Теоретическое исследование отношения к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (476) июль 2023 г.

Дата публикации: 22.07.2023

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Прохорова, Е. А. Теоретическое исследование отношения к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки / Е. А. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29 (476). — С. 109-118. — URL: https://moluch.ru/archive/476/105034/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует отношение к процессу обучения и последующих профессиональных страхов консультативной работы психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки.

Ключевые слова : профессиональные страхи, социальные страхи, педагогическая система, профессиональная деятельность.

Данная статья является теоретической частью магистерской диссертации, впоследствии будет проведено также эмпирическое исследование и анализ полученных результатов, смоделирована взаимосвязь отношения к процессу обучения на программах переподготовки психолого-консультантов и проявления профессиональных страхов последующей консультативной работы.

Мы видим актуальность темы диссертации в том, что проблема становления личности и профессиональных страхов будущих психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки, недостаточно представлены в научной литературе и недостаточно исследованы. Кроме того, не описана и не исследована взаимосвязь отношения к процессу обучения на программах переподготовки и проявления последующих профессиональных страхов консультативной деятельности психологов. Как правило, в психологических исследованиях и литературе рассматриваются аспекты становления личности в профессиональной среде, начиная с самоопределения школьников и развитие самосознания студентов психологических факультетов, но не освещены вопросы, связанные с развитием в новой профессии зрелых личностей, получающих новую профессию.

В качестве проблемы исследования, подтверждающей актуальность выбранной темы, мы видим несколько противоречий:

— между высокой социальной значимостью профессии психолога и недостаточным качеством и методологической проработанностью программ профессиональной переподготовки,

— между растущими требованиями общества к профессиональным психологам и недостаточной готовностью к консультативной деятельности психологов, прошедших переподготовку, характеризующуюся профессиональными страхами,

— между отсутствием разработанности проблемы становления личности психолога в зрелом возрасте, присущим в этот период профессиональным страхам и дефицитом исследований этой темы и, как следствие, путей решения.

В качестве объекта исследования мы выделяем отношение к процессу профессионального обучения студентов-психологов, проходящих программы профессиональной переподготовки.

Предметом исследования выступает взаимосвязь отношения к обучению и проявления последующих профессиональных страхов консультативной деятельности психологов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что отношение студента к процессу обучения на программе профессиональной переподготовки психологов взаимосвязано с последующим проявлением профессиональных страхов консультативной деятельности.

Специфика отношений студента к процессу обучения на программах профессиональной переподготовки и его значение в становление личности специалиста

Проведя теоретическое исследование по заявленной теме, мы пришли к понимаю, что большинство работ и исследований посвящены становлению в профессии и отношению к процессу обучения молодых людей, получающих первое высшее образование в сфере психологии, но в научной литературе практически не рассмотрен феномен становления личности уже зрелого специалиста, проходящего профессиональную переподготовку в рамках дополнительного профессионального образования.

В нашем исследовании, прежде всего, важно начать с того, чтобы выделить, что именно мы будем включать в понятие «отношение к процессу обучения» и сделать акцент на том, что рассматриваться будут взрослые личности, проходящие профессиональную переподготовку и получающие, вероятно, уже не первую профессию.

Согласно психологическому словарю Шапаря Б. В. [10, c. 351] можно выделить следующее определение: «Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе). Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности. Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр. Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе совместной деятельности. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:

1) на уровне социальных общностей — отношения классовые, национальные, групповые, семейные;

2) на уровне занятых некоей деятельностью групп — отношения производственные, учебные, театральные;

3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах — отношения межличностные;

4) отношения внутриличностные — например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.»

В отечественной психологической науке концепция отношений человека была предложена и разрабатывалась А. Ф. Лазурским, а в дальнейшем была дополнена и развивалась В. Н. Мясищевым.

По Мясищеву [7] важнейшим элементом психологии личности является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений, где общественные отношения рассматриваются, как система связей личности с действительностью.

Общественные отношения существуют в двух формах:

— объективные общественные отношения;

— субъективные общественные отношения (отношения личности, психологические, внутренние, жизненные отношения), что составляет ядро личности.

