В статье автор рассматривает ключевые особенности административной ответственности за нарушение таможенного законодательства: выделены понятие, особенности, признаки. Автором проведен анализ основных нормотворческих документов таможенного права в части административной ответственности.
Ключевые слова: таможенные органы, ответственность за нарушение таможенных правил, Евразийский экономический союз.
Основным направлением правоохранительной деятельности таможенных органов является борьба с преступлениями и административными правонарушениями (далее — АП) в сфере таможенного законодательства. Работа таможенных органов в области правоохранительной деятельности закреплена как таможенном законодательстве Евразийского таможенного союза (далее ЕАЭС), так и в нормативных актах Российской Федерации в области таможенного регулирования. [1]
Основная цель правоохранительной деятельности заключается в выявлении фактов АП и нарушений в области уголовного, налогового, валютного и таможенного законодательства с помощью проведения различных видов государственного контроля, которые проводят таможенные органы. Эта деятельность требует тщательной подготовленности и постоянного повышения квалификации сотрудников, у которых основная функция заключается в выявлении, предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых во время внешнеторговой деятельности и наносящей большой вред безопасности Российской Федерации в области экономики. Согласно ст. 266 Федерального закона о таможенном регулировании в РФ эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в сфере таможенного дела является одним из основных критериев оценки качества таможенников.
Не будет лишним упомянуть Стратегию развития таможенных органов до 2030 года, в которой закреплены положения о том, что все больше необходимо совершенствовать правоохранительную деятельность и увеличивать скорость изучения неизвестных ранее угроз для нее на национальном уровне [2].
АП в области таможенного дела — это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, направленное на нарушение актов, составляющих право Евразийского экономического союза, норм законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за которые установлена административная ответственность главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [3].
Что касается объекта АП, то к нему относятся общественные отношения, которые регулируются нормами административного и таможенного права. В тоже время в качестве субъекта АП выступают физические лица (индивидуальные субъекты), а также должностные и юридические лица (коллективные субъекты), которые являются участниками внешнеэкономической деятельности. Статьями 28.3.12, 28.3.80 КоАП РФ, а также приказом руководителя ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» предусмотрен перечень лиц, которые вправе вести производство по делам об АП [4].
Административная ответственность (далее АО) в таможенной сфере имеет как общие признаки, которые присущи общей юридической ответственности в целом, так и имеет некоторые отличия. Рассмотрим основные признаки, к ним можно отнести: АО — это форма административного принуждения, целью которого является поддержания правопорядка в таможенном деле; относится к механизму осуществеления государственный власти; применяется таможенными органами на основании административного законодательства, является инструментом только государственных органов власти, а не субъектов РФ; регулируется нормами, определенных КоАП международными соглашениями, которые заключены таможенными службами зарубежных стран с целью международного сотрудничества и взаимопомощи; а также АО всегда сопровождается общественным порицанием (осуждением) поведения граждан, которые нарушают правопорядок в этой сфере. АО присуще ограниченный список административных наказаний, а именно: предупреждение, штраф или конфискация предмета нарушения КоАП.
Также она нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу. [5]
К основным целям применения АО в таможенной сфере можно отнести: воспитательная (превентивная) — направлена на предотвращение правонарушений до их совершения; карательная — направлена на понесение наказания правонарушителем; компенсационная — направлена на возмещение вреда правонарушителем; охранительная — выполнение задач таможенной политики и защита государственных интересов в рамках этой политики. [5]
Целью применения мер административной ответственности не может являться унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП). [3]
Таким образом административная ответственность в области таможенного дела — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).
АО в таможенной сфере может выражаться как в виде активного, так и пассивного поведения. Чаще всего, нарушение правил, запретов и ограничений имеет связь с активными действиями. Примером может служить факт сокрытия незадекларированных товаров во время таможенного контроля (ч. 2, ст. 16.1 КоАП РФ). В качестве примера по бездействию, можно привести правонарушение, которое выражается в непредоставление документов, подтверждающих сведения, которые заявлены в таможенной декларации или декларации таможенной стоимости, в установленные законом сроки подачи этих деклараций (ч. 3, ст. 16.12 КоАП РФ). [3]
В настоящее время ведется работа Правительства РФ по качественному улучшению административного законодательства путем принятия различных законов. Например, был принят Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступил в силу 6 апреля 2022 года и затрагивает компетенцию таможенных органов [6]. Так, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частью 4, в которой прописаны особенности привлечения лиц к ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.
Таким образом, Закон № 70-ФЗ имеет цель улучшить положение лиц, которые привлекаются к АО, а также Закон имеет обратную силу, что означает, что он распространяется даже на лицо, которое совершило АП до вступления в силу этого Закона, а также может применяться на любом этапе дела об АП (например, пересмотр или исполнение).
Так, в нынешних реалиях количество АП, к сожалению, только увеличивается, поэтому необходимо подстраиваться под текущую ситуацию в плане мер АО. Таможенные органы всех государств должны создать систему взаимодействия между собой, чтобы максимально быстро и четко предотвращать таможенные правонарушения. Выявление, возбуждение и расследования таможенных нарушений является очень сложным процессом, который в добавок к этому является еще и специфичным и достаточно малоизученным, по сравнению с другими областями права. Поэтому основной целью законодателей должно стать устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании дел об АП.
Литература:
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]: URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.10.2023)
- Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]: URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.10.2023)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2002.
- Лаптев Р. А., Рогов Р. А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки. — 2021. — № 1. — С. 82–85.
- Зубач, А. В. Таможенное право: учебник для бакалавров/Зубач А. В. и др.; под общ. ред. А. В. Зубача. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 479 с.
- Официальный сайт ФТС. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 07.10.2023)