Игротерапия как средство развития и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (412) апрель 2022 г.

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Сидорова, Л. П. Игротерапия как средство развития и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Л. П. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 320-321. — URL: https://moluch.ru/archive/412/90733/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики РФ является развитие социальной сферы. Особого внимания заслуживает аспект социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее — ТМНР). Стоит отметить, что в российской научной практике до сих пор не существует единого определения ТМНР и подходы к пониманию его сущности разнятся в трудах отечественных исследователей и различных нормативных документах.

В общем понимании современный ребенок с ТМНР — это «ребенок с тяжелой формой церебрального паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями» [3, с. 5]. Другими словами, ТМНР представляет собой комплекс различного рода нарушений, мешающих нормальному и полноценному развитию детей. В связи с чем возникает проблема многочисленных барьеров включения ребенка в жизнь общества и значительно затрудняет образовательный процесс и воспитание.

Поскольку особенностями ребенка с ТМНР являются кратковременный и неустойчивый интерес к любой деятельности, нарушения в базовых психических функциях: внимания, памяти, восприятия, мышления, то дальнейшее развитие такой группы детей требует разработки специальной программы, в результате которой они научатся быть самостоятельными, решать повседневные задачи, а также адаптироваться к социальной жизни полноценным членом общества.

Однако не все методики могут эффективно помочь в работе с детьми, имеющими ТМНР, в силу их особенностей развития. Так, одним из самых значимых способов всестороннего развития и раскрытия потенциала каждого ребенка на сегодняшний день, наравне со сказкотерапией и музыкотерапией, является игротерапия. В данном случае игровые методы выполняют три основные функции:

– диагностическую;

– терапевтическую;

– обучающую [1, с. 181]

Столь важное место игровой терапии в лечении и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с ТМНР обусловлено тем фактом, что игра — это наиболее свойственный способ общения таких детей с окружающими, посредством которого они могут выразить свои эмоции и проявить минимальную творческую активность. Рациональность же использования данного метода заключается в следующем:

– игровая терапия выступает связующим звеном в установлении личностных связей между ребенком и взрослыми — психологом, педагогом, родителем или опекуном, давая возможность получить бесценный опыт в общении и развитии коммуникативных навыков;

– игра для детей остается наиболее освоенным и органичным видом деятельности;

– в технологии игротерапии представлено единство психологической природы игры и общения;

– играя, ребенок может свободно выражаться, освобождаясь от напряжения и фрустрации повседневной жизни [4].

В целом игра имеет широкий спектр применения и позволяет использовать ее как в групповой, так и в индивидуальной терапии. При этом в игровой терапии применяется три вида игр: настольно-печатные, игры с предметами и словесные.

В данной статье мы рассмотрим игротерапию как средство коммуникативного развития ребенка, как метод нравственного воспитания, как способ формирования санитарно-бытовых навыков и возможность познания себя и окружающего мира.

Игротерапия как средство коммуникативного развития . Независимо от тяжести нарушений ребенок должен уметь взаимодействовать не только с окружающим миром, но и со своими сверстниками и взрослыми. В данном случае посредством игры дети с ТМНР получают огромный опыт в общении и багаж коммуникативных навыков. Например, способность понимать и быть понятым, умение договариваться и достигать своей цели. Игровые методы направлены на получение ответной реакции на поведение ребенка со стороны других детей, если проводятся занятия в группе, или взрослых. Также они помогают запускать у ребенка с ТМНР механизмы подражания и самоидентичности.

Среди наиболее популярных технологий коммуникации можно выделить игру в куклы и игру с песком [2, с. 52]. Куклотерапия позволяет ребенку примерить на себя множество ролей и проиграть различные жизненные ситуации, выразить свои чувства и эмоции как позитивные, так и негативные.

