В Российской Федерации за последние годы, начиная с 2001 года (с момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г., далее – КоАП РФ) и по настоящее время, правовое регулирование административного процесса в части привлечения лиц к административной ответственности за совершаемые ими административные правонарушения претерпевает значительные изменения. Непосредственно применение нового КоАП РФ должно было привести к единообразной административной практике правоохранительных органов Российской Федерации по привлечению лиц к административной ответственности, что, увы, не нашло своего подтверждения при проведении анализа реальной деятельности правоохранительных органов и был выявлен целый ряд правовых проблем, требующих незамедлительного решения для эффективного развития административного законодательства и правоприменительной практики. Основным источником указанных выше проблем являются переходные административные процессы, содержание которых состоит в завершении применения всего объема административно-правовых норм, утрачивающих свою силу, и дальнейшее применение системы правовых норм, вступающих в действие в установленном нормативном порядке.
Одним из наглядных примеров непростой реализации данных переходных процессов является деятельность таможенных органов Российской Федерации по привлечению лиц к ответственности за нарушения таможенных правил. Согласно мнению А.Б. Новикова [10], таможенная система России фактически пережила и продолжает реализовывать четыре существенных переходных административных процесса, а именно:
- первый из них связан с переходом от применения норм Таможенного кодекса РФ 1993 г. [7], содержавшего как составы нарушений таможенных правил, так и административно-процессуальные нормы по привлечению лиц к административной ответственности, к использованию в 2002 году нормативных положений КоАП РФ;
- второй переходный процесс обусловлен введением в действие с 1 января 2004 г. Таможенного кодекса РФ 2003 г. [6], изменившего как содержание составов административных правонарушений в сфере таможенного дела, так и в ряде случаев процессуальный порядок действий таможенных органов при привлечении лиц к ответственности за нарушения таможенных правил;
- третий переходный процесс начался с вступлением в силу с 1 октября 2004 г. новой редакции главы 16 КоАП РФ и ряда процессуальных норм [5] и имеет продолжение в изменениях административно-процессуального законодательства последнего времени, нашедших свое продолжение в четвертом, особенно сложном, переходном процессе, суть которых состоит в изменении регулирования деятельности таможенных органов на основе системы административных регламентов с учетом качественного развития стратегии таможенного контроля и принципов риск-менеджмента.
Как показывает анализ ряда правовых проблем, возникающих в практике деятельности таможенных органов в части привлечения лиц к административной ответственности за нарушения таможенных правил, основными источниками возникновения данных проблем являются пробелы административного законодательства, практическая сложность реализации норм административно-процессуального права и сравнительно частое осуществление переходных процессов правоприменения при изменении как законодательства об административной ответственности, так и отраслевого законодательства, которое включает в себя защищаемые мерами административной ответственности нормы права.
Так, например, при переходе на применение норм КоАП РФ должностные лица таможенных органов при осуществлении своих должностных полномочий столкнулись как с изменением составов административных правонарушений по сравнению с ТК РФ 1993 г., так и с изменением процессуального порядка производства по делам о нарушении таможенных правил. Например, с введением в действие КоАП РФ с 1 июля 2002 года нарушения валютного законодательства квалифицировались уже не по статье 273 ТК РФ 1993 г., а по статье 16.17 и 15.25 КоАП РФ, при этом дела об административных правонарушениях по статье 16.17 КоАП РФ рассматривались таможенными органами, а по статье 15.25 КоАП РФ – органами валютного контроля.
Помимо этого, с момента вступления в силу КоАП РФ Таможенный кодекс Российской Федерации фактически полностью лишается своей деликтной составляющей. Многие нормы раздела Х ТК РФ («Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение») признаются утратившими силу с 1 июля 2002 года, в первую очередь это касается положений главы 39 ТК РФ («Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения»).
С принятием КоАП РФ также происходит значительное сокращение самого количества составов, признаваемых видами нарушений таможенных правил с 40 в ТК РФ до 22 в КоАП РФ. Данное сокращение произошло благодаря «укрупнению» отдельных составов нарушений таможенных правил. Для примера, такие виды нарушений, как перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля (статья 276 ТК РФ), сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу (статья 277 ТК РФ), были объединены в статье 16.1 КоАП РФ («Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации»).
