Криминологические особенности лиц, совершающих корыстные преступления на территории Южного федерального округа (на примере Волгоградской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ковылина, Р. В. Криминологические особенности лиц, совершающих корыстные преступления на территории Южного федерального округа (на примере Волгоградской области) / Р. В. Ковылина, Е. И. Серебрякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 7 (18). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/18/1816/ (дата обращения: 16.11.2024).

Корыстная преступность – это наиболее распространенный криминальный феномен не только в Южном федеральном округе, но и во всей России. В странах с развитой экономикой она превышает 90%, а в развивающихся – 60% общего объема всей зарегистрированной преступности.

Нельзя не согласиться с ученым Волковым Б.С., что «корысть как мотив совершения преступления означает, что в основе побудительных причин общественно опасного деяния лежит стремление получить какую-либо материальную выгоду, пользу» [1], а как цель - отражает то, что посягательства направлены на приобретение чужих благ, имеющих материальную или имущественную окраску[2,3,4,5,6]. С этой стороны корысть - одна из важных составляющих субъективной стороны широкого круга преступлений. Однако требование о наличии у субъекта корыстного мотива нельзя понимать в том смысле, что для оконченного состава преступления с корыстной направленностью обязательно фактическое извлечение материальной (имущественной) выгоды.

Наиболее распространенной является позиция ученых, которые считают объектом корыстных преступлений собственность [7,8]. Такое представление  о корысти согласуется не только с мнением законодателя, который относит основную массу посягательств, совершаемых с корыстной целью к хищениям, но и с мнением правоприменителей, которое отражено в решениях высших судебных инстанций страны [9,10].

Корыстная преступность в Южном федеральном округе представляет собой совокупность совершенных на данной территории за определенный период преступлений (лиц, их совершивших) с основной целью безвозмездного удовлетворения имущественных потребностей виновных или других лиц.

По количеству преступлений Волгоградская область занимает третье место среди регионов Южного федерального округа (1040,7 преступлений на 100 тыс. населения; Россия – 1191,5; Южный федеральный округ – 809,3), после Ростовской и Астраханской областей.

Для эффективной борьбы с корыстными преступлениями, да с преступностью в целом, на наш взгляд, необходимо выяснить, почему тот или иной человек совершил то или иное корыстное преступное деяние и почему это противоправное поведение стало для него предпочтительным в данный момент. Для выяснения данных вопросов, необходимо, в первую очередь, дать криминологическую характеристику личности преступника

Понятие «Личность преступника» занимает центральное место в криминологии. Это обусловлено, прежде всего, тем, что познание свойств, качеств, отношений лица, совершившего преступление, в том числе и корыстное преступление, является по существу определяющим в работе правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел.

Существуют различные определения понятия личности преступника, криминологическое же учение исходит из того, что личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно формируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения. При этом в человеке уживаются социальное и биологическое начала. И в соотношении социального и биологического, биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем в преобразованном, «очеловеченном» виде. Из этого можно сделать вывод, что природа и сущность человека - не тождественные понятия. Ведь, в то время как первое включает в себя генетические и социальные связи человека, второе охватывает лишь существенные социальные признаки. Хотя нельзя отрицать, что социальные признаки включают в себе особенности биологического, психологического порядка.[11]

С.С.Фролов[12] отмечает, что существует пять факторов, оказывающих влияние на формирование личности, это:

1. Биологическая наследственность;

2. Физическое окружение;

3. Культура;

4. Групповой опыт;

5. Уникальный индивидуальный опыт.

Конечно же, в криминологии основным отличием личности преступника от непреступника является сам факт совершения преступления. Известный исследователь психологии преступного поведения Ю.М. Антонян отмечает, что «отличие личности преступника от непреступника состоит в негативной направленности, реальными носителями которой выступают личностные свойства, получившие законченное выражение в виде и характере преступного деяния, являющегося основным мерилом ее глубины и силы» [13].

А.И. Алексеев под личностью преступника понимает «совокупность ее социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями (ситуацией) на преступное поведение». То есть, для личности преступника более общим, родовым понятием служит «личность с негативно отклоняющимся поведением» [14].

