Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 02.07.2023

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Земцова, А. В. Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции / А. В. Земцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104664/ (дата обращения: 04.05.2024).



В научной статье рассматривается понятие лицензирования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Анализируется правовое регулирование лицензирования и оборота. Особое внимание уделено административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о лицензировании, в том числе органу, осуществляющим государственный контроль в указанной области. Также выделены проблемные аспекты реализации алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли (дьюти-фри).

Ключевые слова: лицензирование, этиловый спирт, алкогольная продукция, спиртосодержащая продукция, оборот, ответственность, торговля.

The scientific article discusses the concept of licensing, ethyl alcohol, alcoholic and alcohol-containing products. The legal regulation of licensing and turnover is analyzed. Special attention is paid to administrative and criminal liability for violation of licensing legislation, including the body exercising state control in this area. The problematic aspects of the sale of alcoholic beverages in duty–free shops are also highlighted.

Keywords: licensing, ethyl alcohol, alcoholic beverages, alcohol-containing products, turnover, liability, trade.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, оценке соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования. [1]

Вышеуказанный Федеральный закон является основополагающим в области лицензирования отдельных видов деятельности. В статье 12 перечисляются основные виды деятельности, подлежащие лицензированию. В свою очередь п. 2 ст. 1 определяет, что положения ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не применяются по отношению к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Этот вопрос регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который является правовой основой в этой области.

Статья 2 Федерального закона № 171 называет основные понятия, необходимые для рассмотрения темы. В первую очередь, следует определить понятие этиловый спирт. П. 1 ст. 2 ФЗ № 171 указывает, что под этиловым спиртом следует понимать спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, спирты винный, виноградный, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый. Также в п. 3 ст. 2 ФЗ № 171 дается понятие спиртосодержащей продукции, под которой понимается пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Осталось рассмотреть понятие алкогольной продукции, которое определяется п. 7 ст. 2 ФЗ № 171, где указывается, что алкогольная продукция это — пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

Названный ранее Федеральный закон содержит целую главу, посвященную вопросу лицензированию деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Глава 3 определяет виды деятельности, подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии, а также порядок обжалования решения лицензирующего органа. [2]

Правовые основы административной ответственности в сфере лицензирования содержатся в КоАП РФ. Часть 2 ст. 14.1 КоАП РФ определяет, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Помимо статьи 14.1 КоАП РФ административную ответственность за нарушение законодательства в области оборота и лицензирования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяют ст. ст. 14.16, 14.17.1, 14.17.2 КоАП РФ. Часть 2 статьи 14.16 КоАП РФ указывает, что оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В свою очередь в статье 14.17.1 идет речь о незаконной розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами, а в ст. 14.17.2 о незаконном перемещении физическими лицами алкогольной продукции в нарушение действующего законодательства. [3]

Для полноты вопроса об ответственности за лицензирование и оборот необходимо рассмотреть уголовный аспект. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность по ст. 171 за незаконное предпринимательство. Непосредственную ответственность за осуществление незаконной розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции предусматривает ст. 171.4 УК РФ. [4]

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (ред. от 07.07.2015) «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, судам следует исходить из того, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (пункт 3 статьи 49 ГК РФ). [5]

В целях недопущения нарушений лицензионных требований, участникам розничной продажи алкогольной продукции следует предпринимать меры, а именно: не продавать алкогольную продукцию без соответствующей лицензии, не осуществлять продажу спиртных напитков с 22:00 до 10:00, вести журналы учета объема розничной продажи, а также следить за правильностью заполнения таких журналов, своевременно предоставлять декларации, сверять сроки действия усиленной квалифицированной электронной подписи и иные меры.

Государственный контроль за производством и оборотом спиртосодержащей и алкогольной продукцией возложен на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. [6]

В полномочия Росалкогольрегулирования входит осуществление пломбирование автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, оборудования для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдачу лицам, имеющим (имевшим) лицензии на осуществление деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выписок из государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и иные полномочия. [7]

Согласно статистическим данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о результатах надзора за оборотом алкогольной продукции за 1 полугодие 2020г. надзорные мероприятия за соблюдением обязательных требований при реализации алкогольной продукции осуществлены на 193 объектах потребительского рынка, из них нарушения выявлены при 105 проверках, что составило 54,4 % от общего количества проверенных. Исследовано 139 проб алкогольной продукции. По выявленным нарушениям приняты меры по пресечению правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции, виновные привлечены к административной ответственности, в том числе 48 юридических лиц, 81 должностное лицо и ИП. [8]

Что же такое беспошлинная торговля? На этот вопрос нам позволяет ответить Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, а именно статья 243, в которой указывается, что это таможенная процедура, которая применяется в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой эти товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов. Такие магазины в основном находятся в аэропортах, морских портах, местах пересечения границы, другими словами «Транзитные зоны». Пассажиры, следующие из одной страны в другую, при этом не имеющие визы для пребывания, могут воспользоваться магазином дьюти-фри, в котором могут приобрести воду, товары для личных нужд, алкогольную продукцию. [9]

Касаемо вопроса беспошлинной торговли в магазинах дьюти-фри в ст. 18 Федерального закона № 177 имеется положение, где указывается, что для осуществления данной деятельности необходимо получение лицензии, что в дальнейшем позволяет вести деятельность по обороту алкогольной продукции, помещаемой под таможенные процедуры, в том числе организация, имеет право за закупку (в том числе импорт), хранение и розничную продажу алкогольной продукции, в том регионе, где находится магазин дьюти-фри.

По теме беспошлинной торговли в магазинах дьюти-фри имеется определение Конституционного суда. Как следует из материалов дела, заявительница, будучи генеральным директором ООО «Дера-Владивосток», была признана виновной в осуществлении оборота (импорта) алкогольной продукции без лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции. Санкция устояла в апелляционной и кассационной инстанциях. Между тем заявительница утверждала, что компания осуществляла реализацию алкогольной продукции в магазине беспошлинной торговли, и не производила импорт указанной продукции, а потому не требовалось получения соответствующей лицензии.

Не согласившись с решениями вышестоящих судов, заявительница обратилась с жалобой в Конституционный суд РФ, в которой выразила сомнение в конституционности подпункта 16 статьи 2, пунктов 1 и 4 статьи 18, пунктов 1 и 3 статьи 26 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также части 3 статьи 14.17 «Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» КоАП РФ.

Конституционный суд (КС) РФ подтвердил, что реализация алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли является импортом товара и, соответственно, подлежит лицензированию, говорится в Определении КС РФ, которым предпринимательнице из Владивостока Ольге Булатовой было отказано в рассмотрении ее жалобы. [10]

В завершение рассматриваемой темы хотелось бы отметить важность лицензирования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для осуществления предпринимательской деятельности законно. Поскольку нелицензированный оборот может привести общество к тяжким последствиям, т. к. употребление алкоголя в местах, не имеющих лицензии на осуществление деятельности связано в большинстве случаев с нападениями, разбоями, дорожно-транспортными происшествиями, убийствами и многими другими последствиями. Важно отметить, что необходимо всячески усиливать законодательный контроль в области оборота и лицензирования алкогольной продукции, чтобы избежать пагубных для общества последствий.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — Текст электронный.
  2. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — Текст электронный.
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.11.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — Текст электронный.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 24 мая 1996 г. (ред. От 24.09.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — Текст электронный.
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 (ред. от 07.07.2015) «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — Текст электронный.
  6. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка [Электронный ресурс] // Росалкогольрегулирование: офиц. сайт URL: https://fsrar.gov.ru/about (дата обращения: 16.11.2022)
  7. Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» (ред. от 09.06.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «ГАРАНТ». — Текст электронный.
  8. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс] // Роспотребнадзор: офиц. сайт URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news_region/news_details_region.php?ELEMENT_ID=14868 (дата обращения: 16.11.2022)
  9. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — Текст электронный.
  10. Конституционный суд Российской Федерации [Электронный ресурс] // КС РФ: офиц. сайт URL: http://www.ksrf.ru/ru/Press-srv/Smi/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=7745 (дата обращения: 16.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, беспошлинная торговля, РФ, лицензирование, оборот, административная ответственность, розничная продажа, специальное разрешение.


Похожие статьи

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 171-ФЗ государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.

Особенности квалификации розничной продажи...

Статья 151.1 УК РФ предусматривает ответственность за розничную продажу

В связи с чем, сложности вызывает соотношения составов ст. 171.4 и 151.1 УК РФ.

Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции...

Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей...

Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Правовые меры по ограничению реализации алкогольной продукции в городе...

Закон устанавливает особые условия для торговли данной продукцией, в том числе.

Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Ответственность за несоблюдение правил производства...

 В статье рассмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение правил производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основе анализа административного законодательства.

Ответственность за нарушение законодательства в области...

Часть 3 ст. 14.17 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии [1].

К вопросу об ответственности за нарушение требований...

В статье раскрываются механизмы распределения акцизов на алкогольную продукцию. В ч.2.1. ст.14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение розничной продажи. - регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Административно-правовое регулирование оборота...

Пысин А. В. Особенности административно-правового регулирования оборота этилового спирта, алкогольной

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация. Ответственность за несоблюдение правил производства, оборота...

В 2018 г. продажи алкогольной продукции в России показали рост на 4,6 % в денежном.

Правовое регулирование розничной продажи алкогольной...

Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ‒ статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами.

Отдельные аспекты административных правонарушений в сфере...

Выделенные в Главах 14 и 15 КоАП РФ непосредственные составы правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по мнению ряда авторов, не в полной мере охватывают связанные с рассматриваемой категорией правонарушений вопросы.

Правоприменительная практика по привлечению...

...без специального разрешениялицензии) применяется квалификация по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

2. Лицензирование деятельности в сфере обращения фармацевтических товаров.

УК РФ, РФ, спиртосодержащая продукция, судебное заседание, алкогольная продукция

Статья 151.1 УК РФ предусматривает ответственность за розничную продажу.

Похожие статьи

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 171-ФЗ государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.

Особенности квалификации розничной продажи...

Статья 151.1 УК РФ предусматривает ответственность за розничную продажу

В связи с чем, сложности вызывает соотношения составов ст. 171.4 и 151.1 УК РФ.

Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции...

Уголовно-правовое регулирование оборота спиртосодержащей...

Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Правовые меры по ограничению реализации алкогольной продукции в городе...

Закон устанавливает особые условия для торговли данной продукцией, в том числе.

Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Ответственность за несоблюдение правил производства...

 В статье рассмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение правил производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основе анализа административного законодательства.

Ответственность за нарушение законодательства в области...

Часть 3 ст. 14.17 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии [1].

К вопросу об ответственности за нарушение требований...

В статье раскрываются механизмы распределения акцизов на алкогольную продукцию. В ч.2.1. ст.14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение розничной продажи. - регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Административно-правовое регулирование оборота...

Пысин А. В. Особенности административно-правового регулирования оборота этилового спирта, алкогольной

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация. Ответственность за несоблюдение правил производства, оборота...

В 2018 г. продажи алкогольной продукции в России показали рост на 4,6 % в денежном.

Правовое регулирование розничной продажи алкогольной...

Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ‒ статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами.

Отдельные аспекты административных правонарушений в сфере...

Выделенные в Главах 14 и 15 КоАП РФ непосредственные составы правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по мнению ряда авторов, не в полной мере охватывают связанные с рассматриваемой категорией правонарушений вопросы.

Правоприменительная практика по привлечению...

...без специального разрешениялицензии) применяется квалификация по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

2. Лицензирование деятельности в сфере обращения фармацевтических товаров.

УК РФ, РФ, спиртосодержащая продукция, судебное заседание, алкогольная продукция

Статья 151.1 УК РФ предусматривает ответственность за розничную продажу.

Задать вопрос