Нейропсихологические упражнения на уроках английского языка в младшей школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (477) июль 2023 г.

Дата публикации: 02.08.2023

Статья просмотрена: 430 раз

Библиографическое описание:

Штин, Н. Д. Нейропсихологические упражнения на уроках английского языка в младшей школе / Н. Д. Штин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 30 (477). — С. 162-165. — URL: https://moluch.ru/archive/477/105077/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор рассматривает способы использования нейропсихологических упражнений на уроках английского языка.

Ключевые слова: английский язык, игровая форма, урок, нейропсихологические упражнения.

Современные дети и взрослые живут в среде, которую сейчас зачастую называют информационным полем. Информация поступает из различных источников и заставляет наш мозг перерабатывать и фильтровать ее. Однако существует определенная группа людей, которым в недостаточной степени удается совершить данный процесс — дети, а в особенности младшие школьники. Младшие школьники изо дня в день пытаются запомнить множество элементов информации, в результате чего может наступить переутомление и проблемы с памятью.

Для того чтобы ребенок запомнил какую-либо важную учебную информацию, необходимо, чтобы в мозге сформировалась нейронная связь. Большинство нейронных связей формируются в раннем возрасте, именно поэтому иностранные языке лучше всего начинать учить в школьном возрасте. Однако на современном этапе детям сложно сформировать устойчивые нейронные связи из-за избытка информации, поступающей «из вне».

В связи с этим многие педагоги стараются использовать различные виды активностей на уроке, в том числе игры и нейропсихологические упражнения, которые позволят школьникам запомнить и усвоить всю информацию в игровой форме, при этом развивая свой мозг.

Нейропсихология — это наука на стыке психологии и нейронауки, которая изучает головной мозг и процессы, происходящие в нем. Предмет науки — мозговая организация психических функций. За последние годы наука шагнула вперед — ученые расширили представление о строении мозга и его о психических функциях. В связи с этим предлагаются улучшенные методики работы с детьми, которые имеют нарушения с данной стороны [1]. Однако нейропсихологические упражнения используются не только для борьбы с отстающими учениками, но и для обучающихся, которые успевают хорошо.

Рассмотрим несколько преимуществ использования нейропсихологических упражнений на уроках. Во-первых, повышается интерес и мотивация к обучению, поскольку нейропсихологические упражнения чаще всего представляют собой комплекс увлекательных заданий, которые дети выполняют с удовольствием. Во-вторых, повышается эффективность дальнейшей деятельности на уроке, так как оба полушария мозга включаются в работу и позволяют школьникам сосредоточить внимание на запоминании нужной информации. Исходя из последнего вывода, мы можем сказать, что таким же образом улучшается и память, и мыслительные функции, а также устойчивость к стрессовым ситуациям [2].

Для достижения результата при использовании нейропсихологических упражнений и игр необходимо понимать, что использовании данной технологии опирается на несколько принципов, среди которых:

  1. Коррекционный — упражнения используются для коррекции неуспеваемости и развития психических функций.
  2. Эмоционально-реабилитационный — повышение мотивации к обучению.
  3. Стимулирующий — стимулирование разных видов деятельности [3].

Все упражнения данного типа мы можем разделить на две группы: это могут быть упражнения двигательного характера, а также упражнения «не выходя из-за стола». Первая группа упражнений используется во время физкультминуток на уроке английского языка с целью релаксации. Вторая группа может быть использована на любом этапе урока: закрепление лексики или изучение нового грамматического материала.

Рассмотрим, прежде всего, упражнения, используемые в качестве релаксации, то есть физкультминутки. Нужно отметить, что каждая физкультминутка может содержать не только комплекс физических упражнений, но и повторение какого-либо материала в игровой форме.

Самая популярная разминка на уроке — это повторение действий за учителем, однако можно ее немного усложнить. Учитель произносит команду, но выполняет другое действие. Например, учитель говорит: «Hands up!», а сам приседает; при этом школьники должны выполнить то, что учитель называет, а не показывает. Такое упражнение развивает внимательность и умение слушать. Одновременно с этим школьники заучивают команды на английском языке.

Другим разминочным упражнением может быть предложено следующее: учитель просит сосчитать до того числа, которое выучено школьниками на иностранном языке. При этом обучающиеся должны поочередно менять руки: одна на носу, другая на левом или правом ухе. Каждое новое число — смена рук. Данное упражнение тренирует память, внимание и мелкую моторику рук, что позволяет стимулировать мозг для дальнейшей работы.

Еще одним нейроупражнением во время физкультминутки может быть повторение какой-либо лексики. Здесь можно опираться на ту лексику, которую можно или изобразить или адаптировать под данное упражнение. Например, возьмем два простых слова: water (вода), land (земля). Все обучающиеся встают так, чтобы не задеть соседа и выполняют команды учителя. При произнесении слова “water” школьники должны прыгнуть вперед, как бы на другой берег, а при слове “land” прыгнуть на то место, где они были, то есть на свой берег. Можно в данном случае использовать веревку и выполнять вместе у доски. Если задание слишком простое для школьников, можно усложнить, выполняя задание неправильно, или попросить повторять команду вслух за учителем.

Далее рассмотрим вторую группу упражнений, которые используются во время урока с целью закрепления нового материала. Возьмем для примера языковой материал, положенный для изучения на уроках английского языка во втором классе. На самом раннем этапе школьники изучают цвета. Наилучшим образом данная лексика запомнится, если будет использована на практике — например, в рисовании. Для этого школьникам предлагается два столбика пустых кружочков (или любых других фигур, символов). Их задача внимательно выслушать команду учителя и закрасить левой рукой кружок в один цвет, а правой рукой другой кружок в другой цвет. При этом задание нужно выполнять одновременно. Данное упражнение стимулирует оба полушария мозга, что позволяет настроиться на эффективную работу на уроке.

Предыдущее упражнение настраивает ребят на запоминание цветов на слух, необходимо также запомнить и их написание. Для этого обучающимся предлагается ряд цветов на листочке; при этом написанный цвет не будет соответствовать тому цвету, которым это слово напечатано. Например: yellow (желтый) будет напечатан красным цветом и так далее. Задача обучающихся назвать тот цвет, который написан, а не тот, которым он напечатан.

Также для запоминания цветов можно предложить школьникам раскраски по номерам, где рядом с номером будет написан цвет, в который нужно раскрасить данный объект на картинке. Таким образом, школьники будут развивать внимательность и запомнят новую лексику.

Для любого набора лексических единиц может быть использована игра «Бинго». Все лексические единицы, желательно по одной теме, например «Игрушки», располагаются на поле 6*6, или больше, в зависимости от возраста и сложности лексических единиц. При этом школьники сами могут нарисовать эти предметы в квадратах, если позволяет время. Затем учитель называет слова на английском языке, а школьники должны поставить фишку или любой подходящий предмет на квадрат с этим предметом. Если ряд заполняется, обучающийся говорит «Бинго». В данном случае также развивается внимание, школьники легко запоминают новые лексические единицы. Затем право называть слова может перейти к кому-либо из обучающихся.

Таким образом, использование нейропсихологических упражнений имеет ряд преимуществ для использования на уроке. Они развивают мелкую моторику рук, память, внимание и мышление. Они позволяют школьникам в игровой форме запомнить материал, который может быть трудным для усвоения просто при прочтении или показе. Более того, они позволяют неуспевающим ученикам оказаться в ситуации успеха, которая так необходима им во время урока. Нейропсихологические упражнения формируют нейронные связи, способствующие прочному усвоению знаний.

Литература:

  1. Баулина, М. Е. Нейропсихология: учебник для вузов / М. Е. Баулина. —: Владос, 2018. — 391 c. — Текст: непосредственный.
  2. Кисиль, И. А. Нейропсихологические упражнения, помогающие в преподавании иностранного языка / И. А. Кисиль. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 48–52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/465/17533/ (дата обращения: 20.07.2023).
  3. Праведникова, И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения / И. И. Праведникова. — Москва: АЙРИС-пресс, 2018. — 112 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, упражнение, школьник, игровая форма, урок, время урока, группа упражнений, запоминание цветов, команда учителя, мелкая моторика рук.


Ключевые слова

английский язык, урок, игровая форма, нейропсихологические упражнения

Похожие статьи

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игровых технологий в начальной школе в обучении грамматике испанского языка

В статье автор предлагает методику формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы с использованием игровых технологий на уроках испанского языка.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков

В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.

Использование нейропсихологических упражнений в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье автор описывает особенности нейропсихологического подхода к коррекции дисграфии у младших школьников, рассматривает возможности использования различных нейропсихологических упражнений для становления процесса письма.

Нейропсихологические упражнения, помогающие в преподавании иностранного языка

В статье авторы описывают как применяется нейропсихология и нейропедагогика в преподавании иностранных языков.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Игровые упражнения для обучения общению на уроке английского языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Описаны функции игры. Приводятся примеры игровых заданий на уроке английского языка.

Похожие статьи

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игровых технологий в начальной школе в обучении грамматике испанского языка

В статье автор предлагает методику формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы с использованием игровых технологий на уроках испанского языка.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Прикладные методики в преподавании английского языка. Повышение мотивации учащихся в изучении иностранных языков

В статье описываются примеры эффективных способов мотивации и привлечения внимания учащихся к изучению иностранных языков.

Использование нейропсихологических упражнений в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье автор описывает особенности нейропсихологического подхода к коррекции дисграфии у младших школьников, рассматривает возможности использования различных нейропсихологических упражнений для становления процесса письма.

Нейропсихологические упражнения, помогающие в преподавании иностранного языка

В статье авторы описывают как применяется нейропсихология и нейропедагогика в преподавании иностранных языков.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе

В статье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений. Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Игровые упражнения для обучения общению на уроке английского языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Описаны функции игры. Приводятся примеры игровых заданий на уроке английского языка.

Задать вопрос