Коррупция в настоящее время является одной из наиболее серьезных угроз для России, ее безопасности и эффективности государственной власти, на что неоднократно указывало высшее руководство страны. Особую опасность коррупция представляет для правоохранительных органов, в том числе и для Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России). Факты коррупции оказывают отрицательное влияние на качество деятельности уголовно-исполнительной системы, способствуя росту пенитенциарной преступности, подвергая опасности жизнь и здоровье сотрудников и осужденных, подрывая репутацию уголовно-исполнительной системы и снижая эффективность ее деятельности.
Изучению вопросов, связанных с социально-психологическими особенностями коррупционных проявлений, в отечественной психологии посвящено достаточно большое количество исследований. В 1990-е годы под руководством Антоняна Ю. М. было проведено исследование по изучению психологических особенностей личности и поведения коррупционеров. Основное внимание при этом обращалось на мотивацию коррупционного поведения. Ученые установили, что, как и в других случаях, оно полимотивировано, т. е. порождено несколькими ведущими мотивами, точнее — двумя. Один из них — видимый, внешний — это корысть, стремление обеспечить себя материальными благами. В ряде случаев незаконное получение материальных благ становится самоцелью без ясного представления о том, для чего подобные средства нужны.
Другой, глубинный, смысловой мотив коррупции заключается в реализации игровых мотивов. По мнению. Антоняна Ю.М, многие коррупционеры являются игроками, влечение которых никак не осознается и функционирует в бессознательной сфере психики. Участие в игре приносит им огромное психологическое удовлетворение, но не осознается ими в качестве такового. Их деятельность представляет собой захватывающую игру в сложных, эмоционально насыщенных ситуациях, коррупционеры играют с судьбой, законом, опасностью, с другими людьми.
В исследовании, проведенном Институтом социологии Российской академии наук в 2007 г. показано, что большинство граждан связывают причины коррупции с такими негативными личностными качествами, как жадность и аморальность (70,1 %). Деформация личностной направленности здесь проявляется в том, что корыстно-потребительская личностная установка реализуется посредством присвоения социальных благ произведенных обществом, т. е. установка паразитарная.
Особый интерес для нас представляет исследование Тереховой Т.А по вопросу о влиянии личностных особенностей на склонность к коррупционной деятельности. В результате проведенного эмпирического анализа было установлено, что испытуемые, относящиеся к группе коррупционеров, характеризуются высоким уровнем коммуникативных и организаторских умений, готовности к риску. У данной категории лиц сформировано негативное отношение к закону и жажда наживы, пренебрежение к моральным и нравственным нормам, сознательное культивирование безнравственных коллизий и игнорирование таких негативных последствий, как дискредитация деятельности государственного аппарата, разложение подчиненных, подрыв принципа социальной справедливости. [1. с. 124]
По мнению доктора психологии Тюрина П., психология микросреды, ее традиции развивают определенные качества характера, способствующие коррупционному поведению: алчность, жадность, зависть, эгоцентризм. Под влиянием «благоприятных» условий происходит трансформация личности: «законопослушный и порядочный гражданин, попав в эту сеть, быстро превращается в циничного, расчетливого стяжателя [2. с.76].
С целью определения детерминант коррупционного поведения нами было проведено анкетирование сотрудников уголовно-исполнительной системы, находящихся на должностях младшего и среднего начальствующего состава. В исследовании приняли участие сотрудники в количестве 96 человек, общий стаж службы в уголовно-исполнительной системе которых составил до 10 лет — 79 %; от 10 до 20 лет — 21 %.
Респондентам предлагалось ответить на вопросы, направленные на изучение представлений о социально-психологическом явлении «коррупция» и определение факторов, влияющих на его существование в современном обществе. Обработка результатов осуществлялась методом контент-анализа, при котором определялись наиболее часто встречающиеся ответы.
Первоначально для нас было значимо определить, как понимают респонденты понятие «коррупция». На вопрос «Какое из перечисленных явлений наиболее точно характеризует понятие «коррупция», ответы респондентов распределились следующим образом. Коррупция это взяточничество (87,5 %), злоупотребление государственным имуществом (30,2 %), вымогательство (21,8 %), получение незаконного пособия (14,5 %). В основе коррупционных проявлений сотрудников ФСИН России лежат такие социальные явления, как непрозрачность работы чиновников (58,3 %), экономические факторы (55,2 %), правовой нигилизм (37,5 %), неразвитость институтов общественного контроля и контроля со стороны руководства (29,1 %) и слабый внутренний контроль (26,4 %).
Анализ полученных ответов показал, что в большей степени причиной коррупционной деятельности являются внешние объективные факторы, не зависящие от личности. Лишь незначительная часть испытуемых считает, что личностные особенности могут способствовать коррупционному поведению. В следующем вопросе анкеты предлагалось дать подробную оценку этим качествам личности. Перечень качеств респондентам не предлагался. Так, по мнению респондентов, для личности коррупционера характерно: жадность (42,7 %), корысть, алчность (29,1 %), отсутствие воли, несформированность моральных качеств (16,6 %), слабохарактерность (15,6 %), зависть (8,3 %), высокая самооценка (6,2 %). Кроме того были выделены такие качества, как глупость, жажда власти, вседозволенность и социальные особенности: занимаемое положение в обществе, бедность, криминогенные связи в прошлом.
Формирование личности сотрудника уголовно-исполнительной системы начинается с этапа овладения профессиональными знаниями и умениями. Большая роль в этом направлении отводится особенностям социокультурной среды вуза, где происходит становление и развитие профессиональнозначимых качеств будущих сотрудников. К мероприятиям, направленным на формирование правового сознания, морально-психологических качеств, способствующих формированию антикоррупционного поведения, респонденты относят: проведение ннформационно-воспитательной работы (85,5 %), обзоры статистики мер наказания за коррупционные преступления (75,4 %), проведение мероприятий по патриотическому воспитанию (55,4 %), проведение тренинговой работы по развитию волевых процессов (34,5 %), изучение морально-этических норм профессиональной деятельности (33,2 %), агитационные мероприятия (СМИ, стенная печать, лекции, дискуссии) (28,5 %).
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года среди мер кадрового обеспечения работников УИС предусматривается разработка и принятие мер (стандартов), основанных на единой системе обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции и пресечение коррупции работниками уголовно-исполнительной системы; реализация комплекса мер по искоренению коррупции и должностных злоупотреблений в уголовно-исполнительной системе.
Респондентам предлагалось оценить значимость предложенных антикоррупционных мер, для противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе. Во-первых, это мероприятия по повышению денежного довольствия сотрудникам. Во-вторых, создание подразделений по противодействию коррупции в составе кадровых служб. В-третьих, антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов. В четвертых — применение технических средств контроля за деятельностью подразделений уголовно-исполнительной системы. Одну ранговую позицию занимают такие мероприятия, как качественный профессиональный отбор, регламентация исполнения государственных функций должностным лицом, усиление контроля за доходами и расходами.
Таким образом, полученные в ходе проведенного исследования данные о коррупциогенных особенностях личности сотрудника уголовно-исполнительной системы позволят более эффективно проводить общую и индивидуальную антикоррупционную профилактическую работу с сотрудниками органов и учреждений ФСИН России, более рационально производить планирование мероприятий по противодействию коррупции, что должно послужить целям снижения нарушений законности в уголовно-исполнительной системе.
Литература:
Терехова Т. А. Влияние личностных особенностей на склонность к коррупционной деятельности / Т. А. Терехова // Молодой ученый. — 2011. — № 11. Т.2. — С. 122–128
Тюрин П. Психология между духом и буквой закона. — Рига, 2012.