Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опыт Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства
Автор: Ким Ирина Анатольевна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 21.08.2019
Статья просмотрена: 3129 раз
Библиографическое описание:
Ким, И. А. Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опыт Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства / И. А. Ким. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4390/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одной из стержневых проблем, решение которой создает необходимые стартовые условия для формирования дальнейшей достойной жизни молодого трудоспособного инвалида, является обеспечение профессиональной деятельностью, адекватной потребностям и возможностям индивида, способствующей его социальной, физической и нравственной реабилитации, восстановлению его социальных связей, повышению качества жизни.
Именно поэтому актуальной задачей общества является развитие возможностей для социализации инвалидов. Стоит учитывать, что социализация инвалидов, особенно детей-инвалидов, представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.
Другой проблемой социализации молодежи, имеющей ограниченные возможности здоровья, является проблема установления межличностных отношений или контактов. Во время учебы в колледже общение межличностного характера возможно не только в процессе аудиторного изучения какой-то учебной дисциплины, но и на неформальном уровне, вне занятий.
Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства одной из своих задач также видит проведение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе социализации, обеспечение комфортного состояния их родителей, формирование у населения адекватного отношения к детям-инвалидам и интеграции этих детей в современное общество. Возможность учиться и трудиться создает условия для самовыражения и самореализации инвалидов, а также способствует решению наиболее важных жизненных задач: социальной и профессиональной реабилитации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни семьи индивида. Активная деятельность помогает молодым инвалидам стать полноценными членами общества.
Важным шагом в решении вышеупомянутых проблем было создание в Российской Федерации системы конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», что позволило обеспечить формирование эффективной профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью к получению профессионального образования, участвовать и содействовать в процессе их трудоустройства и социокультурной инклюзии в обществе.
Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления обучающихся, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.
Движение «Абилимпикс» эффективно меняет отношение общества к трудоустройству людей с инвалидностью, мотивирует государство создавать все необходимые условия для получения доступного образования любого уровня, а также мотивирует самих инвалидов к получению специальности и хорошей работы.
На наш взгляд, профессия «Портной» является именно таким направлением подготовки. Многолетний опыт работы показывает, что мы помогли очень многим детям-инвалидам найти свое место в жизни, что является долговременным и профессионально выверенным процессом, поскольку социализация и адаптация у молодых людей с ограниченными возможностями протекает, как известно, медленнее и сложнее. Одну из главных ролей в формировании личности играет осуществление трудовой деятельности. Это обусловлено как творческим характером труда, так и способностью его субъектов участвовать в формировании новой социальной реальности.
Студенты Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства успешно принимают участие в движении с 2016 года. Именно тогда наша студентка, заняла 7 место из 26 участников во II Национальном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» (г. Москва) в компетенции «Портной». Помимо студентов в чемпионате участвовали и специалисты, люди со стажем работы.
С 2017 года в Красноярском крае проводятся Региональные чемпионаты профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», студенты колледжа ежегодно занимают призовые места (2017 год, региональный чемпионат — 1 место; Национальный чемпионат — 6 место из 34 участников, 2018 год, региональный чемпионат, 2 место).
С 2019 года Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства стал центром компетенций III регионального отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс» по новой компетенции «Швея». В 2018 г. на Национальном чемпионате в г. Москва данная компетенция была представлена как презентационная, а в 2019 году — была в основном конкурсе. И вновь студентка колледжа заняла на региональном чемпионате 1 место, теперь уже в компетенции «Швея», и будет представлять Красноярский край на V Национальном чемпионате в г. Москва в ноябре 2019 года.
И по компетенции «Портной», и по компетенции «Швея» нами ежегодно разрабатываются конкурсные задания и организуется площадка для проведения регионального отборочного этапа чемпионата.
После непосредственной работы на конкурсной площадке «Абилимпикса» в качестве заместителя главного эксперта, а затем и главного эксперта, мы можем утверждать, что подготовка и участие в чемпионате являются действенным инструментом социализации.
