Туризм как одно из средств интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (48) январь 2013 г.

Статья просмотрена: 8194 раза

Библиографическое описание:

Пугачев, А. С. Туризм как одно из средств интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество / А. С. Пугачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6045/ (дата обращения: 19.12.2024).

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Присвоение статуса «инвалид» обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие льгот, получение выплат, пособий и т. д.

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:

  • нарушения психических функций — восприятия; внимания; памяти; мышления; речи; эмоций и воли;

  • нарушения функций опорно-двигательного аппарата;

  • нарушения функций — кровообращения; дыхания; пищеварения и т. д.;

  • нарушения сенсорных функций — зрения; слуха; обоняния; осязания.

Выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. Социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения, такая модель призывает к интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

В Российской Федерации, где для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья делается все для их удобства (создание так называемой доступной среды пандусов и специальных подъемников для лиц с физическими ограничениями; для глухих дублирование визуальной и текстовой информации; для слепых дублирование звуковой информации, а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами), крайне редко ставятся вопросы, связанные с их отдыхом, а уж тем более немногие верят, что этот отдых может быть активным [5, с. 45].

Туризм для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями — это один из видов рекреационного туризма, рассчитанного на людей с ограниченными физическими возможностями. Рекреационный туризм — это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым.

Каждый человек имеет право на тот уровень жизни, который необходим для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития [4, с. 25]. Туризм может стать очень полезным в качестве одного из средств интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Благодаря разработке и реализации гуманистической парадигмы системы профессионального образования становится возможным повышение уровня интеграции в современное общество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, более полное удовлетворение их социокультурных потребностей [3, с. 139]. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в качестве одного из средств интеграции может выступать туристско-краеведческая деятельность, в которой основой являются следующие факторы:

  • оздоровительное влияние природной среды и психофизическая активность на свежем воздухе;

  • изменение социальной ситуации развития: кардинальная смена обстановки, изменение и расширение круга общения;

  • изменение социальной роли «ребенка» (переход из роли опекаемого объекта воздействия в роль активного субъекта взаимодействия);

  • взаимодействие в группе, коллективе, состоящей из равных возможностей по социальному статусу;

  • изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей;

  • повышение жизненного потенциала — приобретение нового жизненного опыта, освоение новых знаний и умений, профессиональных проб и т. д.

Важным положительным фактором туристско-краеведческой деятельности является улучшение здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц без патологий развития, за счет получения необходимых навыков и автономного существования в условиях отрыва от цивилизации. Другими словами, туристско-краеведческая деятельность является важным аспектом в социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц без патологий в развитии.

Цель работы с данной категорией населения в туристско-краеведческой деятельности — создание условий для нормального развития безотносительно к заболеванию, которое нарушает этот процесс, а в конечном итоге — формирование успешного жизненного пути.

Основной целью программы летнего оздоровительного отдыха в туристско-реабилитационном лагере является интенсивная социальная реабилитация и интеграция инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного проживания со здоровыми сверстниками. (Пример, туристско-реабилитационный лагерь на озере Селигер «Юные Робинзоны» руководитель — Миндель Александр Яковлевич, заведующий лабораторией профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Государственного бюджетного научного учреждения города Москвы «Научно-исследовательский институт развития профессионального образования» (ГБНУ НИИРПО), кандидат педагогических наук, доцент; руководитель Региональной детско-юношеской общественной организации «Образование. Спорт. Реабилитация»; Заслуженный путешественник России).

Таким образом, туристско-реабилитационный лагерь представляет собой действующую модель интегрированного сообщества: инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья и их родители (и без родителей); специалисты и лица, не имеющие патологии в развитии, живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной интеграции в современное общество [1, с. 115].

Основными задачами программы являются:

  • интеграция в общество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц, не имеющих патологий в развитии;

  • формирование у них навыков самостоятельного поведения;

  • приобретение ими новых навыков самообслуживания;

  • приобщение семьи к реабилитационному и интегративному процессу;

  • общефизическое оздоровление инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц, не имеющих патологий в развитии;

  • привлечение здоровых сверстников к совместной деятельности;

  • вовлечение профессионалов в работу по интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Туристско-реабилитационный лагерь, которым руководит Миндель Александр Яковлевич, располагается в экологически чистом районе на озере Селигер (Тверская область). Работа лагеря осуществляется в одну смену — июль. Участники проживают в палаточном городке, и их количество не превышает 100–150 человек. Необходимый штат сотрудников 15 человек: начальник лагеря 1, заместитель начальника лагеря 3, психолог 1, врач 1, социальный работник 2, инструктор по туризму 6, завхоз (водитель) 1. В лагере постоянно находится дежурный автомобиль, в случае необходимости используемый в качестве санитарного транспорта, а также для доставки крупногабаритного туристического снаряжения. Для обеспечения занятий и организации досуга участников туристско-реабилитационного лагеря требуется наличие канцелярских принадлежностей, игрушек, настольных игр, спортинвентаря, аудиоаппаратуры.

