По данным ВОЗ, 60 % погибших в результате несчастных случаев в мирное время могли быть спасены, если бы медицинскую помощь им оказали своевременно, что свидетельствует о низкой эффективности системы оказания очевидцами первой медицинской помощи. В настоящее время нет единой системы оказания первой помощи для лиц без медицинского образования как в мире, так и в Российской Федерации. Согласно государственному образовательному стандарту РФ, ученик девятого класса средней школы обязан владеть навыками оказания первой медицинской помощи, на этом ограничивается государственное регулирования вопроса приобретения навыком оказания первой медицинской помощи гражданским населением. В связи с чем, последующее их приобретение зависит от желания каждого отдельного гражданина, для мотивации действующее законодательство предусматривает поощрения для граждан, оказавших первую помощь, так же действует Государственный стандарт «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» [4].
Для водителей Минобрнауки в 2013 году утвердило программу профессионального обучения [2], которая включает алгоритм обучения оказания первой помощи. Данная программа является эффективной в теории, поскольку значительный процент населения обладает правом управления транспортными средствами, однако, на практике данное обучение не проводится.
Необходимо отметить, что на данный момент проводятся рад программ по обучению гражданского населения навыкам оказания первой помощи, в том числе, по инициативе Центра экстренной психологической помощи МЧС России уже стартовал проект «Научись спасать жизнь». В 2015 году в разных субъектах в рамках различных мероприятий по культуре безопасности жизнедеятельности прошли презентации проекта. Нужно отметить, что еще с 2014 года МЧС России проводит всероссийские соревнования по оказанию первой помощи и психологической поддержки среди студенческих добровольческих отрядов «Человеческий фактор. На данный момент пособие проекта «Научись спасать жизнь» переведено более, чем на 30 языков и активно внедряется для обучения в регионах.
Поэтому, является целесообразным внедрение иными органами власти, учреждениями подобных программ, с особенностями различного характера, с учетом природной и народной дифференциации территории государства. Создание системы обучения первой помощи позволит снизить неблагоприятные и летальные исходы в чрезвычайных ситуациях, повысит частоту и качество оказания первой помощи. При выработке и внедрении программы обучения, необходимо учитывать, что организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях осуществляются в соответствии со ст. 41 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [1].
Получение навыков является добровольным и зависит от воли каждого отдельного гражданина. В связи с чем, является целесообразным проведение в территориальных отделениях компетентных органов инструктажа гражданского населения по вопросам мероприятий по оказанию первой помощи пострадавшим.
Система оказания первой помощи пострадавшим состоит в цепочке мероприятий, которые осуществляются последовательно, именно:
- оказание комплекса мероприятий первой помощи
- оказание медицинской помощи на месте происшествия
- оказание медицинской помощи в пути следования в лечебное или иное учреждение
- оказание медицинской помощи в лечебном учреждении
Первая доврачебная помощь пострадавшим включает в себя простейшие мероприятия, которые необходимы для сохранения здоровья и спасения жизни человека. Первая помощь оказывается гражданам при ситуациях, угрожающих их жизнью и здоровью, травмах, несчастных случаях.
Таким образом, обучение целесообразно проводить в рамках двух системных этапов, именно:
1) Инструктаж оказания помощи на месте происшествия, который включает в себя: определение угрожающих факторов, их устранение, прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего, оценка количества пострадавших, перемещение пострадавшего (при отсутствии тяжких повреждений), вызов квалифицированной помощи, и оказания мероприятий первой помощи при необходимости.
2) Инструктаж оказания медицинской помощи при отсутствии возможности быстрого оказания квалифицированной медицинской помощи подразумевает прохождение квалифицированного обучения в медицинском образовательном учреждении с последующим получением подтверждающего документа.
Указанные системы включают в себя освоение теоретических знаний и практических навыков оказания первой помощи, по итогам которых, гражданин будет уметь определять характер и тяжесть повреждения и при необходимости принимать срочные меры по восстановлению дыхания и сердечной деятельности, по борьбе с кровотечением, накладывать транспортные шины, а также знать правила обращения с пострадавшими и т. д. Будет уметь пользоваться подручными средствами (импровизированные жгуты, шины, повязки, носилки и др.) в целях предотвращения ухудшения состояния пострадавшего.
Создание доступной системы обучения является важной государственной задачей, при этом, система обучения должна быть простой, экономичной, массовой и эффективной, которая позволит охватить наибольшее количество населения Российской Федерации. Для получения результатов по проведению обучения гражданского населения, в территориальных единицах должны проводиться мероприятия по пропаганде и формированию мотивации для получения навыков оказания первой помощи.
Литература:
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // «Российская газета», № 263, 23.11.2011.
- Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 № 33026) // «Российская газета» (специальный выпуск), № 172/1, 01.08.2014.
- Колодкин А. А., Дежурный Л. И., Линченко С. Н., Старченко В. И., Пухняк Д. В. Обучение населения навыкам оказания первой помощи силами студенческого спасательного отрада // Кубанский научный медицинский вестник. 2015. № 5 (154). С. 83–84.
- ГОСТ Р 22.0.02–094 Государственный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий. [Электронный ресурс] — http://docs.cntd.ru/document/gost-r-22–0-02–94
- Беспалов О. Э., Линейцева М. А. Подготовка населения к действиям в условиях чрезвычайно ситуации. Основные понятия и требования // Справочник врача общей практики. 2014. С. 72–78.