Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опыт Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.08.2019

Статья просмотрена: 3129 раз

Библиографическое описание:

Ким, И. А. Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опыт Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства / И. А. Ким. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4390/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одной из стержневых проблем, решение которой создает необходимые стартовые условия для формирования дальнейшей достойной жизни молодого трудоспособного инвалида, является обеспечение профессиональной деятельностью, адекватной потребностям и возможностям индивида, способствующей его социальной, физической и нравственной реабилитации, восстановлению его социальных связей, повышению качества жизни.

Именно поэтому актуальной задачей общества является развитие возможностей для социализации инвалидов. Стоит учитывать, что социализация инвалидов, особенно детей-инвалидов, представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

Другой проблемой социализации молодежи, имеющей ограниченные возможности здоровья, является проблема установления межличностных отношений или контактов. Во время учебы в колледже общение межличностного характера возможно не только в процессе аудиторного изучения какой-то учебной дисциплины, но и на неформальном уровне, вне занятий.

Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства одной из своих задач также видит проведение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе социализации, обеспечение комфортного состояния их родителей, формирование у населения адекватного отношения к детям-инвалидам и интеграции этих детей в современное общество. Возможность учиться и трудиться создает условия для самовыражения и самореализации инвалидов, а также способствует решению наиболее важных жизненных задач: социальной и профессиональной реабилитации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни семьи индивида. Активная деятельность помогает молодым инвалидам стать полноценными членами общества.

Важным шагом в решении вышеупомянутых проблем было создание в Российской Федерации системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», что позволило обеспечить формирование эффективной профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью к получению профессионального образования, участвовать и содействовать в процессе их трудоустройства и социокультурной инклюзии в обществе.

Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

Движение «Абилимпикс» эффективно меняет отношение общества к трудоустройству людей с инвалидностью, мотивирует государство создавать все необходимые условия для получения доступного образования любого уровня, а также мотивирует самих инвалидов к получению специальности и хорошей работы.

На наш взгляд, профессия «Портной» является именно таким направлением подготовки. Многолетний опыт работы показывает, что мы помогли очень многим детям-инвалидам найти свое место в жизни, что является долговременным и профессионально выверенным процессом, поскольку социализация и адаптация у молодых людей с ограниченными возможностями протекает, как известно, медленнее и сложнее. Одну из главных ролей в формировании личности играет осуществление трудовой деятельности. Это обусловлено как творческим характером труда, так и способностью его субъектов участвовать в формировании новой социальной реальности.

Студенты Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства успешно принимают участие в движении с 2016 года. Именно тогда наша студентка, заняла 7 место из 26 участников во II Национальном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» (г. Москва) в компетенции «Портной». Помимо студентов в чемпионате участвовали и специалисты, люди со стажем работы.

С 2017 года в Красноярском крае проводятся Региональные чемпионаты профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», студенты колледжа ежегодно занимают призовые места (2017 год, региональный чемпионат — 1 место; Национальный чемпионат — 6 место из 34 участников, 2018 год, региональный чемпионат, 2 место).

С 2019 года Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства стал центром компетенций III регионального отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» по новой компетенции «Швея». В 2018 г. на Национальном чемпионате в г. Москва данная компетенция была представлена как презентационная, а в 2019 году — была в основном конкурсе. И вновь студентка колледжа заняла на региональном чемпионате 1 место, теперь уже в компетенции «Швея», и будет представлять Красноярский край на V Национальном чемпионате в г. Москва в ноябре 2019 года.

И по компетенции «Портной», и по компетенции «Швея» нами ежегодно разрабатываются конкурсные задания и организуется площадка для проведения регионального отборочного этапа чемпионата.

После непосредственной работы на конкурсной площадке «Абилимпикса» в качестве заместителя главного эксперта, а затем и главного эксперта, мы можем утверждать, что подготовка и участие в чемпионате являются действенным инструментом социализации.

В процессе подготовки студентов к конкурсному заданию мы мотивировали, вовлекали их в профессиональную деятельность. Сложность заданий оставалась неизменной для людей с инвалидностью. Адаптация заданий заключалась в увеличении времени выполнения заданий.

В ходе подготовки мы занимались оттачиванием навыков в необходимой компетенции: за отведенное время сшить платье в соответствии с эскизом, описанием внешнего вида и предложенной технологической последовательностью изготовления.

