В статье рассматривается целесообразность внедрения инновационных технологий и интерактивных методов обучения по циклу неврологии для врачей-интернов.
Ключевые слова: медицинская помощь, семейный врач, заболевания, неврологическая патология, нервная система.
Качество предоставления медицинской помощи гражданам зависит прежде всего от уровня практической подготовки врачей, способных к творческому труду, освоению и внедрению научных и информационных технологий, профессиональному развитию, конкурентоспособности на рынке труда [1].
Основным условием формирования семейного врача является получение широкого спектра мультидисциплинарных знаний. Одним из направлений для создания комфортных условий учебного процесса является использование инновационных технологий и, в первую очередь, интерактивных методов обучения. Этот метод предполагает повышение качества преподавания теоретического курса с использованием современных технологий: проблемные лекции, лекции мастер-класс, лекции пресс-конференции, где наряду с традиционными подходами широко применяются технологии ситуационного обучения (кейс-метод, имитация ролевых игр). Не менее важно изучение и овладение отдельными внеаудиторными темами с привлечением ряда инновационных технологий: использование Интернет — сети, электронных вариантов наработок преподавателей.
Важным разделом в подготовке семейного врача является неврология. Это связано, по идее, с тем, что в структуре заболеваний на амбулаторном приеме у семейного врача неврологическая патология диагностируется почти у половины пациентов. Кроме этого, некоторые острые неврологические заболевания относятся к разряду неотложных состояний, угрожающих жизни и требующих решения вопросов не только своевременной диагностики, но и адекватной неотложной врачебной помощи и организационных мероприятий [2].
Согласно разработанным программам в подготовке семейного врача и требованиям квалификационной характеристики, материал, которым должен овладеть семейный врач, слишком обременителен. Это требует внедрения инновационных и интегральных педагогических методов, которые будут оптимизировать возможности приобретения знаний и формирования специальных практических навыков и умений. Интерны должны получить специальные знания, освоить специальные навыки обследования и умение интерпретации современных данных инструментально-лабораторных исследований пациента с неврологической патологией.
При проведении цикла значительное внимание уделяется заболеваниям и поражениям нервной системы, часто встречающимся в практике семейного врача: вертеброгенное поражение нервной системы, невралгии, моно- и полинейропатии, сосудистые, демиелинизирующие, воспалительные поражения головного мозга, судорожные синдромы, травмы головного и спинного мозга. Теоретическая подготовка интернов осуществляется во время лекций, семинаров и самостоятельной работы по изучению отдельных тем. При проведении лекций широко используются методы «информационного сообщения»: аудиовизуальные презентации, видеофильмы, графики, интегральные схемы патогенеза и топической диагностики различных уровней поражения нервной системы, видео- и мультимедийные презентации с демонстрацией исследования неврологического статуса больных с различной патологией.
Сочетание комментариев лектора с видеоинформацией и анимацией значительно мотивирует внимание слушателей к материалу по теме. Весьма ценным во время лекции является презентация видео или мультимедийных преференций по диагностике и лечению отдельных пациентов из практики лектора.
Дальнейшее усвоение лекционного материала проходит в виде собеседования в диалоговом режиме (вопрос-ответ). Таким образом, при преподавании теоретического материала преподаватели преимущественно используют дидактические средства обучения, вариантом которого является проблемная лекция, создающая определенные ситуации и привлекающая слушателей к их решению.
Усвоение теоретического материала на семинарах и практических занятиях проводится с привлечением интерактивных методик: имитационных деловых игр, различных видов дискуссий, семинаров-тренингов, а с помощью кейс-метода (активного проблемно-ситуационного анализа) — решением конкретных задач-ситуаций. Немало важным в начале занятия экспресс-метод тестового контроля усвоения темы в домашних условиях путем решения тестов, кейс-заданий каждым студентом.
Тему усваивают путем дискуссии и ответов на отдельные вопросы, освещенные в методических указаниях. Особое внимание уделяются неотложным состояниям (острые нарушения мозгового кровообращения) и оказанию неотложной врачебной помощи. Все разделы по неврологии важны, но ознакомление, усвоение и овладение практическими навыками является особым этапом в подготовке семейного врача.
Прежде всего нужно уделять значению овладению навыками неврологического обследования больных, методикам исследования рефлекторной сферы, оболочечных симптомов, симптомов натяжения, координационных проб, приемов исследования всех видов чувствительности, определения неотложного состояния и предоставления пациенту адекватных мер неотложной помощи и направления его в стационар.
На практике в неврологическом отделении клиники интерны знакомятся с принципами оказания неотложной помощи, «сортировки» пациентов, определяются с алгоритмом диагностических обследований, участвуют в их проведении или наблюдают последовательность и этапы их проведения.
Среди проблем при работе с больными, стоящими перед семейным врачом, есть болевые синдромы. Семейный врач должен оказать помощь пациентам, страдающим острой или хронической болью. Учитывая, что основным источником боли являются вертеброгенная патология, туннельные синдромы, травматические и воспалительные поражения периферической нервной системы, программой и рабочим планом предусмотрены лекции, семинарские и практические занятия по этой теме. На лекциях и семинарских занятиях семейные врачи теоретически усваивают методы лечения болевых синдромов, а на практических занятиях — учатся проведению лечебных медикаментозных блокад, являющихся одним из самых эффективных средств в борьбе с болью.
Уделяем должное внимание врачам-интернам семейной медицины тактике ведения неврологических больных на амбулаторном этапе, а также показания для направления пациента к неврологу и нейрохирургу.
Вывод. Интерактивные, инновационные методы повышают эффективность и результативность обучения за их использование на этапах учебного процесса, а различные средства подходов к диагностике и лечению, проведение неотложной помощи и реабилитации больных, решение проблемных кейс-ситуаций реализуют более эффективную подготовку по неврологии к практической деятельности врача.
Литература:
- Кудрява Н. В. Педагогика в медицине. — М., 2006.
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. — М., 2009.