Игра в песочнице как форма игровой терапии способствует освоению свойств окружающих предметов, развитию мелкой моторики и тактильно кинетической чувствительности. Обычно пескотерапия применяется на обучающих занятиях в группе, поскольку совместная деятельность детей, как было отмечено выше, способствует их самостоятельному решению возникающих конфликтов, преодолению различных трудностей. Ребенок учится выстраивать взаимоотношения со своими сверстниками и понимать других.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является прямым постулатом их социализации и интеграции в общество.

Игротерапия как способ формирования санитарно-бытовых навыков . Особый смысл в работе с детьми, имеющими ТМНР, приобретает формирование санитарно-бытовых навыков, так как овладение даже простейшими из них существенно снижает зависимость ребенка от окружающих, что непременно является положительным моментом в дальнейшей его взрослой жизни. Кроме того, бытовые знания и опыт способствуют развитию у детей уверенности в себе, смелости и настойчивости. Как известно, ребенку с подобным комплексом нарушений требуется достаточно много усилий, чтобы научиться держать вилку и ложку, пить из чашки, одеваться. Помочь в достижении таких навыков у детей с ТМНР может, в том числе и игротерапия. Посредством сюжетных игр, таких как «Умываем куклу», «Готовим завтрак для игрушки», «Соберем мишку на прогулку» и пр., ребенок учится направлять эти действия на себя. При этом, стоит отметить, что в процессе игровой терапии формируются знания об окружающем мире, то есть малыши изучают предметы быта, свой организм, а также развиваются умственные способности — сравнивать, классифицировать, делать умозаключения, высказывать свои суждения.

Важно отметить, что в игротерапии как способ формирования санитарно-бытовых навыков выделяется несколько направлений:

– навык приема пищи;

– гигиенические навыки;

– навык опрятности;

– навык одевания и раздевания;

– навык адекватного поведения.

Такой подход способен всесторонне развить и воспитать ребенка с ТМНР, научить его самостоятельности и помочь в социализации.

Игротерапия как метод нравственного воспитания . В процессе игровой деятельности дети с нарушениями развития обычно проявляют те качества, которыми в реальности обладают в малой степени, поэтому примеряя на себе те или иные роли они укрепляют и стимулируют сущностные черты своего характера. Так, творческий процесс может помочь сформировать у ребенка с ТМНР нравственные чувства: совесть, ответственность, терпение, милосердие, различение добра и зла и многое другое посредством вспомогательных материалов: картинок, мультфильмов, игрушек и пр.

В заключении хотелось бы отметить, что использование игротерапии является наиболее эффективным, простым, а главное — доступным, средством развития и воспитания детей с ТМНР. Так, творческий процесс не только формирует и развивает память, мышление и внимание, но и способствует социальной адаптации и интеграции такого ребенка к окружающей действительности, учит его быть самостоятельным и независимым.

Литература:

  1. Мандель Б. Р. Общая психокоррекция: учебное пособие / Б. Р. Мандель. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2022. — 349 с.
  2. Панышева Ю. С., Корякина О. А. Игротерапия как средство формирования коммуникативных компетенций детей с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы педагогики. — 2019. — № 1 (40). — с. 51–53.
  3. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / [О. С. Бояршинова, А. М. Пайкова и др.]; по ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой. — М.: Теревинф, 2018. — 114 с.
  4. Игровая терапия для воспитанников дома ребенка с ДЦП [Электронный ресурс]: Образовательная социальная сеть: https://nsportal.ru (дата обращения: 27.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игровая терапия, навык, игра, окружающий мир, способ формирования, множественное нарушение развития, нравственное воспитание, социальная адаптация, творческий процесс.


Похожие статьи

Использование и подбор средств альтернативной коммуникации на примере ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационных технологий в работе с детьми с ментальными нарушениями

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Лэпбук как средство обучения математическим навыкам детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой психоречевого развития

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Использование и подбор средств альтернативной коммуникации на примере ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационных технологий в работе с детьми с ментальными нарушениями

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Лэпбук как средство обучения математическим навыкам детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методы и приёмы работы с детьми с задержкой психоречевого развития

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Задачи социального развития детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях инклюзии

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос