Исследование направлено на выявление положительных и отрицательных сторон реформирования российской системы бухгалтерского учета в области расчетов с персоналом предприятия в соответствии с МСФО с целью повышения эффективности управления трудовыми ресурсами. Рассматриваются преимущества и возможные барьеры при внедрении международных стандартов в российскую практику, определяются пути решения возникающих проблем и дальнейшие перспективы развития положений МСФО в России. Также проводится сравнительный анализ МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» и Проекта ПБУ «Учет вознаграждений работникам».
Актуальность темы исследования обусловлена важностью данного процесса для любого предприятия и экономики страны в целом. Ведь если каждая организация будет функционировать в соответствии с международными общепринятыми стандартами в области расчетов с персоналом, которые широко применяются при подготовке финансовой отчетности в разных странах, то вследствие повышения эффективности управления трудовыми ресурсами повысится производительность труда, что, несомненно, положительно скажется на любом производственном процессе и отразится на результатах. А, как следствие, — устойчивая экономика страны, развитые международные связи и многие другие преимущества.
Общемировая тенденция к созданию единого экономического пространства и целенаправленное развитие национальных экономик ведут к объективной необходимости унификации бухгалтерского учета и приведению основных принципов ведения бизнеса в соответствие с международными стандартами. Россия, как один из крупнейших мировых торговых партнеров, после вступления в ВТО, вплотную подошла к повсеместному внедрению стандартов МСФО. [1]
В наше время вопрос перехода российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности является весьма важным и обсуждаемым. Это обусловлено тем, что МСФО считается одним из главных инструментов, гарантирующих предоставление прозрачной информации о финансовом состоянии компании для широкого круга участников рынка, в том числе и зарубежных.
Таким образом, используя МСФО для представления отчетности, у предприятия открывается возможность выхода на международные рынки, тем самым увеличивая количество потенциальных инвесторов. Вместе с тем повышается конкурентоспособность компании и происходит улучшение корпоративного имиджа путем публикации более качественной финансовой информации, что дает возможность привлечения зарубежного финансирования.
Стоит отметить, что МСФО — это не детализированный свод правил ведения бухгалтерского учета, это общепринятые стандарты, которые не предъявляют строгих требований непосредственно к бухгалтерии, но являются базовой основой для составления финансовой отчетности, помогая ее развивать и совершенствовать. [1]
Впервые идея о внедрении МСФО оформилась в России еще в начале девяностых годов. С того времени государство упорно движется в сторону полного перехода на ведение отчетности в соответствии с международными стандартами. Разумеется, существует ряд трудностей при осуществлении данного процесса. Самым важным препятствием при переходе к международным стандартам, на наш взгляд, является высокая стоимость процесса трансформации в большей степени из-за нехватки квалифицированных кадров, что заставляет привлекать внештатных сотрудников, труд которых является высокооплачиваемым. Очевидно, что для компании выгоднее иметь собственный персонал, обладающий навыками использования информации, подготовленной по МСФО, но, к сожалению, на данный момент в России численность таких высококвалифицированных специалистов невелика. Также несовершенство российской законодательной базы тормозит процесс интеграции международных стандартов. Не стоит забывать и про такой фактор, как менталитет российского бухгалтера, который необходимо подвергнуть изменениям с целью лучшего восприятия МСФО. Как уже ранее рассматривалось в исследовании, МСФО означает прозрачность и достоверность финансовой информации фирмы, приоритет экономической сущности над юридическим оформлением операций и многие другие принципы, которые на данный момент не учитываются российскими бухгалтерами при составлении отчетности.
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности проводится в России давно. Целью данного процесса является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Далее следует рассмотреть сферу регулирования расчетов с персоналом, как пример реформирования бухучета в соответствии с МСФО.
На данный момент, специально разработанного ПБУ либо другого нормативного документа, который бы целиком регулировал порядок учета и раскрытий в финансовой отчетности вознаграждений работникам, включая пенсионные планы, в российском законодательстве нет.
До некоторого времени бухгалтерский учет выплат работникам был организован в соответствии со сложившимися традициями и отдельными нормами ПБУ 10/99, ПБУ 8/2010 и ПБУ 1/2008, а в настоящее время имеется в разработках Проект ПБУ «Учёт вознаграждений работникам». Прототипом Проекта является Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам».
Несомненно, Проект имеет общие черты с МСФО 19 «Вознаграждения работникам», но не копирует его полностью.