Психологические отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.

В рамках данного исследования мы будем рассматривать отношение личности к определенной действительности, а именно к процессу обучения, реализуемому в сфере дополнительного профессионального образования, когда слушатели проходят программы профессиональной переподготовки.

Соответственно, важно рассмотреть педагогическую систему дополнительного профессионального образования, как действительность, отношение к которой мы рассматриваем.

При изучении теоретической базы данного вопроса важно начать с теории педагогической системы Н. В. Кузьминой.

Автор пишет: «Система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [5, с. 7–52].

Структурные компоненты — это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых, собственно, образует эти системы, во-первых, и отличает от всех других (не педагогических) систем, во-вторых. В трактовке Н. В. Кузьминой педагогическая система включает семь структурных элементов:

— цели,

— содержание образования (учебная информация),

— средства педагогической коммуникации,

— учащиеся,

— педагоги,

— критерии оценки образовательной системы,

— последующая образовательная система.

По мнению Н. В. Кузьминой «названные компоненты необходимы и достаточны для создания педагогической системы. При исключении любого из них — нет системы» (рис. 1.).

Модель взаимосвязи структурных и функциональных компонентов педагогической системы (по Н. В. Кузьминой)

Рис. 1. Модель взаимосвязи структурных и функциональных компонентов педагогической системы (по Н. В. Кузьминой)

Функциональные компоненты — это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются семь основных функциональных компонентов:

— гностический (состав преподавателей),

— проектировочный (цели образования),

— конструктивный (научная и учебная информация),

— коммуникативный (средства образовательной коммуникации),

— организаторский (учащиеся),

— прогностический (последующая образовательная система),

— оценочный (критерии оценки качества образовательной системы).

Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности.

Кузьмина Н. В. определяет педагогическую систему как взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе.

Таким образом, мы пришли к выводу, что отношение студента к обучению на программах профессиональной переподготовки есть интегрированное оценочное восприятие им элементов педагогической системы, в которой он находится, состоящих из:

— отношения к составу преподавателей,

— отношение к цели образования,

— отношение к научной и учебной информации,

— отношение к средствам образовательной коммуникации,

— отношение к другим учащимся,

— отношение к последующей образовательной системе,

— отношение к качеству образовательной системы.

Феномен профессиональных страхов в работе психолога

В продолжении раскрытия теоретических аспектов изучаемых понятий данной диссертации перейдем к рассмотрению феномена профессиональных страхов.

Как пишет Миниярова В. Я. [6, с. 11], у отдельных молодых людей в студенческий период жизни наблюдается пассивное отношение к овладению будущей профессиональной деятельностью, связанное со страхом проявления характерологических свойств личности, что тормозит процесс их профессионального развития. Причиной этому является то, что страхи, возникшие в детском возрасте, остаются на длительный период времени, и многие из них перерастают в социальные страхи, сопровождающие молодых людей на многие годы.

В связи с этим, работа со страхами в студенческий период жизни становится социально-психологической проблемой, поскольку они не позволяют, как в процессе обучения, так и в последующем, активно адаптироваться к тем социальным условиям, которые требуют от личности максимального проявления профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих быстрое освоение профессиональной деятельности и конкурентоспособность на рынке труда.

Следует определиться и с понятийным аппаратом, используемым в данном разделе выпускной квалификационной работы.

Краткий психологический словарь Л. А. Карпенко [3, с. 344] дает следующее определение: «Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности». И далее «если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность человека к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно. Сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими и способны сохраниться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии».

Анализ научно-психологической литературы (Г. М. Андреева, В. А. Андрусенко, М. В. Герасимов, Л. Н. Трошева, B. C. Дерябин, В. А. Моляко, B. C. Полякова, О. А. Прилутская, Г. А. Хропова, Ю. В. Щербатых, Е. И. Ивлева) говорит о том, что социальные страхи в профессиональной деятельности практических психологов редко являются предметом научных исследований в отечественной психологии. Отсутствует единый взгляд на научное определение данного феномена. На основании теоретического анализа по данной проблематике Н. В. Ермак [1, с. 8] предложила следующее определение профессионального страха: Профессиональный страх это вид социального страха, который проявляется у специалиста в ситуации угрозы собственному достоинству, когда происходит самооценивание или оценивание значимыми людьми его профессиональной деятельности.