Вступивший в силу с 01.01.2004 г. Таможенный кодекс РФ 2003 г. вызвал изменения в квалификации самих нарушений таможенных правил по статьям главы 16 КоАП РФ и внес дополнение в порядок проверочных действий и порядок производства при возбуждении дел об административных правонарушениях в области таможенного дела. Однако уже после девяти месяцев применения ТК РФ 2003 г. законодатель счел необходимым вновь внести изменения в формулировку составов административных правонарушений в сфере таможенного дела (глава 16 КоАП РФ) и ряда процессуальных норм. В значительной части правовые проблемы административной практики по привлечению лиц к административной ответственности укоренились в особенностях совместного применения КоАП РФ и отраслевых федеральных кодексов, в частности – ТК РФ. Данный факт доказывает, что в целях сохранения единства правовой системы и ее эффективного обновления необходимо обращать внимание в первую очередь на укрепление внутрисистемных связей и взаимозависимость различных отраслей права.
На данный момент таможенные органы Российской Федерации являются субъектами административной юрисдикции, наравне со многими другими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со ст. ст. 12, 19 Закона о таможенном регулировании [4], одним из основных видов юрисдикционных производств, входящих в компетенцию таможенных органов, является производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и привлечение лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, однако с учетом специфики производства дел по административным правонарушениям в области таможенного дела, отдельные вопросы производства регулируются положениями Закона о таможенном регулировании.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях является основным федеральным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность, и занимает особое место в системе законодательства об административных правонарушениях, т.к., во-первых, является единым актом, кодифицирующим законодательство Российской Федерации в данной области; во-вторых, регламентирует общие вопросы административной ответственности; в-третьих, определяет конкретные виды административных проступков и устанавливает виды административных наказаний за совершение данных проступков и, в-четвертых, является единственным сборником материальных и процессуальных норм об административных правонарушениях на территории Российской Федерации.
С момента вступления в силу таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС) и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы, при решении вопроса по привлечению лиц к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, руководствуются общими положениями норм КоАП РФ, положения Таможенного кодекса Российской Федерации не применяются.
В настоящее время формирование административного и таможенного законодательств носит характер назавершенности из-за сложности и нестабильности, что, несомненно, приводит к значительным проблемам при привлечении лиц к ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела. Первоочередным моментом при привлечении к административной ответственности является правильная правовая оценка противоправного деяния, законная квалификация того или иного правонарушения, не нарушающая конституционных прав физических и юридических лиц, что на практике не всегда выполнимо.
Данная ситуация сложилась из-за того, что таможенное законодательство представляет собой один из обширных блоков российского законодательства, в который входят: УК РФ; КоАП РФ; ТК РФ; ТК ТС; Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Закон РФ «О таможенном тарифе» и другие законы, а также подзаконные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, многочисленные нормативные акты ФТС РФ, которые нередко входят в противоречие с другими нормами российского законодательства. Более того, зачастую к правовым основам таможенного дела относится обширный перечень приказов, писем и указаний ФТС России, которые часто отменяются, вместо них издаются новые, требующие определенных временных затрат для их доведения до подконтрольных должностных лиц таможенных органов, что приводит к неоднозначному толкованию норм материального и процессуального права в служебной деятельности.
Нарушения таможенных правил, с одной стороны, причиняют существенный ущерб экономическим и иным интересам государства не только в силу их многочисленности, но и в силу повышенной общественной опасности. Значительная часть нарушений таможенных правил не просто проступки, формально нарушающие требования таможенного законодательства, а деликты, сближающиеся со смежными составами преступлений.
Правильная квалификация нарушения таможенных правил обеспечивает соблюдение законности при привлечении субъекта к ответственности, выражает достоверную социальную и правовую оценку совершенного деяния, гарантируя при этом обеспечение и соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц, способствует индивидуализации ответственности и справедливости назначаемых наказаний. Неправильная квалификация нарушения таможенных правил может повлечь назначение меры наказания, неадекватной содеянному, необоснованное применение иных ограничительных мер.
Литература:
Таможенный кодекс таможенного союза/Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2011. – 256 с.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текс с изм. и доп. на 15 сентября 2011 г. – М.: Эксмо, 2011. – 400 с. – (Российское законодательство).
Таможенный кодекс Российской Федерации. – М.: Экзамен, 2010. – 232 с.
Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации»//Российская газета. 2004. 25 августа.
Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 31. Ст. 1226.
Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: Учеб. пособие. – М., 2007. – 312 с.
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816 с.
Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации: Монография. – СПб:, 2008. – 504 с.
Тимошенко И.В. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 344 с.
Хомяков Л.Л. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: учебное пособие / Л.Л. Хомяков, М.Ю. Карпеченков, Е.И. Сидоров. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 132 с.