В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.
Ключевые слова: дидактические игры, дети с ТМНР, коррекционно-развивающая работа, тяжелые и множественные нарушения развития.
Главной целью воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР) является социализация детей. Приучение их к самостоятельной жизни. Данная категория детей имеет неоднородный состав, и могут включать в себя как лиц с тяжелой, так и с глубокой умственной отсталостью. Помимо интеллектуальных нарушений у детей с ТМНР отмечаются нарушения сенсорных сфер, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения, а также нарушения высших психических функций. У детей с ТМНР отмечаются бедные представления об окружающем мире, несформированность сенсорного опыта, не развиты средства коммуникации, зачастую отсутствует речь или находиться в стадии формирования.
Вследствие интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети с ТМНР не могут самостоятельно по подражанию овладеть предметно-практическими навыками, не формируются целенаправленные действия с предметами. Основной задачей педагога в работе с детьми с ТМНР является подбор методов работы, которые помимо обучения корректировали его психофизические особенности развития.
Так как игра — основной вид деятельности у детей с ТМНР, то дидактические игры будут наиболее результативными методами работы с детьми. Дидактические игры как средство воспитания способствуют познавательной активности, корректирует психические функции, благоприятно влияет на эмоционально- волевую сферу детей.
Организуя игру педагогу необходимо создать условия, в которых ребёнок максимально действует самостоятельно в конкретной игровой ситуации или с определенными предметами. Так как дети с ТМНР испытывают трудности при усвоении учебного материала, то им требуются многократные повторения. Дидактическая игра обеспечивает необходимое количество повторений, чем помогает детям с ТМНР понять и усвоить изучаемый материал, действие, навык.
В процессе дидактической игры педагог создает благоприятный эмоциональный настрой, мотивируя детей к занятиям, повышая их самостоятельность. К основным функциям дидактической игры можно отнести:
— формирование мотивации к обучению, снятия напряжения;
— коррекция и развитие психических функций;
— формирование общих учебных умений, навыков самостоятельной работы;
— формирование самоконтроля и самооценки;
— формирование адекватных взаимоотношений с окружающими и освоение социальных ролей.
При организации дидактической игры педагогу необходимо учитывать следующие условия:
— наличие знаний и умений у педагога;
— эмоциональность и выразительность проведения игр;
— включенность педагога в игру, так как он является участником игры, при этом руководит игрой и направляет ее не заметно для детей в нужном направлении;
— сочетание занимательности и обучения, так как педагог в ходе игры проводит обучение и развитие детей;
— доброжелательность, уважение и доверие между педагогом и детьми;
— использование простой, понятной и доступной наглядности.
При организации дидактической игры необходимо тщательно подбирать дидактический материал и пособия, спланировать временные параметры игры, предусмотреть непредвиденных ситуаций. Которые могут возникнуть в ходе игры. Дидактическая игра может быть использована на любом этапе занятия. В начале занятия цель игры будет направленна на организацию, мотивацию и стимулирование активности детей. В середине занятия игра способствует усвоению темы или навыка, а в конце — игра может служить закреплением материала или носить поисковый характер. В процессе игры дети не заметно для себя выполняют различные упражнения.
Приведем примеры дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности детей с ТМНР.
Это игры, имеющие коррекционную направленность: «Найди различия», «Сходные предметы», «Что изменилось», «Составление разрезной картинки», «На ощупь» и т. д. Для постановки учебного задания можно использовать разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть куклы, игрушки би-ба-бо, пальчиковый и настольный театр, герои сказок и др. Помимо игрушек в играх с предметами в качестве дидактического материала можно использовать реальные предметы, объекты природы. Многие проблемы можно решить, подружив ребёнка с образом. Мир однообразных заданий оживает перед ребёнком, в игре раскрывается смысл числа и счёта ещё до полного его осознания.
Также активизации познавательной деятельности способствуют такие приемы как загадки, произведения детской художественной литературы и фольклора, сюрпризные моменты, соревнования и др. Введение такого материала оживляет занятия, делая их занимательными, а дети, участвуя в игре, незаметно включаются в воспитательный процесс и получают новые знания, умения и навыки.
Дидактическая игра не должна превращаться в самоцель, а должна служить средством развития интереса у детей к занятиям, поэтому при ее организации необходимо соблюдать следующие требования:
— правила игры должны быть простыми и четко сформулированы, а материал должен быть доступным для всех детей;
— дидактический материал должен быть прост в использовании;
— в процессе игры должны быть задействованы все дети;
— по окончании игры необходимо подводить итоги, которые должны быть простыми и четкими.
Выделяют несколько видов дидактических игр:
— сюжетно-ролевые игры подразумевают выполнение детьми определенных ролей, например роли врача и пациента в игре «Больница».
— игры-инсценировки уточняют представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
— настольно-печатные игры включают в себя парные картинки, лото, домино, мозаики и др. данный вид игр основан на принципе наглядности.
— словесные игры заключаются в том, что решение обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.
Организация дидактической игры включает следующие этапы:
- Ознакомление детей с содержанием игры
- Объяснение хода и правил игры
- Демонстрация игровых действий
- Определение роли педагога в игре
- Подведение итогов игры
Игровая деятельность способствует развитию внимания, памяти, познавательной деятельности, моторно-двигательной и эмоционально-волевой сфер, корригирует поведение. Дидактические игры учат детей самостоятельности, повышают интерес к занятиям.
Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством коррекции и развития высших психических функций у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Дидактические игры направленны на то, чтобы сделать процесс коррекционно-развивающих занятий более эмоциональным, действенным и позволить ребенку получить собственный опыт.
Литература:
1. Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду, ПКИПКРО, 2010
2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
3. А. Р. Маллер Помощь детям с недостатками развития, изд. «Аркти»,М., 2003
4. Перова М. Н. Дидакт. игры и упр-я по матем. для работы с детьми дошк. и мл. шк-го возр-та: Пособ. д. учит. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.