Процесс подготовки проходил в несколько этапов:

  1. Ознакомление с конкурсным заданием, что включало в себя следующие пункты: описание внешнего вида модели и эскиза модели, спецификацию деталей кроя, критерии оценки, предоставляемое на площадке оборудование.
  2. Разработка технологической последовательности обработки конкурсного изделия.
  3. Выбор методов обработки.
  4. Хронометраж.

Технологическая последовательность обработки изделия составлялась для изделия с учетом обработки узлов по технологически неделимым операциям. Например, обработку деталей и сборку изделия, окончательную отделку.

В процессе сборки изделия все операции и виды работ (ручные, машинные, утюжильные) группировались, за счет этого происходила экономия времени. Например: в процессе пошива изделия сначала выполнялись ручные работы, затем машинные работы данных операции (стачивались вытачки, застрачивались складки, стачивались боковые и плечевые швы и т. д.), а затем выполнялись утюжильные работы (заутюживались вытачки, боковые и плечевые швы и т. д.).

Такое объединение операций и видов работ позволило сократить время на переходы от одного рабочего места к другому. Определяя структуру затрат времени на обработку узлов, на выполнение определенного вида работ, на работу использованного оборудования, мы на пошив платья затратили 3,5 часа, 0,5 часа осталось на проверку качества и представление изделия на манекене.

Самое главное, готовясь и участвуя в конкурсе, студенты научились работать в команде, преодолевать трудности в общении, четко формулировать и выполнять поставленные перед собой задачи. Таким образом, в ходе подготовки мы способствовали социальной и профессиональной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Показательным является тот факт, что участница чемпионата 2016 года после окончания колледжа работает по профессии портной-закройщик в сети ателье Юлии Волковой «Мой портной».

За период участия в чемпионате «Абилимпикс» мы определили для себя профессиональную социализацию, как двусторонний процесс, включающий:

− вхождение молодого специалиста в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества;

− активную реализацию им профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования

На наш взгляд, создание и развитие комплекса последовательных действий позволило не только восстановить ряд нарушенных физиологических или психических функций организма студентов, но и усилить, воссоздать и сформировать заново способность наших обучающихся к полноценной жизни в обществе, воспитать устойчивое отношение к труду, обучению, семье, обществу.

На основе опыта участия в чемпионате «Абилимпикс» мы можем констатировать, что это стало одним из действенных способов социализации студентов. Участие в «Абилимпиксе» может обеспечить более высокий уровень профессиональной социализации своих выпускников посредством тесной связи с региональными работодателями и мониторинга их потребностей в профессиональной подготовке специалистов.

Наши выпускницы-участницы «Абилимпикса» успешно работают по выбранной профессии, что является наглядным примером актуальности и необходимости работы в данном направлении.

Литература:

  1. Абилимпикс — международная олимпиада по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью [Электронный ресурс]: — Электрон. Текст. дан. — Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/koiro/CROS/fros/KRPO/SiteAssets/SitePages/Конференция-2016/WSR_Abilympix_next_03sm.pdf
  2. Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» на 2017–2020 годы [Электронный ресурс]: — Электрон. Текст. Дан. — Режим доступа: https://бпоото.рф/document/Абилимпикс/Kontseptsia_Abilimpix.pdf
  3. Официальный сайт Национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс» [Электронный ресурс]: — Электрон. Текст. дан. — Режим доступа: http://abilympicspro.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Национальный чемпионат, профессиональное мастерство, ограниченная возможность здоровья, вид работ, Красноярский колледж сферы услуг, москва, региональный чемпионат, главный эксперт, конкурсное задание, Красноярский край.

Похожие статьи

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей»

Метод проектов как средство социализации и самореализации. Паспорт проекта «Каникулы без границ»

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Ювенальная юстиция как способ международно-правовой охраны и защиты прав детей (сравнительный анализ России и Франции)

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Похожие статьи

Дидактические игры из нестандартного материала как средство индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Инновационный образовательный проект «Экологический туризм с использованием скандинавской ходьбы как способ формирования социокультурных ценностей воспитанников и их семей»

Метод проектов как средство социализации и самореализации. Паспорт проекта «Каникулы без границ»

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Ювенальная юстиция как способ международно-правовой охраны и защиты прав детей (сравнительный анализ России и Франции)

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Задать вопрос