Требования, предъявляемые к участникам программы количество инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не должно превышать 30–40 % от общего числа участников. Необходимым условием их пребывания в лагере также является наличие способностей к самообслуживанию в условиях жизни туристического лагеря и первичное знакомство с основами безопасности жизнедеятельности (обращение с огнем, правила поведения на открытых водоемах, нахождения в лесу и т. д.) Одним из важнейших принципов жизни в лагере является специальная организация пространства, времени и среды общения. При этом следует учитывать, что для части инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и организация их познавательной деятельности возможна только при участии взрослых. Долговременной целью пребывания участников туристско-реабилитационного лагеря является постепенное расширение исследуемого и осваиваемого ими пространства: освоение территории лагеря, близлежащих окрестностей (лес, озеро); участие в походах различной удаленности от лагеря [2, с. 39].

В своей работе специалисты сознательно отказались от жесткого расписания жизни лагеря по времени и видам деятельности с целью выработки у участников навыков самостоятельного принятия решений в условиях повышенной свободы выбора и большинство решений принимают путем коллегиального обсуждения с привлечением к этому всех участников процесса. Исключение составляют экстремальные ситуации, в которых специалисты берут на себя всю полноту ответственности за принятие решений. На весь срок работы в лагере составляется рабочий план, который включает в себя время на реабилитацию и адаптацию к условиям жизни туристического лагеря, установление партнерских взаимоотношений, подготовку к участию в походах и занятия. Одним из важнейших компонентов интегративного процесса является участие инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц, не имеющих патологий в развитии, в походах различной степени сложности в целях ознакомления с природой и окружающим миром, дальнейшего развития навыков самообслуживания и общения, общефизического укрепления здоровья и активизации познавательной деятельности.

Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья участвуют в походах различной степени сложности как вместе с родителями, так и самостоятельно. В силу повышенной физической и эмоциональной нагрузки в походных условиях у участников происходит активизация всех систем жизнедеятельности, а необходимость постоянного коллективного взаимодействия требует дальнейшего совершенствования навыков общения. При этом родители получают возможность ознакомления с новыми адаптационными способностями своих детей и приобретают полезные навыки их воспитания. Для подавляющего большинства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лиц, не имеющих патологий в развитии, участие в программе деятельности туристско-реабилитационного лагеря является уникальным опытом самостоятельного проживания в незнакомых условиях, поэтому адаптация к широкому спектру ситуаций, происходящих в жизни туристско-реабилитационного лагеря, содействует максимальному расширению их круга общения и представления об окружающем мире.

Таким образом, туризм для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нужен Российской Федерации и всему миру в частности, как социальное явление, как форма реабилитации и их последующей интеграции в современное общество.


Литература:

  1. Миндель А. Я. Воспитание и развитие личности подростка. — М., 2007. — 220 с.

  2. Миндель А. Я., Степанова О. А. Разные возможности — равные права — общее жизненное пространство. — М: ТЦ Сфера, 2009. — 144 с.

  3. Смирнов И. П. Теория профессионального образования. — М., 2006. — 320 с.

  4. Стрельцов Ю. А. Общение в сфере свободного времени. — М., 2004. — 165 с.

  5. Трегубов Б. А. Свободное время молодежи: сущность, управление. — СПб., 2005. — 126 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, лицо, туристско-реабилитационный лагерь, современное общество, туристско-краеведческая деятельность, инвалид, познавательная деятельность, рекреационный туризм, Российская Федерация, социальная модель.


Похожие статьи

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Игротерапия как средство развития и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Каждый ребенок уникален, и это, безусловно. Однако есть дети, которых называют «особенными» не для того...

Нравственное воспитание молодежи в контексте помощи людям с ограниченными возможностями здоровья

На примере инвалидов по зрению обсуждаются вопросы, связанные с социальной интеграцией и адаптацией людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируется возможность привлечения к решению этой проблемы молодежи. Показано, что участие молодежи в...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Существующие проблемы доступной среды маломобильных групп населения в г.Рязань и мероприятия, направленные на их устранение

По оценкам Всемирной организации здравоохранения на 2013 г, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует почти 15 % населения мира. От 110 миллионов (2,2 %) до 190 миллионов (3,8 %) людей 15 лет и старше испытывают з...

Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опыт Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства

Похожие статьи

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Игротерапия как средство развития и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном образовании. Каждый ребенок уникален, и это, безусловно. Однако есть дети, которых называют «особенными» не для того...

Нравственное воспитание молодежи в контексте помощи людям с ограниченными возможностями здоровья

На примере инвалидов по зрению обсуждаются вопросы, связанные с социальной интеграцией и адаптацией людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируется возможность привлечения к решению этой проблемы молодежи. Показано, что участие молодежи в...

Детский сад как условие социально-образовательной интеграции детей с ОВЗ в жизнь и общество

Статья знакомит с современным состоянием инклюзивного образования и процессом обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Сообщается, что работа детского сада «Чайка» в сфере инклюзивного образования направлена на обеспе...

Существующие проблемы доступной среды маломобильных групп населения в г.Рязань и мероприятия, направленные на их устранение

По оценкам Всемирной организации здравоохранения на 2013 г, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует почти 15 % населения мира. От 110 миллионов (2,2 %) до 190 миллионов (3,8 %) людей 15 лет и старше испытывают з...

Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опыт Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства

Задать вопрос