В Проекте ПБУ «Учёт вознаграждений работникам» к вознаграждениям работника относятся:
заработная плата (оплата труда работника), включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), а также иные компенсации, непосредственно связанные с выполнением работником трудовых функций (оплачиваемые отпуска — ежегодный, дополнительный, учебный и т. п.; пособия по временной нетрудоспособности и т. п.);
выплаты работникам и в пользу работников третьим лицам (включая членов семей работников), осуществляемые в связи с выполнением работниками трудовых функций, не включенные в заработную плату. [2]
В МСФО 19 «Вознаграждения работникам» вознаграждения работника подразделяются на 4 группы:
Краткосрочные вознаграждения работникам, такие как заработная плата и взносы на социальное обеспечение, оплачиваемый ежегодный отпуск и оплачиваемый отпуск по болезни, участие в прибыли и премии (если они подлежат выплате в течение 12 месяцев после окончания периода), а также льготы в неденежной форме (медицинское обслуживание, обеспечение жильем, автомобилями, предоставление товаров или услуг бесплатно или по льготной цене);
Вознаграждения после окончания трудовой деятельности (пенсии, прочие выплаты при выходе на пенсию, страхование жизни и медицинское обслуживание по окончании трудовой деятельности);
Прочие долгосрочные вознаграждения работникам, включая отпуск за выслугу лет, длительный отпуск, празднование юбилеев или иные вознаграждения за выслугу лет, выплаты при длительной потере трудоспособности, а также участие в прибыли, премии и отложенное вознаграждение (если эти виды вознаграждения не подлежат выплате в течение двенадцати месяцев после окончания периода);
Выходные пособия. [3]
Таким образом, из приводимых классификаций видно, что МСФО 19 имеет более четкую и понятную структуру и понятия долгосрочных и краткосрочных обязательств по оплате труда. Возможно, стоит внести подобные изменения в Проект, чтобы на предприятиях возникало меньше спорных вопросов, и работники четко представляли себе систему оплаты труда.
Как известно, ранее в российской практике не была предусмотрена коррекция оценки стоимости, позволяющая отразить стоимость денег во времени, а в МСФО 19 применялся механизм дисконтирования будущих потоков. На данный момент в Проекте присутствует требование применения дисконтированной стоимости к обязательствам по вознаграждениям работникам, что является положительным влиянием международного стандарта.
Не совсем проработанным представляется вопрос определения обязательств по вознаграждениям работников и условий их признания в учете и отчетности.
У организации существует обязанность по вознаграждениям работникам, исполнения которой организация не может избежать. Обязанность возникает в результате выполнения работниками трудовых функций и (или) выполнения других условий, предусмотренных действующим законодательством, соответствующими коллективными договорами, трудовыми соглашениями, локальными нормативными актами организации и (или) сложившейся практикой деятельности. [2] По-нашему мнению, следовало бы разграничить и конкретизировать понятия обязательств по вознаграждению работников и условий их признания в учете, что способствовало бы более полному восприятию у пользователей данной информации. Также не совсем понятно второе условие [2], которое гласит, что имеется уверенность в том, что в результате выполнения работником (работниками) трудовых функций произойдет уменьшение экономических выгод организации. Хотелось бы отметить, что уменьшение выгод происходит не в процессе работы сотрудника, а когда ему выплачивается вознаграждение и производится уплата страховых взносов во внебюджетные фонды. А в результате выполнения работником трудовых функций предприятие получает доходы. В МСФО (IAS 19) таких условий нет. Вознаграждения работникам, согласно международному стандарту, — это все формы возмещения, которые предприятие предоставляет работникам в обмен на оказанные ими услуги. [3] Из вышесказанного следует, что Проект ПБУ «Учет вознаграждений работникам» нуждается в процессе доработки.
Можно сделать вывод, что, несмотря на различные недостатки Проекта ПБУ «Учёт вознаграждений работникам», его разработка и внедрение в нормативную базу бухгалтерского учета является необходимым шагом на пути развития и совершенствования финансовой отчетности в России. Реформирование сферы в области расчетов с персоналом в соответствии с МСФО 19 «Вознаграждения работникам» является важным решением и трудоёмким процессом. По-нашему мнению, совершенствование необходимо продолжить, ведь приближение к международным стандартам финансовой отчетности выводит российский бухучет на новый международный уровень.
Введение международных стандартов должно сопровождаться созданием эффективной системы улучшения качества финансовой информации, полноты и своевременности раскрываемой отчетности. Это будет способствовать совершенствованию внутренней системы управления предприятием за счет использования единых методик учета, что позволит управленческому составу организации получать полное представление о реальных результатах хозяйственной деятельности. Внедрение МСФО на предприятии способно повысить конкурентоспособность компании за счет обеспечения надежной и прозрачной информацией заинтересованных пользователей, что повлечет за собой увеличение инвестиционной привлекательности.
Литература:
МСФО в России. Практика внедрения. // Портал дистанционного обучения бухгалтеров. Актив — 2012 — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.audit-it.ru/articles/msfo/a24744/490134.html (дата обращения: 08.12.12)
Проект положения по бухгалтерскому учету «Учет вознаграждений работникам» // Министерство финансов Российской Федерации. — 2012 — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/201.. (дата обращения: 14.12.12)
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» // Министерство финансов Российской Федерации. — 2012 — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/201..№ _1_-_RU_GVT_IAS_19_June_2011.pdf (дата обращения: 14.12.12)»