В статье рассматривается важность правового обучения и подготовки специалистов-медиков медицинских высших учебных заведений, а также предоставление студентам сведения по основам законодательства в области охраны здоровья в рамках действующих учебных программ.
Ключевые слова: медицинский работник, психическая неприкосновенность, пациент, врач, медицинская помощь.
В современных социально-экономических и правовых условиях функционирования системы здравоохранения, в отличие от той, которую использовали ранее, где все вопросы правового регулирования брало на себя государство, задача правовой информированности и защиты медработников в значительной мере возложена на самих медработников.
Итак, существенно возрастают требования к уровню юридической подготовки. Отношения, складывающиеся при предоставлении медицинских услуг между лечебной организацией (частным врачом) и пациентом, особенно значимыми в правовом аспекте, поскольку непосредственными объектами медицинского вмешательства такие конституционно закрепленные права человека, как жизнь, здоровье, личная физическая и психическая неприкосновенность.
На первый план выходят вопросы биоэтики, включающих в повседневной медицинской практике получения информированного согласия пациентов на выполнение рекомендованных медицинских манипуляций.
Анализ практической деятельности медицинских работников показывает, что знания врачом своих прав и обязанностей, прав пациента, юридических основ отношений «врач-пациент», оснований юридической ответственности за профессиональные и должностные правонарушения способствует обеспечению соблюдения прав и законных интересов граждан в области охраны здоровья.
Следовательно, повышается качество оказания медицинской помощи, уменьшается количество конфликтов между медицинскими работниками и пациентами, врач оказывается защищенным от уголовного или гражданского преследования.
Анализ должностных обязанностей работников здравоохранения и их практической деятельности свидетельствует, что медицинский работник должен обладать определенными правовыми знаниями, уметь применять их в профессиональной деятельности.
Правовое обучение должно стать обязательной составляющей подготовки врача. Без знания правовых норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, современный врач не может на должном уровне выполнять свои служебные обязанности.
Поэтому вопрос о формировании правовой компетенции у студентов, обучающихся в медицинском университете следует считать приоритетным в системе профессиональной подготовки будущих специалистов сферы здравоохранения.
Правовую компетенцию студента-медика определяем как интегральную свойство личности, основанную на правовых ценностях, показывает ее способность и готовность применять систему правовых знаний и умений в течение профессиональной медицинской деятельности.
Согласно типовой программе, целью предмета медицинского права является усвоение студентами знаний в области основ законодательства по охране здоровья, а также биоэтики, правовых обязанностей медицинских работников, прав и обязанностей пациентов, норм гражданского, административного, уголовного права, касающиеся деятельности лечебных учреждений, особенностей расследований в случаях профессиональных правонарушений медицинских работников.
В течение периода получения образования студент должен научиться:
— разбираться в требованиях законодательства, связанные с медицинской деятельностью;
— анализировать медицинские документы;
— дифференцировать дефекты оказания медицинской помощи;
— участвовать в служебном расследовании конфликтных ситуаций, которые связаны с оказанием медицинской помощи;
— как специалист или эксперт участвовать в выполнении экспертиз трупов, живых лиц, а также комиссионных экспертиз, в случаях профессиональных правонарушений медицинских работников.
Введение нового раздела учебной программы во многих медицинских университетах вызвало необходимость совершенствования организации учебного процесса, обеспечивает возможность последовательного усвоения правовых знаний, формирование мотивации правового поведения и становления положительного правового опыта в учебной, профессиональной и научной деятельности будущих медиков.
Задача этой части учебной программы:
— усвоение основ правовых умений и навыков правомерного поведения медика и пациента; способность правильно ориентироваться в потоке правовой информации, быть в курсе новейших изменений и дополнений в своей правовой отрасли;
— формирование системы правовых знаний, умений и навыков, способствующих успешной профессиональной деятельности будущих медиков; воспитание уважения к праву, признание его как ценности;
— формирование компонентов правовой компетенции, а также способности применять знания в практической деятельности.
Связующим звеном между задачами и результатом формирования правовой компетенции студентов медицинского университета смысл предложенной темы в составе учебного материала.
Специалисты разработали методику проведения практических занятий, сформировали теоретический материал, правовой словарь, подобрали практические задачи, создали массив контрольных тестов, направленных на усвоение и закрепление правил поиска законов и нормативных документов по области медицинского права.
Результатом применения предложенного первого этапа внедрения информационно-правовых знаний в систему обучения студентов медицинских высших учебных заведений через изучение прикладных информационных программ юридического содержания стало овладение студентами первичных навыков поиска и выбора нормативных правовых документов и способности грамотно ориентироваться в выбранном материале.
Выводы . Обосновали актуальность введения информационно-правовой подготовки для студентов медицинских вузов и в течение последипломного обучения медицинских работников.
Предложили методику первичной информационно-правовой подготовки студентов медицинского факультетов в рамках действующих учебных планов, то есть введение изучения медицинского права на практических занятиях с использованием государственных юридических информационно-поисковых систем.
Литература:
1. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. — М., 2006. — С. 34.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология в школе. — М., 2005. — С. 38.
- Лисицин Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. — М., 1982. 40 с.