В свою очередь, социальный страх — страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия (О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев) [9, с. 27]. Социальные страхи связаны с исполнением каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь пользоваться местами общепита, общественным туалетом, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны), или даже просто общения с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола (О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев). Чаще всего социальные страхи выражаются в страхе оказаться в центре внимания, в болезненных опасениях негативной оценки окружающих и в избегании подобных ситуаций (Щербатых Ю. В.). Анализ социокультурных детерминант возникновения и развития социальных страхов в России представлен в трудах А. Ахиезера, Т. И. Заславской, К.Касьяновой, С. Кара-Мурзы, О. А. Сагалаковой, Д. В. Труевцева, Ю. В. Щербатых.

Анализ литературы показал, что социальные страхи являются довольно распространенным явлением среди людей, избравших профессию, связанную с коммуникацией, к которым можно отнести и профессию психолога. Профессия психолога, относящаяся к группе профессий «человек — человек» (Е. А. Климов), подразумевает наличие широкого репертуара навыков социального взаимодействия, низкого уровня социальных тревог и страхов, высокой коммуникативной компетентности. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных изучению личности психолога (Г. С. Абрамова, А. Ф. Бондаренко, И. В. Дубровина, С. Д. Максименко, М. В. Молоканов и др.) проблем профессионального становления (Т. М. Буякас, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Г. Ю. Любимова, Л. Э. Орбан и др.), подготовки специалистов в высшей школе (Ю. Г. Долинская, М. Р. Минигалиева, В. И. Носков, Р. И. Рейнвальд и др.), в современных научных исследованиях не удалось обнаружить работ, направленных на анализ социальных страхов студентов-психологов.

Тема социальных страхов нашла отражение и в работах Джозефа Вольпе. Автор говорит о том, что, однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучиваются, автоматизируются, поддерживаются и воспроизводятся, распространяясь на смежные социальные ситуации. Так, страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия Вольпе называл социальным страхом [8, с. 22].

В своей работе Вольпе изучил большое количество различных социальных страхов. Некоторые из них встречались довольно часто. Это: страх критики; страх быть отвергнутым; страх оказаться в центре внимания; страх показаться неполноценным; страх начальства; страх новых ситуаций; страх предъявлять претензии; страх не суметь отказать в требовании; страх сказать «нет».

Кроме того, Д. Вольпе отмечает, что большинство социальных страхов имеют множественный характер, т. е. человек редко боится только начальства, чаще всего вместе с этим он боится и критики, и предъявлять требования, и оказаться в центре внимания. Социальные страхи легко распространяются на смежные социальные ситуации и схожие социальные объекты, что в конечном счете приводит к повышенной тревожности и невротизации.

Далее, ориентируясь на научные исследования и работы Н. В. Ермак [1, с. 8] можно говорить о том, что в отечественной психологии выделяются две основные причины, приводящие к переживаниям профессиональных страхов у специалистов психологического профиля:

— неготовность к психологическому труду как следствие низкого уровня подготовки и наличия, различных внутриличностных неразрешенных проблем (О. Б. Долгинова, Е. В. Красная, М. В. Молоканов, Е. В. Шерягина, Т. С. Яценко);

— сложности, связанные с содержанием профессионального труда (С. А. Кулаков, А. Н. Молостова, Н. В. Пилипко, О. А. Щанкина, Ю. В. Щукина, Э. Т. Эйдемиллер).

Изучение работ по исследованию динамики социальных страхов подводит к выводу, что в отечественной психологии хорошо освещена лишь половозрастная динамика страхов у детей и подростков (М. И. Буянов, А. И. Захаров, А. И. Петченко и др.), половозрастная динамика социальных страхов людей зрелого и пожилого возраста отражена только в отдельных работах (Ю. В. Щербатых, Е. И. Ивлева). В то время, как работы по исследованию динамики профессиональных страхов у практических психологов в литературе не обнаружены. Также недостаточно изучены детерминанты профессиональных страхов, особенно у психологов со стажем работы.

