развитию логических УУД у детей младшего школьного возраста. (Петров И. В. 2011г., с.151–155)

Педагог- психолог выступает в роли тьютера. При выборе темы исследования необходимо учитывать возрастные и личностные особенности. Ученик становится исследователем: анализирует литературу по выбранной теме проекта, выдвигает гипотезу и пытается доказать или опровергнуть ее, учится классифицировать полученные данный, устанавливать причинно-следственные связи. Наибольший спектр тем открывается перед детьми во внеурочной деятельности. В данной деятельности ребенок может реализовать свой познавательный потенциал и интерес. Темы для проектной деятельности ученики выбирают самостоятельно. Работа происходит как в группах, так и индивидуально. При этом у ребенка вырабатывается умение анализировать, структурировать, а в дальнейшем при защите своей работы и развивать коммуникативные способности. Мною была разработана коррекционно-развивающая программа «Интеллектуальные ступеньки», целью которой является «Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников во внеурочной деятельности».

На каждом этапе работы над проектом происходит развитие логических УУД, в этом помогают убедиться и доказать положительную динамику следующие методики:

‒ I этап. Проблема (педагог-психолог помогает выбрать тему, при этом учитывая возрастные особенности и личностные особенности ребенка) — Тест «Логические закономерности»,методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений»

‒ II этап. Проектирование. (Опираясь на интересы и возможности ребенка, педагог — психолог помогает анализировать, структурировать информацию по выбранной теме. А также планировать дальнейший ход работы над проектом) — «Чтение схем слов» (методика Н. В. Нечаевой).

‒ III этап. Поиск (исследовательская деятельность). Поиск и сбор информации, изучение специальной литературы. Обмен информацией и ее обсуждение с другими участниками проекта. Анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов. — «Логические закономерности» анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных признаков).

‒ IV этап. Продукт. (Оформление материалов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм, презентаций) — «Найди отличия» (сравнение картинок).

‒ V этап. Презентация — «Подбери слово». Умение презентовать на конференции свою работу и ответить на уточняющие вопросы педагогов и сверстников наиболее полно дает понять осознанность, знание материала и развитие универсальных умений.

В результате реализации программы с использованием проектной технологии повысились и показатели по учебным предметам. Показатели по окончанию учебного года были следующие: оценка «5» у 10 человека, оценка «4» — 15 человек; «3» — 4 человека. Положительная динамика прослеживается по основным предметам.

Разработанная программа интеллектуального развития школьников в целях формирования логических УУД во внеурочной и учебной деятельности младших школьников дала положительные результаты. Проектная технология в соответствии с ФГОС позволят развивать познавательные способности, логические УУД в учебной деятельности, а также формировании положительной учебной мотивации.

Литература:

  1. Небосова Н. В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников//Начальная школа, 2011г.
  2. Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. — 2011г.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изм. на 18.05.2015) // Приказ Минорнауки России от 6 октября 2009 г.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, действие, проектная технология, учебная деятельность, III, проектная деятельность, положительная динамика, младший школьный возраст, коррекционно-развивающая программа, цель выделения признаков.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос