В статье приводятся результаты социального опроса Неоказания первой помощи пострадавшим населением. Прилагается авторский игровой проект по внедрению первоначальных знаний первой помощи в детских садах.
Ключевые слова: законодательство, первая помощь, жизнь, здоровье, скорая помощь, очевидец, состояние пострадавшего, пострадавший, социальная политика, игровой проект.
Особенность первой помощи заключается в том, что непосредственно умения по оказанию первой помощи — это, прежде всего, элементарные действия, не требующие от человека специализированной медицинской подготовки. Алгоритмами этих действий может овладеть любой человек независимо от возраста и образования.
Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет первую помощь как особый вид помощи (отличный от медицинской), оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала, а также указывает (ч.4), что каждый гражданин имеет право оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Цель её заключается в устранении явлений, угрожающих жизни, а также – в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»): отсутствие сознания; остановка дыхания и кровообращения; наружные кровотечения; инородные тела верхних дыхательных путей; травмы различных областей тела; ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения; отморожение и другие эффекты воздействия низких температур; отравления.
Кроме простейших практических приемов непосредственной помощи к оказываемым мерам помощи пострадавшему являются: вызов службы спасения, придание пострадавшему оптимального положения тела контроль состояния пострадавшего и оказание психологической поддержки, а также передача пострадавшего медикам.
Информация по приемам оказания первой помощи является открытой и доступна в печатной литературе и интернет-ресурсах.
В ходе работы над проектом был проведен социальный опрос студентов техникума и населения. На вопрос «Назовите причины, по которым большинство людей не может оказать, не оказывает первую (доврачебную) помощь пострадавшим» были ответы:
торопишься по своим делам (нет времени на оказание помощи);
равнодушие (неинтересны чужие проблемы);
брезгливость;
боязнь бюрократических последствий после;
нежелание брать ответственность за чужую жизнь;
незнание способов и алгоритма помощи;
страх заразиться инфекциями;
страх неправильно оказать помощь;
страх ответственности за неправильную помощь;
предположение, что человек в алкогольном опьянении;
незнание телефона скорой помощи;
отсутствие опыта по оказанию помощи;
отсутствие средств помощи;
надежда, что кто-то другой из очевидцев справится (возьмется);
боязнь осуждения и оценки очевидцев;
отсутствуют полномочия для оказания помощи (я не врач и не спасатель);
растерянность, стресс.
Данный опрос показал, что большинство респондентов не хотели бы остаться безучастными, но при полном отсутствии реального опыта оказания первой помощи не совсем ясно представляют себе, что именно надо делать в рамках оказания первой помощи.
Так же была беседа с действующими врачами «Скорой помощи». Выяснилось, что приезжая на вызовы медики чаще встречают очевидцев, которые растеряны происходящим ухудшением здоровья пострадавших. От того, что пришлось оказаться в ситуации нестандартной, отличной от обычной, где все здоровы и нет угрозы жизни – большинство людей не могут принять решительных мер по оказанию посильной первой помощи. Замечательно, что даже в такой стрессовой ситуации люди вызывают помощь специалистов. Случаи грамотного оказания первой помощи до приезда спасателей составляют менее 20%.
Очевидцы событий, когда требуется срочная помощь другому человеку, очень часто избегают присутствия в сложившейся ситуации, а те, кто и хотел бы прийти на помощь – элементарно не знают, что именно делать с пострадавшим. По беседам на тему опроса выяснилось, что ни одному из опрошенных не приходилось лично оказываться в подобных теме опроса ситуациях. Большинство не представляет свою реакцию на месте событий.
Хочется предложить некоторые направления в социальной политике страны, направленные на привитие населению норм и навыков помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях:
Для профилактики равнодушного и негативного отношения к участию в первой помощи возможны ужесточения закона за безответственное поведение. И, наоборот, смягчение для реальных участников в мерах доврачебной помощи – это чтобы люди не боялись ответственности за неправильно оказанную помощь.
Необходимо запускать социальные проекты (видеопроекты) по телевидению и в интернете, носящие креативный характер. Форма подачи должна предлагаться соответственно потребителям информации (сериал, где сюжетную линию сопровождают ситуации с помощью пострадавшим, этап компьютерной игры, детские мультфильмы с практическим уклоном). Эффективны будут короткие социальные ролики на манер рекламы, которую невозможно отключить, пока не пройдет какое-то время. Главное условие – регулярность подачи, чтобы население информацию о практической первой помощи получало длительное время, и она приобрела характер отложившейся в памяти до автоматизма.
Печатная продукция может легко достигнуть потребителя на пустующих баннерах (пока их не заняли рекламой), информационных стендах, в общественном транспорте, на остановках, в меню-салфетках пиццерий, которые вкладываются в поднос заказа. Условиями являются наглядность, красочность, доступность информации.
Мы подготовили игровой проект по внедрению первоначальных знаний первой помощи в детских садах. Данный возраст был выбран, так как: в раннем возрасте ребята не знают телефон экстренной службы; часто дети не знают свой адрес, а при вызове «Скорой помощи» это имеет решающее значение; в силу возраста дошкольники неуверенно завязывают узлы, и недостаточно туго делают повязки.
В результате занятий планируется научить детей: избегать опасных ситуаций, не паниковать при виде крови, обращаться за помощью и вызывать службу спасения. Таким образом, у ребенка будут развиваться базовые знания и навыки еще в дошкольном возрасте.
Рис.1.Занятие в детском саду – знакомство с бинтом и пластырем
Для того чтобы внедрить проекты в жизнь важно, чтобы они были услышаны на уровне различных министерств (культуры, просвещения, здравоохранения, социальной защиты, цифрового развития и связи и др.). А можно каждому начать с саморазвития – прочитать краткий курс первой помощи пострадавшим.
Литература:
- Красильникова И. М. Неотложная доврачебная медицинская помощь: Учебное пособие / Красильникова И.М., Моисеева Е.Г. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 187 с.
- Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: уч.пособие / С. В. Еманова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. –142 с.