Теоретический анализ литературы позволил выделить три группы факторов, взаимосвязанных с частотой проявления и интенсивностью переживания профессиональных страхов.

Социально-психологические факторы отражают негативные особенности микросоциального взаимодействия, проявляющиеся в неадекватности межличностных отношений и включающих в себя негативные характеристики педагогического коллектива (негативный социально-психологический климат и др.) и индивидуальные качества некоторых педагогов, негативно сказывающихся на взаимодействии с психологом (высокая личностная тревожность и наличие профессиональных страхов и др.).

Личностные факторы отражают индивидуальные особенности специалиста, идущие вразрез с характеристиками психограммы психолога.

Профессиональные факторы отражают низкий уровень профессиональной психологической подготовки и главного её критерия — профессиональной компетентности.

Кроме того, Н. В. Ермак пишет о том, что особенности развития профессионализма (профессиональные мотивация, самосознание, удовлетворенность, самооценка, компетентность и др.) и ряда индивидуально-психологических качеств личности (тревожность, конформизм, озабоченность, доверчивость, социабельность, внутриличностная конфликтность и пр.) взаимосвязаны с проявлениями профессиональных страхов психологов.

Таким образом, обобщая изученные материалы, можно выделить следующие профессиональные страхи психологов-консультантов, выделенные различными авторами:

  1. страх профессиональной оценки со стороны (сообществом, коллегами, супервизором и т. п.), критики,
  2. страх публичных выступлений, страх оказаться в центре внимания,
  3. страх оценки со стороны клиента, получения негативной обратной связи от клиентов,
  4. страх личной профессиональной некомпетентности,
  5. страх профессионального отвержения и отсутствия поддержки со стороны профессионального сообщества, коллег,
  6. страх профессиональной беспомощности в трудных ситуациях с клиентами, страх «трудных» клиентов,
  7. страх экономической несостоятельности, отсутствия клиентов, востребованности, потери работы,
  8. страх дискредитации профессиональной деятельности со стороны общества, близких людей, отсутствия поддержки.
  9. страх успеха в профессиональной деятельности,
  10. страх профессиональной незащищенности,
  11. страх манипуляции со стороны клиента, страх, что клиент причинит психологическую боль,
  12. страх не понравится клиенту,
  13. страх быть ненужным клиенту (отказ от психологической помощи или досрочное завершение терапии со стороны клиента),
  14. страх проявить инициативу,
  15. страх смерти клиента,
  16. страх быть обвиненным со стороны клиента (в неудаче, в отсутствии помощи и результатов, неуспешности терапии и т. п.)
  17. страхи негативного воздействия со стороны клиента, страх перед агрессивными, негативно настроенными клиентами,
  18. страх высокой ответственности,
  19. страх ошибиться,
  20. страх профессиональной деградации или остановки развития карьеры,
  21. страх встретиться с сильными чувствами и состояниями клиента,
  22. страх переноса и контрпереноса, страх собственных не проработанных установок, которые могут помешать в работе с клиентами,
  23. страх не преуспеть в конкурентной борьбе,
  24. страх показаться неполноценным,
  25. страх начальства,
  26. страх новых ситуаций,
  27. страх не суметь отказать, страх сказать «нет»,
  28. страх предъявить претензии,
  29. страх потери качества консультирования из-за технических сбоев.

В итоге рассмотрения данного вопроса мы предлагаем следующее определение: профессиональный страх это страх, который проявляется в процессе подготовки, реализации и оценки профессиональной деятельности.

Здесь же уместно обратить внимание на структуру профессиональной деятельности, предложенную Е. А. Климовым (рис. 2).

