Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (481) август 2023 г.

Дата публикации: 26.08.2023

Статья просмотрена: 139 раз

Библиографическое описание:

Аляудинова, Ю. В. Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта / Ю. В. Аляудинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 34 (481). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/481/105481/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, младшие школьники, нарушения интеллекта.

В Федеральном государственном образовательном стандарте образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) выделены особые образовательные потребности, к которым так же можно отнести систематическую актуализацию сформированных у детей знаний и умений, специальное обучение с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций. То есть в рамках реализации ФГОС остроактуальным является использование в образовательном процессе методов, приемов и технологий, которые формируют у детей навыки самостоятельности, умение правильно отбирать необходимую информацию, самостоятельно принимать решения. Все эти задачи можно решить с помощью организации проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении. [2]

Учебный проект — самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность ребенка, которая соответствует его возрасту и помогает реализовать имеющиеся возможности. Данный вид деятельности позволяет проявить себя, применить полученные знания и умения на практике, опытным путем сделать выводы и поделиться ими публично. Младшие школьники с интеллектуальными нарушениями имеют трудности в планировании своей деятельности, умении поэтапно решать поставленные задачи, умении подводить итоги. По этой причине организовывать проектно-исследовательскую деятельность с младшими школьниками с нарушениями интеллекта следует с контролирующей и направляющей помощью педагога. Целесообразно использовать метод совместной деятельности педагога и детей в условиях образовательной организации, с целью активизировать познавательную деятельность детей. [1]

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями позволяет сделать вывод, что для целенаправленной проектной деятельности необходимо подготовить алгоритм работы, причем педагог должен оказывать помощь на всех этапах работы над проектом.

Этапы работы над проектом:

– работа над выбором темы;

– формулировка цели проекта;

– формулировка задач проекта;

– составление плана работы;

– работа над поиском информации;

– исследовательская работа;

– представление результатов проекта. Защита проекта.

Проекты различаются по продолжительности: мини-проекты (одно занятие или часть занятия), краткосрочные (3–6 занятий), недельные (1–2 недели), долгосрочные (от нескольких месяцев до года).

В зависимости от количества участников проекты бывают: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Исследовательский проект может выполняться в рамках одного предмета (монопроект). Монопроекты могут быть литературно-творческими, естественноноаучными, языковыми, спортивными, историческими, географическими, музыкальными и т. д. Проект может быть межпредметным и охватывать одновременно несколько предметных областей. Межпредметные проекты выполняются под руководством нескольких педагогов. Возможными результатами проектной деятельности могут стать: макет, модель, газета, альбом рисунков, учебное пособие, фотоальбом, видеофильм, презентация, праздник, спектакль, концерт, выставка, ярмарка, коллекция.

Приведем пример проекта, который проводился с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения интеллекта.

Экологический проект «Мир вокруг нас» (долгосрочный, межпредметный, коллективный). Проект готовился с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Цель проекта: формирование элементарных представлений об экологии.

Задачи проекта:

– дать представления о предметах и явлениях окружающего мира;

– развивать мышление, речь, память, внимание, восприятие, крупную и мелкую моторику;

– учить взаимодействовать со сверстниками и педагогами;

– воспитывать мотивацию к трудовой деятельности, бережное отношение к окружающему миру.

Мероприятия в рамках проекта:

– Проведение тематических занятий. Были проведены занятия в форме беседы, организованы занятия-викторины, познавательные занятия.

– Посещение библиотеки, где ребята познакомились с литературой о природе, животных, растениях. Проводились чтения художественной литературы, тематические кукольные спектакли.

– Организация выставки рисунков, поделок. На занятиях дети совместно с педагогами рисовали рисунки, выполняли поделки из природного и бросового материала по теме окружающего мира.

– Участи в акции «Спасите птицу от мороза». В рамках акции ребята совместно со своими педагогами создавали кормушки для птиц, украшали их и вешали не территории района. Во время прогулок дети кормили птиц.

– Участие в акции по сбору макулатуры.

– Участие в экологической акции «Сделаем вместе». В рамках акции младшие школьники вместе с педагогами проводили уборку территории, высаживали зеленные насаждения.

– Проведение интеллектуального квеста «Мир вокруг нас». В ходе квеста ребята отвечали на различные вопросы, выполняли творческие и интеллектуальные задания, подготовленные педагогами.

– Благоустройство клумбы на территории. Ребята под руководством педагогов сажали семена цветов, ухаживали за рассадой и затем высаживали выращенные растения в клумбы и ухаживали за ними.

– Подготовка видеофильма. По итогу проведённой работы ребята вместе с педагогами создали фильм, где показали итоги своей проектно-исследовательской деятельности.

– Подведение итогов. Результаты проведенной работы дети представили перед своими сверстниками и педагогами.

Таким образом, организация проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития детей с нарушениями интеллекта. С помощью нее может добиться развития не только творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных навыков, но и успешно адаптироваться в окружающей действительности.

Литература:

  1. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2005.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение интеллекта, проектно-исследовательская деятельность, младший школьный возраст, окружающий мир, педагог, проект, ребенок, проектная деятельность, рамка акции, этап работы.


Похожие статьи

Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»

В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Формирование образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в игровой деятельности

В статье раскрываются некоторые особенности применения эффективных педагогических технологий в практической работе с детьми, имеющими нарушение слуха, в условиях инклюзии. Представлено авторское понимание специфики внедрения инклюзивного образования ...

Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки

В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы опред...

Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации

В статье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, прове...

Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...

Механизмы социализации обучающихся 5–8-х классов с деструктивным поведением через профориентацию в IT-сфере

В статье представлен опыт работы по профессиональному самоопределению в сфере информационных технологий детей, имеющих нарушения поведения.

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Похожие статьи

Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»

В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...

Развитие проектных навыков у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются понятие проектной деятельности, особенности развития проектных навыков детей младшего школьного возраста, виды проектов и способы их реализации в учебной и внеучебной деятельности.

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Формирование образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в игровой деятельности

В статье раскрываются некоторые особенности применения эффективных педагогических технологий в практической работе с детьми, имеющими нарушение слуха, в условиях инклюзии. Представлено авторское понимание специфики внедрения инклюзивного образования ...

Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки

В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы опред...

Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации

В статье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, прове...

Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...

Механизмы социализации обучающихся 5–8-х классов с деструктивным поведением через профориентацию в IT-сфере

В статье представлен опыт работы по профессиональному самоопределению в сфере информационных технологий детей, имеющих нарушения поведения.

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Задать вопрос