Медицинская документация как источник информации об уровне оказания медицинской помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №32 (479) август 2023 г.

Дата публикации: 07.08.2023

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Газаев, В. А. Медицинская документация как источник информации об уровне оказания медицинской помощи / В. А. Газаев, М. Н. Двуреченская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105266/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье авторы пытаются провести анализ качества ведения медицинской документации врачами стационаров г. Владикавказа.

Ключевые слова : медицинская документация, медицинская помощь, врачи, истории болезни.

In the article, the authors try to analyze the quality of medical records management by doctors of hospitals in Vladikavkaz.

Keywords : medical records, medical care, doctors, case histories.

Изучение медицинской документации при проведении судебно- медицинских экспертиз показало, что уровень различных дефектов ведения медицинской документации, негативным образом влияющих на содержание полезной информации, по данным разных авторов составляет от 22 до 100 % [2, 3, 5, 8, 9].

Целью нашего исследования явилось проведение анализа качества ведения медицинской документации врачами стационаров г. Владикавказа.

Материалы и методы. Материалами исследования стали медицинские карты 24 больных КБСМП и 22 стационарных больных РКБ. Всего проанализировано 46 историй болезни за 2021 г., из которых 11 медицинских карт представлено Министерством здравоохранения РСО-Алания в связи с жалобами больных и их родственников, а 35 выбраны из архивов указанных больниц методом случайного отбора. Анализу подверглись истории болезни хирургического, травматологического и терапевтического отделений КБСМП, отделения сочетанной травмы, кардиологического и неврологического отделений РКБ.

Результаты исследования. При анализе историй болезни выявлены дефекты ведения медицинской документации, которые были условно разделены на следующие группы: I — ошибки в оформлении титульного листа, II — дефекты заполнения первичного осмотра, III — дефекты в оформлении дневниковых записей и последующих осмотров.

Ошибки в оформлении титульного листа отмечены в 23 случаях, что составило 50 % от общего числа проанализированных историй болезни, из которых 18 историй — из КБСМП, 5 — из РКБ. Среди дефектов оформления титульного листа чаще всего встречались: отсутствие отметок о непереносимости лекарственных средств, даже в случае обозначения аллергической реакции по анамнезу — 17 %, отметки о группе крови и резус-принадлежности при проведении соответствующего анализа — 6 %, отсутствие указания на время, прошедшее от начала заболевания до госпитализации по экстренным показаниям — 13 %, отсутствие диагноза или указания на сопутствующие заболевания — 30,4 % случаев, незаполненные графы — 56,5 %, среди которых отсутствие даты установления диагноза — 6 случаев, проведенных койко-дней — 4 случая, времени перевода в отделение — 11 случаев и т. д., а также такие грубые ошибки, как неправильное указание времени поступления в стационар — 6 случаев (13 %), причем, в одних случаях время поступления указано позже, чем начато лабораторное и рентгенологическое обследование, в других — наоборот, поступление в стационар отмечено раньше, чем больной был доставлен скорой помощью в приемное отделение. Дефекты заполнения первичного осмотра выявлены в 22 случаях, что составило 47,8 % от общего числа проанализированных историй болезни, из которых 17 историй — из КБСМП, 5–из РКБ. В группе дефектов заполнения первичного осмотра в приемном покое чаще других встречались: неполный сбор анамнеза и жалоб больного (31,4 %), отсутствие отметок о времени осмотра (23,8 %), отсутствие плана обследования и лечения больных (38,1 %), несоответствие написания диагноза принятой современной классификации болезней (43,5 %).

В группе дефектов оформления дневников и последующих осмотров выявлен 21 случай, что составило 45,6 %, из которых 15 случаев — из КБСМП, 6 случаев — из РКБ. В этой группе дефектов преобладали: недостаточная информативность дневниковых записей (19 %), нарушение регулярности их ведения (16,2 %), нарушение хронологии записей осмотров лечащих врачей и консультантов (39 %), отсутствие этапных эпикризов (7,9 %), отсутствие описания рентгенограмм и протоколов инструментальных исследований (8,1 %).

Кроме этого, дефекты в оформлении медицинских документов были представлены исправлениями в 6,7 % случаев, нечитаемым и небрежным почерком в 8,6 % случаев, использованием непонятных и непринятых сокращений в 3,8 % случаев.

Выводы. Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод, что негативные моменты в ведении медицинской документации могут служить оценкой личностным характеристикам конкретного врача, уровня его квалификации, а также критерием ненадлежащего оказания медицинской помощи.

Литература:

  1. Амиров, А. Н. Медицинская документация и статистические показатели. Часть 1. Учебное пособие / А. Н. Амиров, Р. Н. Токинова, Э. И. Мингазова. — М.: Умный доктор, 2015. — 120 c.
  2. Амиров, А. Н. Медицинская документация и статистические показатели. Учебное пособие для врачей. Часть 1 / А. Н. Амиров. — М.: МЕДпресс-информ, 2015. — 168 c.
  3. Какорина, Е. П. Медицинская документация: учетные и отчетные формы / Е. П. Какорина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 250 c.
  4. Кузнецова, Т. В. Делопроизводство и техническая документация / Т. В. Кузнецова, Е. А. Степанов, Н. Г. Филиппов. — М.: Высшая школа, 2002. — 159 c.
  5. Непогода, А. П. Делопроизводство организации. Подготовка, оформление и ведение документации / А. П. Непогода, П. А. Семченко. — М.: Омега-Л, 2007. — 480 c.
  6. Приказ Минздрава России от 06.08.13 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций».
  7. Случанко И. С. и Церковный Г. Ф. Статистическая информация в управлении учреждениями здравоохранения, с. 16, М., 1983.
  8. Поликлиническое дело, под ред. В. А. Миняева, с. 303, М., 1987; Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Ю. П. Лисицына, т. 2, с. 121 и др., М., 1987;
  9. Павлова В. Ю. Первичная медицинская документация как объект экспертной оценки качества и безопасности медицинской деятельности / Ю. В. Павлова // Медицинское право. — 2020. — № 6. — с. 7–12.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская документация, история болезни, первичный осмотр, III, владикавказ, врач стационаров, дефект заполнения, медицинская помощь, общее число, титульный лист.