Структура профессиональной деятельности по Е. А. Климову

Рис. 2. Структура профессиональной деятельности по Е. А. Климову

Так, автор выделяет в структуре профессиональной деятельности следующие компоненты [4]:

— заданные цели, представления о результате труда;

— заданный предмет труда (исходный материал — не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, и любая система, например, биологическая, техническая или неживая природная, социальная, знаковая, понятийная, художественно-эстетическая). В случае психолога, предметом труда является человек, а точнее психическая деятельность;

— система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различны, начиная от игрушечных весов, посредством которых воспитатель детского сада, выполняя свои трудовые функции, вовлекает детей «поиграть в магазин», и кончая современными автоматизированными средствами управления производственными объектами, процессами, скажем, управления энергосистемой района, сортировочной горкой железнодорожного узла, воздушным движением аэропорта и т. п.). В нашем рассматриваемом случае средства труда психолога — это его внутренние средства: профессиональный опыт и знания, аналитическое мышление, эмпатия, движения, мимика и голос, а также технические устройства, например, компьютер, диагностические методики, стимульный материал и т. п.;

— система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций). Трудовые функции психолога в социальной сфере согласно профессиональному стандарту являются, в частности, выявление проблем, индивидуальное и групповое консультирование, проведение психологических тренингов, работа по психологическому просвещению, разработка программ психологического сопровождения клиента и др.);

— система прав работника (на справедливую и своевременную оплату труда, безопасные для здоровья и жизни условия работы и другие в соответствии с существующим трудовым законодательством).;

— производственная среда (предметные, информационные, социальные условия труда).

На основании вышеизложенного мы предприняли попытку классифицировать в соответствии со структурой профессиональной деятельности профессиональные страхи, выделенные нами выше.

Итак, основываясь на структуре профессиональной деятельности, предложенной Е. А. Климовым мы сформировали классификацию профессиональных страхов психологов-консультантов по этапам профессиональной деятельности (таблица 1).

К каждому из трех этапов были подобраны соответствующие страхи в зависимости от компонента структуры профессиональной деятельности. Этапы профессиональной деятельности выделены нами как подготовка профессиональной деятельности, реализация профессиональной деятельности, саморефлексия и оценка профессиональной деятельности.

Таблица 1

Классификация профессиональных страхов психологов-консультантов по этапам профессиональной деятельности

Подготовка / проектирование профессиональной деятельности

Реализация профессиональной деятельности

Саморефлексия и оценка деятельности

Заданные цели, представления о результате труда

4. Страх личной профессиональной некомпетентности.

8. Страх дискредитации профессиональной деятельности со стороны общества, близких людей, отсутствия поддержки, критика.

6. страх профессиональной беспомощности в трудных ситуациях с клиентами, страх «трудных» клиентов.

9. Страх успеха в профессиональной деятельности.

12. Страх не понравится клиенту.

18. Страх высокой ответственности.

19. Страх ошибиться.

21. Страх встретиться с сильными чувствами и состояниями клиента.

22. Страх переноса и контрпереноса, страх собственных не проработанных установок, которые могут помешать в работе с клиентами.

26. Страх новых ситуаций.

9. Страх успеха в профессиональной деятельности.

11. Страх манипуляции со стороны клиента, страх, что клиент причинит психологическую боль.

13. Страх быть ненужным клиенту (отказ от психологической помощи или досрочное завершение терапии со стороны клиента).

15. Страх смерти клиента.

19. Страх ошибиться.

21. Страх встретиться с сильными чувствами и состояниями клиента.

22. Страх переноса и контрпереноса, страх собственных не проработанных установок, которые могут помешать в работе с клиентами.

26. Страх новых ситуаций.

3. Страх оценки со стороны клиента, получения негативной обратной связи от клиентов,

11. Страх манипуляции со стороны клиента, страх, что клиент причинит психологическую боль.

15. Страх смерти клиента.

16. Страх быть обвиненным со стороны клиента (в неудачи, в отсутствии помощи и результатов, неуспешности терапии и т. п.).

22. Страх переноса и контрпереноса, страх собственных не проработанных установок, которые могут помешать в работе с клиентами.

28. Страх предъявить претензии.

Заданный предмет труда

6. страх профессиональной беспомощности в трудных ситуациях с клиентами, страх «трудных» клиентов.

9. Страх успеха в профессиональной деятельности.

12. Страх не понравится клиенту.

18. Страх высокой ответственности.

19. Страх ошибиться.

21. Страх встретиться с сильными чувствами и состояниями клиента.

22. Страх переноса и контрпереноса, страх собственных не проработанных установок, которые могут помешать в работе с клиентами.

24. Страх показаться неполноценным.

26. Страх новых ситуаций.

27. Страх не суметь отказать, страх сказать «нет».

4. Страх личной профессиональной некомпетентности.

6. страх профессиональной беспомощности в трудных ситуациях с клиентами, страх «трудных» клиентов.

11. Страх манипуляции со стороны клиента, страх, что клиент причинит психологическую боль.

13. Страх быть ненужным клиенту (отказ от психологической помощи или досрочное завершение терапии со стороны клиента).

15. Страх смерти клиента.

17. Страхи негативного воздействия со стороны клиента, страх перед агрессивными, негативно настроенными клиентами.

19. Страх ошибиться.

21. Страх встретиться с сильными чувствами и состояниями клиента.

22. Страх переноса и контрпереноса, страх собственных не проработанных установок, которые могут помешать в работе с клиентами.

24. Страх показаться неполноценным.

27. Страх не суметь отказать, страх сказать «нет».

3. Страх оценки со стороны клиента, получения негативной обратной связи от клиентов,

4. Страх личной профессиональной некомпетентности.

11. Страх манипуляции со стороны клиента, страх, что клиент причинит психологическую боль.

15. Страх смерти клиента.

16. Страх быть обвиненным со стороны клиента (в неудачи, в отсутствии помощи и результатов, неуспешности терапии и т. п.).

17. Страхи негативного воздействия со стороны клиента, страх перед агрессивными, негативно настроенными клиентами.

22. Страх переноса и контрпереноса, страх собственных не проработанных установок, которые могут помешать в работе с клиентами.

27. Страх не суметь отказать, страх сказать «нет».

28. Страх предъявить претензии.

Система средств труда

19. Страх ошибиться.

20. Страх профессиональной деградации или остановки развития карьеры.

21. Страх встретиться с сильными чувствами и состояниями клиента.

23. Страх не преуспеть в конкурентной борьбе.

24. Страх показаться неполноценным.

29. Страх потери качества консультирования из-за технических сбоев

2. Страх публичных выступлений, страх оказаться в центре внимания.

7. Страх экономической несостоятельности, отсутствия клиентов, востребованности, потери работы.

19. Страх ошибиться.

21. Страх встретиться с сильными чувствами и состояниями клиента.

23. Страх не преуспеть в конкурентной борьбе.

24. Страх показаться неполноценным.

29. Страх потери качества консультирования из-за технических сбоев

29. Страх потери качества консультирования из-за технических сбоев.

Система профессиональных служебных обязанностей

4. Страх личной профессиональной некомпетентности.

6. страх профессиональной беспомощности в трудных ситуациях с клиентами, страх «трудных» клиентов.

8. Страх дискредитации профессиональной деятельности со стороны общества, близких людей, отсутствия поддержки, критика.

9. Страх успеха в профессиональной деятельности.

12. Страх не понравится клиенту.

19. Страх ошибиться.

26. Страх новых ситуаций.

1. Страх профессиональной оценки со стороны (сообществом, коллегами, супервизором и т. п.), критики.

2. Страх публичных выступлений, страх оказаться в центре внимания.

4. Страх личной профессиональной некомпетентности.

6. страх профессиональной беспомощности в трудных ситуациях с клиентами, страх «трудных» клиентов.

14. Страх проявить инициативу.

15. Страх смерти клиента.

19. Страх ошибиться.

24. Страх показаться неполноценным.

1. Страх профессиональной оценки со стороны (сообществом, коллегами, супервизором и т. п.), критики.

3. Страх оценки со стороны клиента, получения негативной обратной связи от клиентов,

6. страх профессиональной беспомощности в трудных ситуациях с клиентами, страх «трудных» клиентов.

15. Страх смерти клиента.

16. Страх быть обвиненным со стороны клиента (в неудачи, в отсутствии помощи и результатов, неуспешности терапии и т. п.).

25. Страх начальства.

Система прав работника

7. Страх экономической несостоятельности, отсутствия клиентов, востребованности, потери работы.

8. Страх дискредитации профессиональной деятельности со стороны общества, близких людей, отсутствия поддержки, критика.

14. Страх проявить инициативу.

18. Страх высокой ответственности.

25. Страх начальства.

10. Страх профессиональной незащищенности.

11. Страх манипуляции со стороны клиента, страх, что клиент причинит психологическую боль.

25. Страх начальства.

26. Страх новых ситуаций.

27. Страх не суметь отказать, страх сказать «нет».

25. Страх начальства.

28. Страх предъявить претензии.

Производственная среда

7. Страх экономической несостоятельности, отсутствия клиентов, востребованности, потери работы.

10. Страх профессиональной незащищенности.

14. Страх проявить инициативу.

18. Страх высокой ответственности.

20. Страх профессиональной деградации или остановки развития карьеры.

23. Страх не преуспеть в конкурентной борьбе.

24. Страх показаться неполноценным.

25. Страх начальства.

29. Страх потери качества консультирования из-за технических сбоев.

1. Страх профессиональной оценки со стороны (сообществом, коллегами, супервизором и т. п.), критики.

2. Страх публичных выступлений, страх оказаться в центре внимания.

5. Страх профессионального отвержения и отсутствия поддержки со стороны профессионального сообщества, коллег.

20. Страх профессиональной деградации или остановки развития карьеры.

24. Страх показаться неполноценным.

25. Страх начальства.

26. Страх новых ситуаций.

27. Страх не суметь отказать, страх сказать «нет».

29. Страх потери качества консультирования из-за технических сбоев.

1. Страх профессиональной оценки со стороны (сообществом, коллегами, супервизором и т. п.), критики.

5. Страх профессионального отвержения и отсутствия поддержки со стороны профессионального сообщества, коллег.

25. Страх начальства.

28. Страх предъявить претензии.

Выводы по теоретическому исследованию

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы:

  1. Проведя теоретическое исследование по заявленной теме мы пришли к выводу, что большая часть научных работ и исследований посвящены становлению в профессии и отношению к процессу обучения молодых людей, студентов 1–5 курсов, получающих первое высшее образование в сфере психологии, однако в научной литературе практически не рассмотрен феномен становления личности уже зрелого специалиста, проходящего профессиональную переподготовку в рамках дополнительного профессионального образования.
  2. Кроме того, в научной литературе не представлено детального исследования отношения студентов психологических факультетов, а также специалистов, проходящих профессиональную переподготовку на базе дополнительного профессионального образования по направлению «психология», к процессу обучения и в целом к педагогической (образовательной) системе. Нет работ, посвященных, в частности исследованию отношения к обучению в рамках теории педагогической системы Н. В. Кузьминой.
  3. Недостаточное акцентирование внимания при обучении будущих психологов-консультантов на становлении их профессиональных навыков и умений ведет к несформированности профессиональной компетентности, трудностям с определением точности запроса подопечного и выбора верной гипотезы о проблеме клиента и выстраивании стратегии консультирования (об этом пишут, в частности, Т. В. Рыцарева, И. Ю. Хамитова, А. В. Черников, В. К. Лосева, А. И. Луньков и др.). Это вызывает тревожность и неуверенность в собственных умениях и затрудняет профессиональное самоопределение начинающего психолога, ведет к появлению профессиональных страхов консультативной деятельности.
  4. Проведенный теоретический анализ позволяет нам сделать вывод о том, что понятие «профессиональные страхи» практически не встречается и не используется в научных работах. Мы проанализировали это понятие лишь в работах Н. В. Ермак, которая при формулировании определения базировалась на понятии «социального страха». Тем не менее, на наш взгляд, работа со страхами в период обучения становится социально-психологической проблемой, т. к. они не позволяют, как в процессе обучения, так и в последующем, активно адаптироваться к тем социальным условиям, которые требуют от личности максимального проявления профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих быстрое освоение профессиональной деятельности и конкурентоспособность на рынке труда.
  5. Далее можно с уверенностью сказать о том, что в научных работах не описана и не исследована взаимосвязь отношения к процессу обучения на программах переподготовки и проявления последующих профессиональных страхов консультативной деятельности психологов. Как итог, третий параграф первой главы посвящен теоретическому моделированию взаимосвязи отношения к процессу обучения и проявлению профессиональных страхов психологов в их консультативной деятельности. Гипотеза нашей работы заключается в том, что данная взаимосвязь существует, и отношение студента к процессу обучения на программе профессиональной переподготовки психологов взаимосвязано с последующим проявлением профессиональных страхов консультативной деятельности
  6. Важным выводом, как нам представляется, является и тот факт, что в научной литературе не присутствуют полные списки профессиональных страхов, с которыми сталкиваются психологи-консультанты в своей профессиональной деятельности. Не были обнаружены нами и методики измерения, исследования профессиональных страхов и уровня их выраженности у психологов.