Многие криминологи указывают на то, что изучение личности преступника подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности, как массового явления, их детерминации, причинности и разработке научно обоснованных рекомендаций по борьбе с преступностью [15,16].

Согласно криминологическим исследованиям и статистическим данным в течение 2009 года  в Волгоградской области установлено 15 377 лиц, совершивших корыстные преступления.

В основном корыстные преступления совершаются мужчинами (66%), реже женщинами (до 21 %), доля несовершеннолетних – 13%

Возрастная характеристика лиц, совершивших корыстные преступления, позволяет сделать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни. И это сказываться на противоправных действиях. Так лица молодежного возраста чаще совершают корыстные преступления. Лица старших возрастов действуют более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий подобного поведения. Так корыстные преступления на территории Волгоградской области наиболее часто совершают лица в возрасте 18 - 40 лет - это 71 %. При этом чаще всего совершаются корыстные преступления лицами в возрасте от 18 до 24 лет - 46 %.

Уровень образования лиц, совершивших корыстные преступления, как правило довольно низкий. 70,0% задержанных лиц – это граждане, имеющие среднее образование, 18,3% - имеющие среднее профессиональное образование, незначительную долю составляют преступники с высшим образованием - 4,6%

Если исходить из принадлежности того или иного преступника к определенной социальной группе, то более 63% от общего числа лиц, изобличенных в совершении корыстных преступлений, на момент преступного посягательства не имели постоянного источника дохода, а каждый 6-й являлся безработным.

Значительное количество корыстных преступлений совершается лицами, ранее совершавшими преступления – 24%.

Из числа задержанных 17 % это лица, совершившие преступления в состоянии алкогольного опьянения, 0,8 % в состоянии наркотического опьянения.

Немалую часть составляют лица, совершившие корыстные преступления в составе группы лиц 18,0%.

Можно согласиться с мнением А.И. Алексеева и В.А. Зайцева и считает, что эффективную профилактическую работу с лицами, способными совершить корыстные преступления, немыслимо проводить без глубокого знания их личностных особенностей, специфики окружающей этих лиц среды. Связи лиц, способных совершить корыстные преступления, их взгляды и убеждения, по­ведение в быту, на работе или учебе могут изменяться в зависимости от многих обстоятельств, в том числе от появившегося намерения совер­шить указанные преступления, индивидуально или в составе преступной группы. В этой связи необходимо непрерывно изучать лиц, в отношении которых осуществляется оперативно-розыскная профилактика, своевре­менно выявлять и всесторонне оценивать появившиеся у них новые пози­тивные и негативные свойства. Вне зависимости от того, с помощью гласных или негласных средств и методов осуществляется профилактиче­ская работа, наилучший результат достигается в том случае, если в ходе ее проведения используется комплекс сил, средств и методов, необходи­мых именно для этого вида профилактики. Негласные средства и методы, применяемые в указанных целях, дают возможность вскрывать неочевид­ные причины и условия корыстных преступлений, особенно если это касается конкретных лиц, совершающих рассматриваемые преступления, даже тогда, когда "интересующий объект" тщательно маскируется. Нередко лица, совер­шающие указанные деяния, могут быть выявлены сначала с помощью оперативно-розыскных средств и методов, а затем на них оказывается не­обходимое профилактическое воздействие[17].

Хотелось бы отметить, что обобщение данных о лицах, совершающих корыстные преступления, их типизация позволит точнее прогнозировать динамику корыстной преступности, масштабы ее влияния на другие социальные явления и процессы.

Изучение и учет криминологических особенностей лиц, совершивших корыстные преступления, позволит выявить факторы, влияющие на совершение корыстных преступлений, а также определить не только направления по наиболее эффективному раскрытию данного рода преступлений, но и профилактические работы.

 

Литература:

1.Волков Б.С. Мотивы преступлений (Уголовно-правовое и социально-психологическое исследование. – Казань, 1982.- С. 45

2.Белогриц- Котляровский Л. О воровстве-краже по русскому праву. Вып. 1. – Киев, 1880;

3.Тальберг Д. Насильственное похищение имущества по русскому праву 9разбой и грабеж). – СПб., 1880;

4.Круглевский А.Н. имущественные преступления. – СПб.. 1913;

5.Исаев М.М. Имущественные преступления. – М., 1938;

6.Скляров С.В. Понятие хищения в уголовном законодательстве России: теоретический анализ // Гос-во и право. – 1997. - № 9 и др.

7.Миненок М.Г., Миненок Д.М. Корысть. Криминологические и уголовно-правовые проблемы. – СПб, 2001;

8.Бойцов А.И. Преступление против собственности. – СПб, 2002

9.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» // Росс. газ. – 2003. – 18 янв.:

10.  Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Росс. газ. – 1999. – 9 февр.4 от 18 ноября 2004 г. № 23 и др.

11.  Бурлаков В.Н. Личность преступника и назначение наказания. Учебное пособие. – СПб.: Гардарики, 2002 - С. 50

12.  Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. - М.:Юрист,1997- С. 69.

13.  Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений.-М.,1996 – С.135

14.  Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М.: ЩИТ - М, 1998. С. 84.

15.   Курганов С. И. Основы криминологии: Учебное пособие. М.: Изд. дом (NOTA BENE, 1998. С. 54.

16.  Криминология / Под общей ред. проф. А. И. Долговой. М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997.С.274.

17.  Алексеев А.И., Зайцев В.А. Предупреждение хищений в торговле. М., 1981. С. 37.

 

Основные термины (генерируются автоматически): преступление, лицо, Волгоградская область, корыстная преступность, личность преступника, преступное поведение, Южный федеральный округ, Россия, том.


Похожие статьи

Криминологическая характеристика экстремизма, основанного на национально-религиозной специфике Северо-Кавказского федерального округа

Криминологическая характеристика преступлений, наиболее часто совершаемых посредством других лиц, и меры по их профилактике

Личность преступника-браконьера: особенности лиц, совершающих незаконную добычу водных биоресурсов в субъектах Северо-Западного федерального округа

Взаимосвязь уголовно-правовых и криминологических аспектов исследования похищения человека в Российской Федерации на современном этапе

Социально-психологические факторы, влияющие на коррупционные правонарушения в уголовно-исполнительной системе

Особенности криминологической характеристики участников незаконных военизированных формирований

Гносеологический аспект криминалистической характеристики. Роль криминалистической характеристики при расследовании должностных преступлений, совершаемых сотрудниками органов местного самоуправления

Особенности уголовной ответственности за злоупотребление и превышение должностных полномочий по уголовному законодательству стран СНГ и Балтии

Актуальные вопросы разработки методики расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ)

Является ли коррупция нормой? (Нормативно-правовые основания коррупционного поведения, на примере г. Ярославля)

Похожие статьи

Криминологическая характеристика экстремизма, основанного на национально-религиозной специфике Северо-Кавказского федерального округа

Криминологическая характеристика преступлений, наиболее часто совершаемых посредством других лиц, и меры по их профилактике

Личность преступника-браконьера: особенности лиц, совершающих незаконную добычу водных биоресурсов в субъектах Северо-Западного федерального округа

Взаимосвязь уголовно-правовых и криминологических аспектов исследования похищения человека в Российской Федерации на современном этапе

Социально-психологические факторы, влияющие на коррупционные правонарушения в уголовно-исполнительной системе

Особенности криминологической характеристики участников незаконных военизированных формирований

Гносеологический аспект криминалистической характеристики. Роль криминалистической характеристики при расследовании должностных преступлений, совершаемых сотрудниками органов местного самоуправления

Особенности уголовной ответственности за злоупотребление и превышение должностных полномочий по уголовному законодательству стран СНГ и Балтии

Актуальные вопросы разработки методики расследования вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ)

Является ли коррупция нормой? (Нормативно-правовые основания коррупционного поведения, на примере г. Ярославля)

Задать вопрос