Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 17.10.2017

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Братчикова Ю. В., Шестакова Н. В. Использование проектных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования логических универсальных учебных действий // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/archive/176/45963/ (дата обращения: 20.08.2018).



В статье рассматривается развитие логических универсальных учебных у младших школьников действий через проектную деятельность. Апробация программы «Интеллектуальные ступеньки» во внеурочной деятельности дала положительные результаты развития логических универсальных учебных действий.

Ключевые слова: логические универсальные учебные действия, младший школьный возраст, технология проектного обучения, внеурочная деятельность

Современная школа соответствует стремительному развитию технического процесса. Современный школьник должен уметь не только хорошо учиться, но и быть разносторонне развитой личностью. Различные педагогические технологии позволяют развивать многогранность личности ученика. Проектная технология одна из наиболее популярных в современном образовании.

Проективные методики возникли в начале 20 века, когда действия учителя были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике.

Великий педагог Макаренко А. С. проектную деятельность воспитанников своей школы связывал с производительным трудом, который становился для воспитанников основным элементом воспитательной деятельности.

Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений.

В соответствии с требованиями ФГОС по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностической работе. (ФГОС,2009г., с. 7–10)

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) группой авторов: Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова. Суть системно-деятельностного подхода не воспринимать знания в готовом виде, а осуществлять поиск информации в процессе собственной деятельности, которая направлена на открытие новых знаний. А для успешного самостоятельного развития немаловажно формирование универсальных учебных действий. В первую очередь очень важно развивать регулятивные универсальные учебные действия, ведь именно они обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

Цельюмоей работы является: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза: реализация коррекционно-развивающей программы для младших школьников с использованием проектной технологии во внеурочной деятельности, способствует развитию логических универсальных учебных действий, а так же познавательной и мотивационной сфере учащихся.

С помощью проектных технологий у детей развиваются коммуникативные и регулятивные УУД. А также мне удалось доказать: развитие логических УУД не менее актуально в данной педагогической технологии. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Понятие «логические универсальные действия» включает следующее:

‒ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

‒ синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

‒ выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

‒ установление причинно-следственных связей;

‒ доказательство;

‒ выдвижение гипотез и их обоснование.

В связи с проведением многочисленных исследований, направленных на поиск путей эффективного формирования логических универсальных учебных действий, ученые-практики предлагают использовать в процессе обучения такие педагогические технологии, которые основаны на творческих заданиях, так как именно они позволяют эффективно развивать логические операции и, соответственно, логические универсальные учебные действия.

В своей работе современные педагоги часто используют проектную технологию. Именно она, на мой взгляд, более продуктивно подходит под творчески направленную сферу развития и образования. С помощью данной деятельности дети учатся ставить задачи, задавать себе вопросы. Здесь хорошо осуществляется системно-деятельностный подход. Ребенок при постановке проблемного вопроса с помощью синтеза, анализа и практического применения доказывает или опровергает его.

Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра образования, наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Таким образом, педагог-психолог осуществляет коррекционно-развивающую деятельность, по развитию логических УУД у детей младшего школьного возраста. (Петров И. В. 2011г., с.151–155)

Педагог- психолог выступает в роли тьютера. При выборе темы исследования необходимо учитывать возрастные и личностные особенности. Ученик становится исследователем: анализирует литературу по выбранной теме проекта, выдвигает гипотезу и пытается доказать или опровергнуть ее, учится классифицировать полученные данный, устанавливать причинно-следственные связи. Наибольший спектр тем открывается перед детьми во внеурочной деятельности. В данной деятельности ребенок может реализовать свой познавательный потенциал и интерес. Темы для проектной деятельности ученики выбирают самостоятельно. Работа происходит как в группах, так и индивидуально. При этом у ребенка вырабатывается умение анализировать, структурировать, а в дальнейшем при защите своей работы и развивать коммуникативные способности. Мною была разработана коррекционно-развивающая программа «Интеллектуальные ступеньки», целью которой является «Формирование познавательных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников во внеурочной деятельности».

На каждом этапе работы над проектом происходит развитие логических УУД, в этом помогают убедиться и доказать положительную динамику следующие методики:

‒ I этап. Проблема (педагог-психолог помогает выбрать тему, при этом учитывая возрастные особенности и личностные особенности ребенка) — Тест «Логические закономерности»,методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н. В. Елфимовой «Лесенка побуждений»

‒ II этап. Проектирование. (Опираясь на интересы и возможности ребенка, педагог — психолог помогает анализировать, структурировать информацию по выбранной теме. А также планировать дальнейший ход работы над проектом) — «Чтение схем слов» (методика Н. В. Нечаевой).