Литература:

  1. Ермак, Н. В. Профессиональные страхи и их динамика у школьных психологов; Специальность 19.00.05 Социальная психология [Текст]: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психолог. наук / Н. В. Ермак; Российский государственный социальный университет (РГСУ) — Москва, 2005. — 24 с.
  2. Ермак, Н. В. Профессиональные страхи — индикаторы нормативного кризиса профессионального становления личности школьного психолога // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: в 2-х ч. [Текст] / Н. В. Ермак; под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чудновского. — М.: Смысл, 2004 — Часть 1 — С. 235–237
  3. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко. — Издание 2-е,. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 512 c. — Текст: непосредственный.
  4. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / Е. Л. Климов. — М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. — 336с.
  5. Кузьмина, Н. В. Понятие педагогической системы и критерии её оценки / Н. В. Кузьмина. — Изд. 2-е. — Москва: Народное образование, 2002. — 400 c. — Текст: непосредственный.
  6. Миниярова, В. А. Особенности проявления страхов у студентов с различным социально-психологическим типом личности: Специальность 19.00.05. Социальная психология [Текст]: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психолог. наук / В. А. Миниярова. — Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2006. — 22 c. — Текст: непосредственный.
  7. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. — Изд. 4-е. — Москва, Воронеж.: МПСИ, МОДЭК, 2011. — 400 c. — Текст: непосредственный.
  8. Ромек В. Г. Поведенческая психотерапия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В. Г. Ромек. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  9. Сагалакова, О. А. Социальные страхи и социофобии. [Текст] / О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. — 210 с.
  10. Шапарь Б. В. Новейший психологический словарь / Шапарь, Б. В. — Изд. 4-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 808 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): страх, профессиональная деятельность, сторона клиента, клиент, процесс обучения, отношение, педагогическая система, профессиональная переподготовка, отсутствие поддержки, профессиональная беспомощность.


Ключевые слова

педагогическая система, профессиональная деятельность, профессиональные страхи, социальные страхи

Похожие статьи

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Работа практического психолога с профессиональной деформацией педагогов учреждений высшего образования

В настоящей статье рассматриваются проблемы работы практического психолога высшей школы с профессиональными деформациями педагогов, специфика работы преподавателя в исламской академии и особенности организации диагностической и коррекционной работы.

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Психологическая система П. Я. Гальперина и современные взгляды на подготовку дефектологов

В данной статье речь идет об особенностях психологической системы П. Я. Гальперина и ее применимости в рамках современной подготовки специалистов дефектологического профиля. Автор дает определение психологической системе П. Я. Гальперина, а также кра...

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Похожие статьи

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Работа практического психолога с профессиональной деформацией педагогов учреждений высшего образования

В настоящей статье рассматриваются проблемы работы практического психолога высшей школы с профессиональными деформациями педагогов, специфика работы преподавателя в исламской академии и особенности организации диагностической и коррекционной работы.

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Психологическая система П. Я. Гальперина и современные взгляды на подготовку дефектологов

В данной статье речь идет об особенностях психологической системы П. Я. Гальперина и ее применимости в рамках современной подготовки специалистов дефектологического профиля. Автор дает определение психологической системе П. Я. Гальперина, а также кра...

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе

В статье автор исследует роль семьи и направления работы педагога-психолога для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Задать вопрос