В процессе подготовки студентов к конкурсному заданию мы мотивировали, вовлекали их в профессиональную деятельность. Сложность заданий оставалась неизменной для людей с инвалидностью. Адаптация заданий заключалась в увеличении времени выполнения заданий.
В ходе подготовки мы занимались оттачиванием навыков в необходимой компетенции: за отведенное время сшить платье в соответствии с эскизом, описанием внешнего вида и предложенной технологической последовательностью изготовления.
Процесс подготовки проходил в несколько этапов:
- Ознакомление с конкурсным заданием, что включало в себя следующие пункты: описание внешнего вида модели и эскиза модели, спецификацию деталей кроя, критерии оценки, предоставляемое на площадке оборудование.
- Разработка технологической последовательности обработки конкурсного изделия.
- Выбор методов обработки.
- Хронометраж.
Технологическая последовательность обработки изделия составлялась для изделия с учетом обработки узлов по технологически неделимым операциям. Например, обработку деталей и сборку изделия, окончательную отделку.
В процессе сборки изделия все операции и виды работ (ручные, машинные, утюжильные) группировались, за счет этого происходила экономия времени. Например: в процессе пошива изделия сначала выполнялись ручные работы, затем машинные работы данных операции (стачивались вытачки, застрачивались складки, стачивались боковые и плечевые швы и т. д.), а затем выполнялись утюжильные работы (заутюживались вытачки, боковые и плечевые швы и т. д.).
Такое объединение операций и видов работ позволило сократить время на переходы от одного рабочего места к другому. Определяя структуру затрат времени на обработку узлов, на выполнение определенного вида работ, на работу использованного оборудования, мы на пошив платья затратили 3,5 часа, 0,5 часа осталось на проверку качества и представление изделия на манекене.
Самое главное, готовясь и участвуя в конкурсе, студенты научились работать в команде, преодолевать трудности в общении, четко формулировать и выполнять поставленные перед собой задачи. Таким образом, в ходе подготовки мы способствовали социальной и профессиональной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. Показательным является тот факт, что участница чемпионата 2016 года после окончания колледжа работает по профессии портной-закройщик в сети ателье Юлии Волковой «Мой портной».
За период участия в чемпионате «Абилимпикс» мы определили для себя профессиональную социализацию, как двусторонний процесс, включающий:
− вхождение молодого специалиста в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества;
− активную реализацию им профессионального поведения, непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования
На наш взгляд, создание и развитие комплекса последовательных действий позволило не только восстановить ряд нарушенных физиологических или психических функций организма студентов, но и усилить, воссоздать и сформировать заново способность наших обучающихся к полноценной жизни в обществе, воспитать устойчивое отношение к труду, обучению, семье, обществу.
На основе опыта участия в чемпионате «Абилимпикс» мы можем констатировать, что это стало одним из действенных способов социализации студентов. Участие в «Абилимпиксе» может обеспечить более высокий уровень профессиональной социализации своих выпускников посредством тесной связи с региональными работодателями и мониторинга их потребностей в профессиональной подготовке специалистов.
Наши выпускницы-участницы «Абилимпикса» успешно работают по выбранной профессии, что является наглядным примером актуальности и необходимости работы в данном направлении.
Литература:
- Абилимпикс — международная олимпиада по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью [Электронный ресурс]: — Электрон. Текст. дан. — Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/koiro/CROS/fros/KRPO/SiteAssets/SitePages/Конференция-2016/WSR_Abilympix_next_03sm.pdf
- Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» на 2017–2020 годы [Электронный ресурс]: — Электрон. Текст. Дан. — Режим доступа: https://бпоото.рф/document/Абилимпикс/Kontseptsia_Abilimpix.pdf
- Официальный сайт Национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс» [Электронный ресурс]: — Электрон. Текст. дан. — Режим доступа: http://abilympicspro.ru