‒ III этап. Поиск (исследовательская деятельность). Поиск и сбор информации, изучение специальной литературы. Обмен информацией и ее обсуждение с другими участниками проекта. Анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов. — «Логические закономерности» анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных признаков).

‒ IV этап. Продукт. (Оформление материалов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм, презентаций) — «Найди отличия» (сравнение картинок).

‒ V этап. Презентация — «Подбери слово». Умение презентовать на конференции свою работу и ответить на уточняющие вопросы педагогов и сверстников наиболее полно дает понять осознанность, знание материала и развитие универсальных умений.

В результате реализации программы с использованием проектной технологии повысились и показатели по учебным предметам. Показатели по окончанию учебного года были следующие: оценка «5» у 10 человека, оценка «4» — 15 человек; «3» — 4 человека. Положительная динамика прослеживается по основным предметам.

Разработанная программа интеллектуального развития школьников в целях формирования логических УУД во внеурочной и учебной деятельности младших школьников дала положительные результаты. Проектная технология в соответствии с ФГОС позволят развивать познавательные способности, логические УУД в учебной деятельности, а также формировании положительной учебной мотивации.

Литература:

  1. Небосова Н. В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников//Начальная школа, 2011г.
  2. Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. — 2011г.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изм. на 18.05.2015) // Приказ Минорнауки России от 6 октября 2009 г.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, действие, проектная технология, учебная деятельность, III, проектная деятельность, положительная динамика, младший школьный возраст, коррекционно-развивающая программа, цель выделения признаков.


Похожие статьи

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Ключевые слова: готовность, универсальные учебные действия, учебная деятельность, проектная деятельность младших школьников.

Под проектной деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных проектных...

Формирование познавательных универсальных учебных...

действие, внеурочная деятельность, образовательная деятельность, учащийся, умение, обучение, ведущий вид деятельности, младший школьный возраст, екатеринбург...

Развитие универсальных учебных действий младших...

Литература: Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий...

Социализация обучающихся младшего школьного возраста

технология разноуровнего обучения, – коррекционно-развивающие технологии, – технология проблемного обучения, – проектная деятельность, – игровые технологии

Проектная деятельность как средство социализации младшего...

проектная деятельность, познавательно-творческая деятельность, проект, внеурочная деятельность, родной край, окружающий мир, класс, бережное отношение, младший школьный возраст, начальная школа.

Проектная деятельность – развитие познавательных навыков...

Библиографическое описание: Новосельцева Н. В. Проектная деятельность – развитие познавательных навыков воспитанников коррекционно-развивающего

− рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту, баланс интеллектуальных...

Возможность внеурочной работы с младшими школьниками по...

Главной деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, освоение которой связано с определеннымипроблемами.

Это связано с тем, что младший школьник только начинает адаптироваться к школьной жизни, учебная деятельность предъявляет к...

Проектная деятельность как средство развития...

Библиографическое описание: Петрова А. А. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников

Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Зачем нужна проектная деятельность младших школьников?

Ключевые слова: готовность, универсальные учебные действия, учебная деятельность, проектная деятельность младших школьников.

Под проектной деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направлен на выработку самостоятельных проектных...

Формирование познавательных универсальных учебных...

действие, внеурочная деятельность, образовательная деятельность, учащийся, умение, обучение, ведущий вид деятельности, младший школьный возраст, екатеринбург...

Развитие универсальных учебных действий младших...

Литература: Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий...

Социализация обучающихся младшего школьного возраста

технология разноуровнего обучения, – коррекционно-развивающие технологии, – технология проблемного обучения, – проектная деятельность, – игровые технологии

Проектная деятельность как средство социализации младшего...

проектная деятельность, познавательно-творческая деятельность, проект, внеурочная деятельность, родной край, окружающий мир, класс, бережное отношение, младший школьный возраст, начальная школа.

Проектная деятельность – развитие познавательных навыков...

Библиографическое описание: Новосельцева Н. В. Проектная деятельность – развитие познавательных навыков воспитанников коррекционно-развивающего

− рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту, баланс интеллектуальных...

Возможность внеурочной работы с младшими школьниками по...

Главной деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, освоение которой связано с определеннымипроблемами.

Это связано с тем, что младший школьник только начинает адаптироваться к школьной жизни, учебная деятельность предъявляет к...

Проектная деятельность как средство развития...

Библиографическое описание: Петрова А. А. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников

Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Задать вопрос