Ключевые слова

врачи, медицинская помощь, медицинская документация, истории болезни

Похожие статьи

Стандартизация ортопедотравматологической помощи населению г. Ош — одна из актуальных проблем современного здравоохранения Кыргызстана

Стандартизация в сфере здравоохранения, прежде всего, касается касаются классификации пациентов по их группам, по срокам лечения, она создавалась на основе анализа миллионов медицинских документов больных, наличие или отсутствие сопутствующих заболев...

Практические примеры проведения судебно-медицинской экспертизы материалов дел

В данной статье на примерах рассматривается работа отдела материалов дел в части проведения наиболее распространенных и актуальных экспертиз. Речь пойдет о «врачебных» экспертизах. В статье будет раскрыто понятие дефектов оказания медицинской помощи,...

Подготовка студентов медицинских вузов как приоритетная проблема здравоохранения

В статье рассматривается важность правового обучения и подготовки специалистов-медиков медицинских высших учебных заведений, а также предоставление студентам сведения по основам законодательства в области охраны здоровья в рамках действующих учебных ...

Анализ показателей ресурсного обеспечения медицинской помощи офтальмологического профиля в регионе

В статье представлены результаты анализа динамики и вариации, а так же построены модели аппроксимации основных показателей, характеризующих состояние ресурсной базы для оказания медицинских услуг в области офтальмологии.

Проблемы оказания доврачебной помощи

В статье приводятся результаты социального опроса Неоказания первой помощи пострадавшим населением. Прилагается авторский игровой проект по внедрению первоначальных знаний первой помощи в детских садах.

Критерии оценки стоматологической помощи населению

В статье приведен анализ эффективности показателей, используемых в республике для оценки качества стоматологической помощи. Рекомендуются для внедрения в практическую стоматологию республики новые показатели эффективности стоматологической помощи.

Значение профессионально-личностной характеристики врача для пациента

В статье авторы исследуют психологические и социальные факторы, влияющие на выбор пациентами врача-стоматолога.

История развития Ивановской станции скорой медицинской помощи

В статье авторы исследуют пути развития и совершенствования скорой медицинской помощи в городе Иваново в послевоенное время и на современном этапе.

Инновационные обучающие технологии в медицине

В статье рассматривается целесообразность внедрения инновационных технологий и интерактивных методов обучения по циклу неврологии для врачей-интернов.

Оптимизация работы участковой службы в условиях дефицита кадров

В статье автор приводит информацию по распределению рабочего времени врача ВОП на амбулаторном приеме с медицинской сестрой в КГП «Центральная больница города Сарани» на основе хронометража.

Похожие статьи

Стандартизация ортопедотравматологической помощи населению г. Ош — одна из актуальных проблем современного здравоохранения Кыргызстана

Стандартизация в сфере здравоохранения, прежде всего, касается касаются классификации пациентов по их группам, по срокам лечения, она создавалась на основе анализа миллионов медицинских документов больных, наличие или отсутствие сопутствующих заболев...

Практические примеры проведения судебно-медицинской экспертизы материалов дел

В данной статье на примерах рассматривается работа отдела материалов дел в части проведения наиболее распространенных и актуальных экспертиз. Речь пойдет о «врачебных» экспертизах. В статье будет раскрыто понятие дефектов оказания медицинской помощи,...

Подготовка студентов медицинских вузов как приоритетная проблема здравоохранения

В статье рассматривается важность правового обучения и подготовки специалистов-медиков медицинских высших учебных заведений, а также предоставление студентам сведения по основам законодательства в области охраны здоровья в рамках действующих учебных ...

Анализ показателей ресурсного обеспечения медицинской помощи офтальмологического профиля в регионе

В статье представлены результаты анализа динамики и вариации, а так же построены модели аппроксимации основных показателей, характеризующих состояние ресурсной базы для оказания медицинских услуг в области офтальмологии.

Проблемы оказания доврачебной помощи

В статье приводятся результаты социального опроса Неоказания первой помощи пострадавшим населением. Прилагается авторский игровой проект по внедрению первоначальных знаний первой помощи в детских садах.

Критерии оценки стоматологической помощи населению

В статье приведен анализ эффективности показателей, используемых в республике для оценки качества стоматологической помощи. Рекомендуются для внедрения в практическую стоматологию республики новые показатели эффективности стоматологической помощи.

Значение профессионально-личностной характеристики врача для пациента

В статье авторы исследуют психологические и социальные факторы, влияющие на выбор пациентами врача-стоматолога.

История развития Ивановской станции скорой медицинской помощи

В статье авторы исследуют пути развития и совершенствования скорой медицинской помощи в городе Иваново в послевоенное время и на современном этапе.

Инновационные обучающие технологии в медицине

В статье рассматривается целесообразность внедрения инновационных технологий и интерактивных методов обучения по циклу неврологии для врачей-интернов.

Оптимизация работы участковой службы в условиях дефицита кадров

В статье автор приводит информацию по распределению рабочего времени врача ВОП на амбулаторном приеме с медицинской сестрой в КГП «Центральная больница города Сарани» на основе хронометража.

Задать вопрос