Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 11.01.2022

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Романова, О. А. Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста / О. А. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87742/ (дата обращения: 22.01.2022).



В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, виды проектов, особенности развития проектных навыков, младший школьный возраст

На современном этапе развития общества, которое связано с активным внедрением новейших технологий, предъявляются новые требования к образованию. Одна из важных задач современной школы — формирование необходимой и полноценной среды с целью индивидуального развития ребенка, активной жизненной позиции. Данная задача благополучно реализуется через развитие проектных умений ребенка младшего школьного возраста.

Н. И. Шевардин писал: «В соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, для повышения качества образования на ступени начального образования значимым является формирование у детей младшего школьного возраста умения учиться, способности к организации своей деятельности» [9, с. 64]. Которая содержит способность устанавливать цели, реализовывать, осуществлять практическую деятельность, контроль, оценку, умение преподнести итог данной работы. А. В. Бычков отмечал, что «развитие проектных навыков эффективно формируется у детей младшего школьного возраста, так как основными новообразованиями личности младшего школьника являются произвольность психических функций, рефлексия, внутренний план деятельности» [1].

Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко указывает на то, что «сущность понятия «проектные навыки» связаны с такими научными понятиями и категориями как «навыки», «проект», «деятельность», «проектная деятельность», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки» [4, с. 55]

По мнению В. Я. Потаниной «проектная деятельность — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» [5, с. 6]. Стремление обучающихся начальных классов к проектной деятельности — это совокупность коммуникативных, проектных и рефлексивных способностей.

Проекты в начальной школе — это красочные процессы, которые являются формированием познавательных интересов обучающихся, умением без помощи других создавать собственные познания, понимать информационное пространство, демонстрировать компетенцию в проблеме, связанной с темой проекта, совершенствовать критическое мышление [1]. В проектной деятельности обучающихся получение знаний, умений, навыков происходит в любой стадии работы над проектом.

Проектная деятельность межпредметна. Она дает возможность применять знания в разных сочетаниях, стирая пределы между школьными дисциплинами, сближая использование школьных знаний с действительными актуальными ситуациями.

Как отмечает Д. В. Григорьев: «включать школьников в проектно-исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале — доступные творческие задания, которые выполняются на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения, в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время» [2, с. 123]. В 3–4-х классах обучающиеся с максимальной заинтересованностью осуществляют достаточно непростые проекты. Под руководством учителя выполняют коллективные научные исследования, в которые могут вносить собственные результаты проектно-исследовательской работы [6].

Темы для проектов необходимо подбирать из содержания учебных предметов или из ближайших к ним сфер. Для проекта потребуется значимая проблема, которая известна обучающимся, гарантирует мотивацию включения в независимую деятельность. Соответственно, она находится в сфере познавательных интересов обучающихся, в зоне их ближайшего развития [8].

Продолжительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий рационально ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и со временем переключаться на долгосрочные проекты, которые рассчитаны на месяц, четверть, полугодие (3–4 класс) [6].

Развивая навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, педагогу следует выстроить индивидуальную работу с детьми, от личных проектов к групповым, общеклассным. К работе над проектом зачастую привлекаются родители, в случае если реализация проекта протекает в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Необходимо, чтобы родители не брали на себя осуществление доли работы детей над проектами, так как пропадает сама идея метода проектов. А вот поддержка рекомендациями, информацией, выражение заинтересованности со стороны родителей — значимое условие поддержки мотивации и предоставление самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности [1]. В начальной школе возможно активное использование следующих видов проектов:

— творческие проекты (выступления с песнями, деятельность в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые дают возможность детям младшего школьного возраста выражать и формировать собственные навыки;

— ролевые, игровые проекты, подходящие определенному возрасту, которые позволяют младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, узнавать подобным способом мир, обучаться создавать взаимоотношения в нем;

— ознакомительно-ориентировочные(информационные), допускающие аналитическую работу с приобретенной информацией;

— практико-ориентированные (прикладные), которые завершаются создание необходимых и полезных для находящихся вокруг предметов, что дает возможность детям ощутить собственную общественную важность;

— исследовательские проекты, нацелены на формирование исследовательских способностей и умений, исследовательского мышления [3, с. 78].

Деятельность детей младшего школьного возраста над проектом требует особенного контроля и внимания со стороны учителя. Скрытая координация, которая применяется в наиболее поздних стадиях проектной деятельности, также способна регулировать ряд педагогических задач. Во-первых, у обучающихся развиваются умения в будущем осуществлять творческий процесс без помощи других (ребята представляют и применяют способы учителя), во-вторых, деятельность «на равных» предоставляет вероятность обучающимся выразить несогласие с рекомендованным заключением взрослого и корректно защитить собственную позицию, у них появляется навык «дипломатических переговоров», который так необходим в жизни [7].

Таким образом, проектная деятельность в младшем школьном возрасте обладает рядом отличительных черт. Она интегрирует разнообразные учебные предметы и отвечает ориентирам формирования личности на определенном возрастном этапе. Практика применения метода проектов с детьми младшего школьного возраста может быть рассмотрена, как особенное направление внеклассной или внешкольной деятельности, которая тесно связана с важным учебным процессом и ориентирована на формирование исследовательской, творческой активности детей.

Литература:

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000
  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.Волгоград: Учитель, 2008–126 с.
  4. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. — М.: Вента-Графф, 2002. — 112 с.
  5. Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: — В. Я. Потанина, М.: Академия, 2009–12 с.
  6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  7. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
  8. Шатилова М. Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. –Волгоград: Учитель, 2010.
  9. Шевардин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.: учеб. для студентов вузов [Текст] / Н. И. Шевардин. — 2–е изд. — М.: Владос, 2001. — 508 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, проектная деятельность, проект, вид проектов, класс, навык, начальная школа, особенность развития, познавательный интерес обучающихся, ребенок.


Ключевые слова

проектная деятельность, младший школьный возраст, виды проектов, особенности развития проектных навыков
Задать вопрос